Сенсорное развитие ребенка раннего возраста.
статья (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста.
Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста является важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития ребенка у детей формируется восприятие окружающего мира , представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного. В раннем возрасте сенсорное воспитание детей - это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста.
Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста является важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития ребенка у детей формируется восприятие окружающего мира , представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного. В раннем возрасте сенсорное воспитание детей - это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков. Период развития ребенка - считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), на основе которого формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление. Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.). Сенсорное развитие необходимо для социальной адаптации, в процессе которой ребенок учатся общаться, откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать. Сенсорное развитие - значимая задача целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие занимает значимое место в умственном, физическом, эстетическом развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, а так же формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике. Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей. Обязательны и продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование. Игры для тренировки различных видов восприятия. Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия. Упражнения в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения.
Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей от 2 до 3 лет. Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Для улучшения сенсорного развития ребёнка необходимо использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая их в работу с малышами. Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Задача воспитателя - обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изобразительной деятельности, развитию речи и др. В работе с детьми раннего возраста используются следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Сенсорное развитие ребенка осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где, по мнению учёного, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Именно поэтому особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей предметно-пространственной среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредством ознакомления с цветом
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредством ознакомления с цветом.Курдюмова Наталья Александровна работает с детьми раннего возраста.В этот период у детей происходит активное познани...
Консультация на тему: «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста
Для формирования речевых навыков важно развивать мелкую моторику. Такие занятия с детьми можно проводить еще задолго до того, как будет произнесено первое сознательное слово. Вместе с малышом мо...
«Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребенка раннего возраста"
В материале: ответ на вопросы Что такое сенсорное развитие, что необходимо для сенсорного развития ребенка раннего возраста...
«Сенсорное развитие ребенка раннего возраста как необходимое условие конструктивной деятельности»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Использую его, дети могут передать свое отношение, свои...