Проект "Игры нашего детства"
проект (подготовительная группа)

Светлана Кондобарова

В преддверии летних отпусков в выпускной группе детского сада появилась идея расширить знания детей об играх с правилами.

В век компьютерных игр и общения в социальных сетях детский досуг стоит у черты исчезновения. Эта проблема неоднократно поднималась в обществе, и мне ещё раз захотелось к ней вернуться. Проведя параллель между детством детей и их родителей, познакомив дошкольников с детскими играми, в которые играли их мамы и папы, мне хотелось вызвать у детей интерес к активному отдыху без компьютеров, сохраняя тем самым физическое здоровье детей.

Проект «Игры нашего детства» - это возможность самой, хоть ненадолго, вернуться в своё детство, и дать возможность родителям детей вспомнить их детские годы, которые прошли во дворах интересно, весело и с пользой для личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igry_nashego_detstva.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Игры нашего детства»

Автор: воспитатель МБОУ Архангельская СОШ им.А.Н.Косыгина Кондобарова С.А.

Вид проекта: информационный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (май – июнь 2023г.).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Актуальность проекта:

В преддверии летних отпусков в выпускной группе детского сада появилась идея расширить знания детей об играх с правилами.

В век компьютерных игр и общения в социальных сетях детский досуг стоит у черты исчезновения. Эта проблема неоднократно поднималась в обществе, и мне ещё раз захотелось к ней вернуться. Проведя параллель между детством детей и их родителей, познакомив дошкольников с детскими играми, в которые играли их мамы и папы, мне хотелось вызвать у детей интерес к активному отдыху без компьютеров, сохраняя тем самым физическое здоровье детей.

Проект «Игры нашего детства» - это возможность самой, хоть ненадолго, вернуться в своё детство, и дать возможность родителям детей вспомнить их детские годы, которые прошли во дворах интересно, весело и с пользой для личностного развития.

Цель проекта: формирование у детей понятия «активный отдых» и повышение роли семьи в воспитании детей.

Задачи:

- познакомить детей с играми с правилами, в которые играли их родители;

- развивать память, мышление, внимание, воображение, речь, физические и волевые качества, физическую активность;

- формировать нравственные качества: дружелюбие, умение договариваться, уважение к родителям и ровесникам, умение достойно проигрывать и радоваться успехам других людей;

- инициировать совместную игровую деятельность детей и родителей;

- учить детей самостоятельно организовывать игру;

- обогащать игровой опыт детей.

Ожидаемый результат:

- дети получат новые знания об играх и активном отдыхе;

- у родителей появится ещё один повод для общения со своими детьми, общий интерес к играм будет способствовать ещё более дружным семейным отношениям.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный:

изучение литературы на тему игр с правилами (сбор информации из книг и интернетресурсов), определение задач проекта, опрос воспитателей и родителей «В какие игры вы играли в детстве?».

2 этап: Основной:

реализация проекта.

3 этап: Заключительный:

выпуск стенгазеты «Детские игры наших родителей», выступление на родительском собрании.

План осуществления проекта:

1 этап: Подготовительный (#1075;.- #1075;.)

Создание картотеки с подвижными и дидактическими играми.

2 этап: Основной (#1075;.#1075;.)

Беседы с детьми «Детские игры, в которые играли родители», показ слайдов с примерами этих игр, подготовка атрибутов для игр, непосредственно игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке.

3 этап: Заключительный (#1075;.#1075;.)

Выпуск стенгазеты «Детские игры наших родителей», выступление на родительском собрании с презентацией «Подвижные игры».

Картотека

«Игры нашего детства»

«Резиночки»

Цель: развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Ход игры:

Главный атрибут этой игры — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждый участник выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгун ошибается, на его место встает другой участник, а допустивший ошибку надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

«Классики»

Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

«Бояре»

Цель: развивать умение быть в команде, силовые качества и выигрывать в ситуации «один против всех».

Участники этой старинной русской народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речёвку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

«Тише едешь, дальше будешь — стоп»

Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

«Колдунчики»

Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.

Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.

«Море волнуется раз»

Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

«Казаки-разбойники»

Цель: развивать базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и стойкость.

Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников».

«Вышибалы»

Цель: развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений

«Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

«Я знаю 5 имен»

Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

«Съедобное-несъедобное»

Цель: развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

«Колечко-колечко»

Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

«Вы поедете на бал?»

Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала кусочек одеяла

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

Вы поедете на бал?

После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

"Я садовником родился"

Цель: развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

«Горячая картошка»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся !!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".

«Ручеек»

Цель: развивать ловкость и внимание.

Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе. Количество играющих, должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.

«Светофор»

Цель: развивать быстроту реакции, внимательность.

С помощью считалочки выбирается водящий, рисуются 2 линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. Игроки встают за одну из линий. Водящий встает в центр между линиями и поворачивается к игрокам спиной. Далее он называет любой цвет и поворачивается к игрокам. Дети ищут у себя этот цвет на одежде, если они его находят, то показывают его ведущему, и спокойно проходят на ту сторону. Если у игрока этого цвета нет, он должен перебежать на другую сторону, задача водящего попытаться осалить его. Тот, кого осалят, становится водящим. Если все прошли-перебежали на другую сторону, водящий отворачивается и загадывает новый цвет. Перед началом игры следует договориться о том можно ли искать цвета на заколках, бусах, часах и других аксессуарах.

«Хали-хало»

Цель: развивать речь, быстроту, ловкость.

Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы. Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Отгадавший слово ловит мяч, кричит ведущему «Хали-хало» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим.

Мы в хали-хало играли немного по-другому. До водящего разрешалось делать только три гигантских шага и с этого места мяч бросался в кольцо, которое водящий сделал из своих рук. Если игрок попадал мячом в кольцо водящего, то игрок уже становился водящим.

«Фантики»

Цель: развивать координацию, глазомер, внимание.

Для начала надо из конфетных оберток сложить сами «фантики». Фантики складывались либо прямоугольные, либо треугольные. Обычно фантики складывались в прямоугольники. Фантиков должно быть как минимум один у каждого игрока. Броски фантиков происходят специальным способом. Фантик кладется на открытую вверх ладонь, и она резко ударяется пальцами о край стола снизу.

  1. Сначала разыгрывается, кто будет бросать первый. «Камень, ножницы, бумага».
  2. Первый игрок кидает на стол фантик в любое место.
  3. Следующий игрок делает бросок стараясь накрыть фантик уже лежащий на столе, который бросил предыдущий игрок. Можно накрыть сразу несколько фантиков.
  4. Если участник накрыл своим фантиком другой фантик, то он забирает этот фантик и делает снова бросок пока не промажет или на столе не останется ни одного фантика.
  5. После броска фантик остается на столе, пока не сделают броски все участники
  6. Далее первый участник, если у него остался на столе фантик, берёт его и выполняет бросок этим фантиком. Если у него фантик выиграли, то он может либо выйти из игры, либо ввести в игру новый свой фантик.

Таким образом, игра продолжается пока не выйдут из игры все участники. В случае экстренного завершения игры все разбирают оставшиеся свои фантики со стола.

Кроме основного правила игры, когда брошенный фантик накрывает другой или другие, есть дополнительные:

  1. Если брошенный фантик просто соприкоснулся с другим («штык») или расстояние между фантиками оказалось меньше толщины фантика («ручеек»), игрок берёт брошенный фантик и повторяет бросок. То же самое делается, если брошенный фантик встал «вертикально» — («зеркальце» при игре на подоконнике).
  2. Если брошенный фантик попал в «кармашек» другого фантика, бросавший игрок берёт с поля тот фантик, которому попал в «кармашек», плюс ещё один любой другой фантик с поля. И повторяет ход (любым своим фантиком).
  3. Если брошенный фантик попал ПОД какой-то фантик на поле («поднизка»), бросавший игрок забирает с поля ВСЕ фантики. И бросает на поле один свой фантик, передавая ход следующему игроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»

Детский сад № 2573                Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»...

"Сказки нашего детства"

Сценарий выпускного утренника в подготовительной группе детского сада...

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Дворовые игры нашего детства.

Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры ! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово,...

Студия «Народные игры нашего детства»

СТУДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в средней группе "Игры нашего детства"

Предлагается сценарий проведения родительского собрания...