Памятка.Как воспитателю общаться с родителями дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
Памятка
Как воспитателю общаться с родителями дошкольников
- Открытость общения – первое правило. Именно открытое, содержательное общение будет эффективным. Давайте родителям максимум информации как текущего, так и общего характера. Вовлекайте семью в активную беседу: объясняйте, обсуждайте, рассказывайте.
- В общении с родителями важно сформировать систему «МЫ». Помните, что у вас и семьи одинаковые воспитательные цели. Воспринимайте общения с позиции «Как мы можем вместе сделать детство полноценным?». Обращайтесь к интересам ребенка как глобально, так и на микроуровне. Например, в ситуации, когда собеседник становится груб, спрашивайте: «Вы думаете, детям полезно было бы слышать беседу в такой форме?» или «Как вы считаете, какие выводы сделают дети, став свидетелями нашей беседы?».
- Учитесь выстраивать психологические границы. Конкретные приемы построения психологических границ в общении: уважительное отношение к ценностям собеседника, отсутствие домыслов и интерпретаций его мнения, принятие на себя ответственности только за свои действия. Установите внутреннее правило: высказывать свою мысль, ответ или возражение только после того, как вслух пересказали мысль собеседника и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели… Давайте уточним, что вы имели в виду…».
- Используйте техники активного слушания и «“Я”– высказывания». Они являются универсальными стратегиями эффективного общения. Активное слушание состоит в повторении высказываний собеседника в утвердительной форме. Это делается, чтобы понять, подтвердить и принять слова партнера. «“Я”– высказывания» – это сообщения от первого лица. Они позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, но при этом не оказывать давления собеседника.
- Откажитесь от попыток установить справедливость и определить, кто прав, а кто виноват. В межличностных отношениях, особенно эмоционально насыщенных, каковыми и являются отношения с родителями воспитанников, у каждого своя правда. Важнее преодолеть эгоцентризм и встать на позицию партнера по общению, понять, что стоит за его правдой.
- Не становитесь «мамочкой» родителям воспитанников, не пытайтесь буквально учить даже молодых родителей, давать им указания, что правильно или неправильно. Тот, кто занимает позицию родителя, всегда получает в партнеры ребенка, а ребенок может быть непослушным. Обсуждайте эффективность разных воспитательных стратегий, расскажите, как использовать различные поощрения.
- Попробуйте отгадать потребности, которые мотивируют собеседника в конкретной ситуации. Поведение родителей может направлено не только на защиту интересов своего ребенка, но и на самоутверждение или даже поиск информации. Причиной конфликтной ситуации может стать предшествующий конфликт на работе, выплеск раздражения голодного человека, неосознанное желание продлить общение, пусть и конфликтное, потому что не хочется забирать ребенка (дома его контролировать сложнее), и т. д. А теперь проделайте то же самое упражнение в отношении себя и ответьте на следующие вопросы: «Почему вы продолжаете спорить и отстаивать какую-то точку зрения?», «Почему так эмоционально реагируете на конкретного человека?», «Почему стремитесь доказать свою правоту?», «Какие мотивы стоят за вашим поведением?».
- Переключайте собеседника на информационные сообщения. Конфликт всегда связан с эмоциями, а обсуждение конкретной информации позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации и перейти в деловое обсуждение вопроса. Информируйте родителей о событиях в детском саду, достижениях и успехах ребенка.
- Формулируйте правила общения с родителями. Предложите им совместно составить кодекс общения. Пусть озвучат свои ожидания, свои «нельзя», которые неукоснительно должны соблюдаться в группе. Пусть приведут примеры допустимого поведения в конкретных ситуациях. Вы тоже можете перечислить простые правила общения для детей и взрослых. Подкрепите их примерами из жизни.
- Умейте выдержать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать свое мнение. Скорость мышления и принятия решений у всех разная. Часто необходимо небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или проанализировать ситуацию. В непосредственном общении выгадать такую паузу бывает сложно.
- Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, вам действительно стоит изменить какие-то моменты в своем отношении к родителям или общении с детьми. Важно сохранять открытость к критике и готовность меняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей по правовому воспитанию дошкольников.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать во...
Памятка для воспитателей по профилактике у дошкольников нарушений темпа и ритма речи
Профилактика нарушений темпа и ритма речи у дошкольников позволит создать необходимые условия для гармоничного формирования речи детей....
Буклет "Памятка для воспитателей "Общаемся с родителями"
В буклет вошли рекомендации воспитателям о том, как правильно строить общение с родителями воспитанников:Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей;Проведение беседы с родителями по инициа...
Как воспитателю общаться с родителями, и какие бывают сложности.
Консультация для педагогов...
Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов
Советы воспитателям ДОУ...
Консультация для педагогов "Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов"
Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраз...
Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов
Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ре...