Конспект занятия "Герб Российской Федерации"
план-конспект урока (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия «Знакомимся с гербом Российской Федерации»
в старшей и подготовительной группе детского сада
Цель: формировать нравственные качества личности дошкольника как важный аспект патриотического воспитания.
Задачи:
- Формировать у детей представления о российской символике: о функциональном назначении герба, символическом значении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
- Воспитывать чувство гордости за родную страну, стремления защищать любимую родину от врагов, уважения к российской государственности.
- Развивать положительные качества личности дошкольников, познавательные способности, психические процессы, навыки взаимодействия в подгруппе; обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Знакомимся с гербом Российской Федерации»
в старшей и подготовительной группе детского сада
Цель: формировать нравственные качества личности дошкольника как важный аспект патриотического воспитания.
Задачи:
- Формировать у детей представления о российской символике: о функциональном назначении герба, символическом значении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
- Воспитывать чувство гордости за родную страну, стремления защищать любимую родину от врагов, уважения к российской государственности.
- Развивать положительные качества личности дошкольников, познавательные способности, психические процессы, навыки взаимодействия в подгруппе; обогащать словарный запас.
Материал.
Демонстрационный: флаг, герб, книги с изображением символики, паспорт, свидетельство о рождении, дипломы, наградные документы с изображениями государственной символики России.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки и крепче сожмём ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Замечательно! Какие вы у меня молодцы! Подарили друг другу доброе настроение! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Кто знает, что это за изображение?
Дети: Герб.
Воспитатель: Герб так же, как и флаг, является символом государства. Появились они очень давно, когда наши предки много времени проводили в боях. Флаг и герб помогали воинам определить, где свои войска, где вражеские.
Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?
Дети: Копьё и меч.
Воспитатель: А что защищает самого воина?
Дети: Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами.
Воспитатель: Но флаг был только один - у знаменосца. В сверкающих металлических латах в разгар боя воинов трудно было различить. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Щит большой, и рисунок на нём хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего воин изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих.
Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их. Так постепенно вырастал целый город, и герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города, постепенно гербы появились у городов и стран.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все страны мира, все государства имеют свой герб. Герб – это отличительный знак, эмблема или символ страны. Российскому гербу более пятисот лет.
Давайте рассмотрим герб нашей страны - России.
Герб представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Что вы знаете об орле? Какая это птица?
Дети: Сильная, гордая, красивая.
Воспитатель: А ещё орёл - самая зоркая птица и видит всё, что находится вокруг него. Орёл золотого цвета, потому что в древности на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Крылья орла расположены как солнечные лучи.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл? Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы?
Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
Воспитатель: Наша страна Россия очень большая, и головы орла смотрят на запад и на восток, чтобы охранять государство. Орла на гербе России называют двуглавый орёл.
В России живут люди разных национальностей. Чтобы в нашей стране был мир, жители России должны быть дружными, помогать друг другу, объединяться вместе, быть едиными.
Воспитатель: А что вы видите на головах орла?
Дети: На головах орла мы видим короны.
Воспитатель: Как вы думаете, что корона обозначает? Кто носил короны?
Предположения детей. Короны были у царей.
Воспитатель: Корона – символ власти и законности. Это означает, что наша страна живёт по законам чести и справедливости. А что в лапах у орла?
Дети: Правой лапой орёл сжимает железную палку.
Воспитатель: Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Он украшен золотом, драгоценными камнями. Это символ власти.
Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.
Воспитатель: Его называют держава. Держава – значит могущество, то есть наша страна могучая. Скипетр, держава, корона были в старину у царя и означали власть. А в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе?
Дети: Всадника, который побеждает дракона.
Воспитатель: Верно.На груди орла находится изображение всадника. Какого цвета конь у всадника?
Дети: Белый.
Воспитатель:Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синий.
Воспитатель:Какого цвета щит?
Дети: Красный.
Воспитатель:Верно. Всадник изображен на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ.
Что в руках у всадника?
Дети:Копьё.
Воспитатель:Зачем оно ему?
Дети:Чтобы победить дракона.
Воспитатель:Верно,в правой руке - серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный дракон символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого дракона. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче?Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Дети: Добро побеждает зло!
Воспитатель: Всадник на коне – это защита, героизм, справедливость и добро. Чёрный дракон – это символ зла. Дракон повержен героем. Что это означает?
Дети: Победу добра над злом.
Воспитатель:Итак, наш герб символизирует силу и непобедимость, законность и справедливость, а еще победу добра над злом.
Ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. О гербе написано много стихотворений. Послушайте одно из них:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
Вопросы детям.
Воспитатель: Какой формы герб?
Дети:В форме старинного щита.
Воспитатель: Какие цвета есть на гербе?
Дети:Красный, золотой, синий, чёрный.Есть ли одинаковые цвета у герба и флага России?
Дети: Да, это красный, синий и белый.
Воспитатель: Что изображено на гербе в центре?
Дети: Золотой двуглавый орёл.
Воспитатель: Какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Кто изображен на груди орла?
Дети:Всадник, защитник, герой.
Воспитатель:Что обозначает этот всадник?
Дети:Победу добра над злом.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, где можно увидеть герб?
Дети:(Рассматривают выставку предметов с изображением герба России.) На знамёнах, печатях, на паспорте, на аттестате, на наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках...
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх,
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь 3 раза нужно,
Как лягушки, проскакать.
Экспериментирование «Что изображено на монетах?»
Воспитатель: Я предлагаю выполнить следующее задание: самим получить изображение герба. У вас на столах лежит лист бумаги, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету. (Дети выполняют.) Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Где ещё можно встретить такое изображение?
Дети: На монетах, на документах. Печатях и штампах. Грамотах, дипломах, в паспорте, свидетельстве о рождении.
Воспитатель: Верно. Герб подтверждает подлинность важных документов.
Послушайте стихотворение:
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдём мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!
В конце мероприятия воспитанникам предлагают разукрасить герб .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Дата подписания: 29.12.2012 Д...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
Российская ФедерацияФедеральный закон ...
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об основн
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восем...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"Дата подписания: 29.12.2012Дата пу...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"Дата подписания: 29.12.2012Дата публикации: 31.12.2012 00:00Принят Государственной Ду...
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федераль...