Рабочая программа средней группы
рабочая программа (средняя группа)
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2020-2021_g_srednyaya_gruppa.docx | 85.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза
А.А. Головачева и С.Ф.Шутова»
Рабочая программа
образовательной деятельности средней
группы
общеразвивающей направленности
на 2020/2021учебный год
Составители:
Сухорукова Татьяна Анатольевна
Феоктистова Виктория Евгеньевна
Москва
2020 год
Содержание
Введение.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка........................................................................................3
1.1.1. Цели и задачи Программы................................................................................3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.....................................5
1.2. Планируемые результаты....................................................................................8
1.3. Возрастные особенности детей 4-5 лет............................................................11
2. Содержательный раздел.
2.1. Общие положения..............................................................................................12
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях.......................................................................................13
2.2.1 Социально-коммуникативное развитие.........................................................14
2.2.2 Познавательное развитие................................................................................16
2.2.3 Речевое развитие..............................................................................................20
2.2.4 Художественно-эстетическое развитие.........................................................21
2.2.5 Физическое развитие........................................................................................23
2.3.Модель образовательной деятельности.............................................................25
2.4. Комплексно-тематическое планирование …………………………………...26
2.5..Формирование основ безопасности ………………………………………….35
2.6. Взаимодействие взрослых с детьми.................................................................37
2.7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников…………………………………………………………………........40
3. Организационный раздел....
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка........................................................................................................................41
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.................42
3.3. Планирование образовательной деятельности................................................45
3.4. Режим дня и распорядок....................................................................................46
3.5. Перечень литературных источников................................................................49
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Разработка программы осуществлена в соответствии с :
Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Указом президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг»
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН
2.4.1.3049-13) • Закон СПб «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 № 461-83
Срок реализации данной программы – 1 год
Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому и физическому.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и
способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации - государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как
ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа, в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими
людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка,
доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы.
Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров,
музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической
и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного
консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы,
мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации;
предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности
возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип
предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
1.2. Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры
К пяти годам:
- Ребёнок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных
делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
- Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
- Проявляет интерес к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договариваться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
- Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задать много вопросов поискового характера. Начинает появляться уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет свою роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов - заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.
- Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
- Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребёнок использует средства интонационной речевой выразительности. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передаёт эмоциональные состояния людей и животных.
- Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребёнок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.
- Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий.
- В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задаёт много вопросов поискового характера, стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем: с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенностей объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
- Имеет представления:
- о себе: знает своё имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол, осознаёт некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать у взрослого некоторые сведения о своём организме;
- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, прошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;
- о государстве: знает название страны и города, в котором живёт. Хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
- Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и привычными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.) С помощью взрослого ребёнок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают
1.3. Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа)
В игровой деятельности детей средней группы появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по замыслу.
Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений. Дети лучше удерживают равновесие. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают по 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схемы изображения предметов для решения несложных задач.
Продолжает развиваться воображение. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматический строй речи.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них важна похвала.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность.
2. Содержательный раздел.
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
- описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других
участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.
2.2.0писание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).
Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего, исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно
инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны
осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе 1.1.2 принципов и подходов Программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно развивающий характер взаимодействия и общения и др.
2.2.1. Социалъно-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
- развития игровой деятельности;
- развития компетентности в виртуальном поиске.
В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям
Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают
уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности
У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей.
Взрослые создают в Организации различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.
Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом, создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.
Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.
Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например, при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести
способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся
договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил
безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями
В сфере развития игровой деятельности
Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие
детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
2.2.2 Познавательное развитие
В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей. Взрослые создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к
окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если... то...».
Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт
соприкосновения с объектами природы - воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.
Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира,
оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.
В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.
Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют
просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.
Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.
Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает
математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок
незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось
позитивными эмоциями - радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и
навыках, касающихся математического содержания. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа
предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы.
Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для
математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то...» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п., осуществляя при этом речевое сопровождение.
Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.
Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-
понятия (круглый, больше, меньше, спираль - о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).
У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше - меньше, толще - тоньше, длиннее - короче, тяжелее - легче и др.); применять
основные понятия, структурирующие время (например, до - после, вчера - сегодня - завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток.
Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар).
У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.
Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).
Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»). Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6-10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук). Развивается способность применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях.
Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п.
Программа оставляет Организации право выбора способа формирования у воспитанников математических представлений, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ.
2.2.3 Речевое развитие
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной
деятельности является создание условий для:
- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты,
делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя
при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.
Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития
является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.
Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений
Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития.
Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание
детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно- следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит:
«Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки».
Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств. Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
2.2.4 Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в
широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам
художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные
средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах)
- создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
2.2.5 Физическое развитие
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
- становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
-формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и
правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости,
правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.
2.3. Модель образовательной деятельности
Учебный план
Непосредственная образовательная деятельность | |||||||
№ п/п | Возрастная группа | Виды НОД | Количество НОД в неделю | Длительность НОД | Общее количество НОД в неделю | Время, затраченное на НОД в неделю | Количество НОД в год. |
1 | Средняя | Познавательное развитие | 2 | 20 мин | 10 НОД | 3.ч.20 мин | 350 |
Развитие речи | 1 | 20 мин | |||||
Рисование | 1 | 20 мин | |||||
Лепка | 1 раз в две недели | 20 мин | |||||
Аппликация | 1 раз в две недели | 20 мин | |||||
Физическая культура в помещении | 2 | 20 мин | |||||
Физическая культура на прогулке | 1 | 20 мин | |||||
Музыка | 2 | 20 мин |
2.4. Годовое комплексно — тематическое планирование в средней группе
Месяц | Тема | Цели и задачи | Формы реализации | Методическое сопровождение |
Сентябрь 1-2 неделя | «Здравствуй, детский сад! Игрушки» | Вызвать радость от возвращения детей в детский сад и встречи с друзьями. Продолжать знакомить с детским садом как с ближайшим социальным окружением. Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге, знаниям. Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. Формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми. | Праздник « День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
3-4 недели | «Осень ранняя пришла - мы ее встречаем» | Расширять знания детей об осени. Формировать обобщенные представления об осени как времени года по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках, приспособлении растений и животных к изменениям в природе,явлениях природы. Оформить представления об осени как о времени года. | Досуг, посвященный Дню дошкольного работника. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
Октябрь 1-2 неделя | «Дары осени. Овощи и фрукты на нашем столе» | Расширять знания и представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Уточнить и систематизировать знания детей о профессии овощевода, садовода. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. | Выставка детского творчества. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
3-4 неделя | «Какого цвета осень. Листопад» | «Осенний праздник» | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». | |
Ноябрь 1 - неделя | «Я расту здоровым» | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, папа, мама и.т.д.). Закреплять знание детьми своих имени и фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких и взрослых. «Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». | |
2 - неделя | «Я и моя семья» | Формировать представления о родственных отношениях в семье. Формировать образ Я, положительную самооценку. Расширять представления о своем внешнем облике. | ||
3- неделя | «Мамочка любимая» | Воспитывать любовь к маме и уважение к ее труду. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Формировать уважительное и заботливое отношение к маме и близким. | Выставки рисунков «Моя мама». Вечер досуга, посвященный Дню матери. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
4 - неделя | «Мой город, моя страна» | Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. | Выставка. | |
Декабрь 1-2 недели | «Здравствуй, зимушка - зима!» | Расширять представления детей о зиме. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». | |
3 - 4 недели | «Новогодние приключения!» | Организация всех видов детской деятельности к Новому году. Формировать положительно - эмоциональное отношение к празднику, желание участвовать в подготовке. Знакомить с традициями празднования. | Новогодний утренник. Выставка детского творчества. «Детские забавы». | |
Январь 1 -4 недели | «Зимние забавы» | Формирование представления о безопасном поведении людей зимой. Познакомить детей с зимними забавами.... | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». | |
Февраль 1-3 недели | «День защитника Отечества» | Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Музыкальный досуг, викторина, выставка рисунков, спортивно развлекательное мероприятие, выставка детских работ «День защитников Отечества». | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
4 неделя | Праздник «Масленица» | Знакомить с русским народным творчеством, с традициями, Использование русского народного творчества и фольклора. | Музыкальный досуг. | Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». |
Март 1 -2 неделя | «Международный женский день. Профессии наших мам» | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви и уважения к мамам, бабушкам. Расширение гендерных представлений. Формировать представления о родственных отношениях. | Праздник «Мамин праздник». Выставка детских рисунков. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
3-4 недели | «Знакомство с народной культурой и традициями» | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами . Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи, продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
Апрель 1-4 недели | «Весенние секреты» | Знакомить детей с признаками весны. Формирование представлений о природе весной. Развивать умения вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения весной. Формировать исследовательский и познавательный интерес. Развивать представления о животном мире. Замечать красоту весенней природы. Систематизировать представление о временах года, установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы. | Досуг. Выставка детского творчества. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
Май 1-2 недели | «День Победы!» | Воспитание любви к Родине, уважение к ветеранам. Формировать представление о празднике, посвященному Дню Победы. | Познавательно - тематический досуг. Выставка детского творчества. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
3-4 недели | «Здравствуй лето!» | Знакомить детей с признаками лета. Формирование представлений о природе летом. Развивать умения вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения летом. Формировать исследовательский и познавательный интерес. | Познавательный досуг, развлечение. Конкурс рисунков. | В соответствии с перспективным планирование Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Белая К.Ю. «Безопасность на улицах». |
2.5. Формирование основ безопасности
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Витамины и полезные продукты» | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека и влияния на его организм. |
Октябрь | «Полезные и вредные продукты» | Рассказать детям о пользе овощей и фруктов и их значении для здоровья человека, а также о вредных продуктах питания. |
Ноябрь | «Съедобное - несъедобное» | Научить различать по внешнему виду съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. |
Декабрь | «Будь здоров!» | Научить детей заботе о своем здоровье, избегать ситуаций,которые наносят вред здоровью. |
Январь | «Безопасное поведение на улице» | Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. |
Февраль | «Взаимосвязь и взаимодействие в природе» | Развивать у детей понимание того, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы. |
Март | «Личная гигиена» | Развивать у детей понимание значения и необходимость гигиенических процедур. |
Апрель | “На воде, на солнце..» | Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. |
Май | «Игры во дворе» | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. |
2.6. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со
взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях,
участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют
ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки.
Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
План взаимодействия с родителями
Месяц | Тема, форма взаимодействия | Оформление дополнительного материала |
Сентябрь | Родительское собрание «Мы уже не малыши» (особенности развития и воспитания детей пятого года жизни) | Папка-передвижка «Когда начинать готовить ребенка к школе?» Выставка «Осенняя фантазия» |
Октябрь | Консультация «Учим ребенка беречь природу» (на сайте ДОУ) Участие в проекте «Витамины на грядке» | Фотовыставка «Моя семья» |
Ноябрь | Совместный досуг «Мамочка любимая моя» | Фотовыставка «Вместе с мамой» Папка-передвижка «Юные помощники дома» |
Декабрь | Участие в проекте «Новый год у ворот» Консультация «Новогодние украшения своими руками» (на сайте ДОУ) | Выставка «Подарки для елочки» |
Январь | Консультация «Как организовать с ребенком сезонные наблюдения в природе» (на сайте ДОУ) | Фотовыставка «На прогулке всей семьей» Конкурс рассказов о зиме |
Февраль | Круглый стол «Игровая деятельность дошкольников» (рекомендации по организации игровой среды дома) Досуг вместе с папами (дедушками) «Бравые солдаты» | Конкурс поделок пап и детей из дерева, бумаги или металла |
Март | Праздник мам и бабушек Консультация «Семейные традиции» (на сайте ДОУ)
| Выставка «Народная игрушка своими руками» Папка-передвижка «Народноприкладное творчество» |
Апрель | Участие в проекте «Птицы» Консультация «Прогулки на свежем воздухе весной» | Семейная акция «Сделаем скворечник своими руками» |
Май | Участие в праздничном концерте «Поздравляем ветеранов» Консультация «Что и как рассказать ребенку о войне» (на сайте ДОУ) Родительское собрание «Наши успехи» (итоги работы за год и перспективы) | Папка-передвижка «Ядовитые растения нашего края»
|
2.7. Взаимодействие педагогического коллектива
с семьями дошкольников
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями)
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и ГБОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно
анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в ГБОУ.
Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также
самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы.
В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков. Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда создана педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе
технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе
развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункционалъной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной - все элементы РППС соответствует
требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья.
Художественно - эстетическое развитие | Уголок творчества; музыкальный уголок, уголок ручного труда, уголок рисования, уголок конструирования. | Наличие материалов для изобразительной деятельности, литературы по искусству, Открыток и альбомов для рассматривания. Наличие конструкторов и строительного материала. Наличие природного и бросового материала, наличие музыкальных инструментов. Наличие дидактических игр. |
Социально - коммуникативное развитие | Кукольный уголок, уголок сюжетно - ролевых игр, уголок нарядов, уголок дежурств, и.т.д. | Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, - наличие атрибутов, игрушек, предметов- заместителей для сюжетно-ролевых игр, - наличие уголка дежурств, и.т.д. |
Познавательное развитие | Уголок природы, книжный уголок, уголок дидактических игр, уголок безопасности. | |
Речевое развитие | Речевой уголок, Театральный уголок, Уголок общения. | Наличие картотеки речевых игр, Наличие разных видов театров, Наличие атрибутов для театрализованных игр |
Физическое развитие | Физкультурный уголок. | Наличие атрибутов для спортивных игр, Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке |
3.3. Планирование образовательной деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
средняя группа
Понедельник | 9.00-9.20 о.о. «Художественно-эстетическое развитие» - музыкальное 9.30-9.50 о.о. «Социально- коммуникативное развитие» о.о. «Познавательное развитие» о.о. «Физическое развитие» ознакомление с окружающим (предметный и социальный мир) 2 раза в месяц; природа- 1 раз в месяц; ОБЖ+ школа здорового человека - 1 раз в месяц |
Вторник | 9.00-9.20 о.о. «Физическое развитие» - физкультурное 9.30-9.50 о.о. «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» о.о. ФЭМП/1 раз в месяц как часть НОД-сенсорное развитие + конструирование |
Среда | 9.00-9.20 о.о. «Художественно-эстетическое развитие» аппликация/лепка 11.40-12.00 о.о. «Физическое развитие» - физкультурное на улице |
Четверг | 9.00-9.20 о.о. «Физическое развитие» - физкультурное 9.30-9.50 о.о. «Речевое развитие» -развитие речи/художественная литература |
Пятница | 9.00-9.20 о.о «Художественно-эстетическое развитие» Рисование 9.30-9.50 о.о. «Художественно-эстетическое развитие» - музыкальное |
3.4. Режим дня и распорядок
Режим дня составлен с учетом 12-часового пребывания детей в детском саду и с учетом требований СанПиН 2.4.1 3049-13.
При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, состояние здоровья и.т.д.).
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду, учитывает климатические, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
РЕЖИМ ДНЯ
для средней группы
Деятельность | Время |
Приём детей, взаимодействие с родителями, игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа | 7.00. - 8.20. |
Утренняя гимнастика | 8.08. - 8.15. |
Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак | 8.15.- 8.50. |
Игровая деятельность, подготовка к НОД | 8.50.- 9.00. |
Непосредственная образовательная деятельность | 9.00-9.50 |
Гигиенические процедуры | |
2-й завтрак | 10.10.-10.20. |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдение | 10.20.- 11.50. |
Возвращение с прогулки | 11.50.- 12.10. |
Подготовка к обеду, обед | 12.10- 13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъём, воздушные процедуры, бодрящая гимнастика | 15.00-15.25 |
Гигиенические процедуры, подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 |
Совместная деятельность, игры, развлечения, самостоятельная деятельность детей | 15.50-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.50 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 17.50-18-15 |
Гигиенические процедуры, подготовка к ужину, ужин | 18.15-18-45 |
Самостоятельная деятельность детей, уход домой | 18.45-19.00 |
РЕЖИМ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В средней группе (4-5 л.)
3.5. Перечень литературных источников
1. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ
дошкольного образования:сборник. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
2. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М.:
Просвещение, 2015.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание
развития человека. - М., Академия, 2011.
4. Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3-6
лет. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
.5. Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. - М.: Мозаика-синтез, 2014.
и
6.. Корчак Януш. Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. -
Москва: ACT, 2014. (Библиотека Ю. Гиппенрейтер).
7. Корчак Януш. Уважение к ребенку. -СПб.: Питер, 2015.
8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников:
учеб. пособие. -М : Мозаика-Синтез, 2013.
8. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.:
Смысл, 2012.
9. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного
возраста. Пособие для педагогов ДОО (0-7 лет). - М.: Просвещение, 2014.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов: гриф МО, М.: Юрайт,
2014.
11. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. -М.:
Смысл, 2014.
12. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного
образования. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
13. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. 2-е изд. испр. и доп. - М.:
Издательство «Национальное образование», 2015.
14. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Д.Б. Эльконин; - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа составлена для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...
Рабочая программа средней группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.)
Рабочая программа воспитателя Средней группы №2 «Разноцветные бабочки» Плосковой Ирины Николаевны на 2016-2017 учебный годКалендарно-тематическое планирование(п...
Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...