План по самообразованию
материал (средняя группа)

Матвеева Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР Д/С №2

План работы по самообразованию

Тема: Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности.

Воспитатель: Матвеева Н.Н.

2023-2024г.

   

Пояснительная записка

Одной из основных задач воспитания и образование является формирование Патриотического воспитания. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Дети начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Не развито у старших дошкольников чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Происходит интенсивное изменение окружающей жизни активное проникновение научно- технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Актуальность

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных, чувств.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Использование проектного метода в системе патриотического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех воспитанников, педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

В процессе реализации проекта у детей формируется чувства верности, собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Значение семьи в формирование нравственно- патриотического сознания трудно переоценивать. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявление творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Проектная деятельность — это интегрированная деятельность, которая включает в себе и чтение художественной литературы и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержание.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС.

Задачи:

1.Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2.Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

3.Воспитывать уважение к труду.

4.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

5.Формировать элементарные знаний о правах человека.

6.Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

7.Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

8.Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

9.Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы и творческие способности, иметь личное время для занятий любимым делом.

10.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этапы работы по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки выполнения работы

Практические выводы

1этап- организованный

Изучение литературы по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию.

сентябрь

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

2этап-основной

Беседы с родителями о необходимости  познакомить детей с родным городом, растительным и животным миром края.

сентябрь

Выступление на первом родительском собрании.

Работа с родителями

Создание фотоальбома «Моя малая Родина»

сентябрь

Беседа с родителями о необходимости познакомить детей с правилами поведения, общения со сверстниками.

сентябрь

Выступление на родительском собрании.

Папка передвижка «Правила поведения для воспитанных детей»

октябрь

Повышение педагогической компетентности родителей

Совместное развлечение

ноябрь

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

«Зимние забавы»

Расширять представления о животном и растительном мире родного края.

декабрь

Повышение педагогической компетенции родителей.

Выставка рисунков "Дари Добро".

январь

Совместное творчество с родителями.

Консультация для родителей «Выходные в семье», «Семейные традиции».

апрель

Папка -передвижка

Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды. Рассматривание иллюстраций, фотографий родного края.

Сентябрь-май

Фотогазета «Лучший город на Земле»

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Сентябрь-май

Игровая деятельность в течение дня.

Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья».

ноябрь

Фотовыставка «Моя семья»

С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей, отражать свои впечатления в рисунках.

Январь - февраль

Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты для драматизации известных русских народных сказок.

Дидактическая игра ««Оцени поступок»

Познакомить детей с историей праздника 9 мая. Формировать чувство уважения к подвигу людей, ветеранов.

Способствовать развитию у детей понимания общечеловеческих ценностей

май

Рассматривание иллюстраций о воинах.

Слушание военных песен. Беседы о подвигах людей. Чтение художественной литературы.

Оформление папки -передвижки "Победа"

3этап-заключительный

1.Итоговое родительское собрание по теме «Растим патриотов»

2. Презентация работы по самообразованию.

май

Выступление на родительском собрании.

Выступление на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...