«Эффективные приемы формирования основ читательской грамотности в условиях детского сада»
консультация (старшая группа)
В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skraybing.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные приемы формирования основ
читательской грамотности в условиях детского сада»
воспитатель
Парфенова Яна Александровна,
МБДОУ « Детский сад « Карамелька»
В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.
Сейчас дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, стaновится не интересным, ненужным. Это постепенно ведет к исчезновению устоявшейся литературной традиции, на которой опирались предыдущие поколения. В результате наблюдается низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. А ведь именно дошкольный возраст, является самым подходящим для знакомства с чтением, именно в эти годы формируются первоначальные знания о мире, в это время появляется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Ведь мы, взрослые, являемся проводниками детей в мир литературы. От нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, не имеющим значения событием в его жизни.
Так что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Компонентами читательской грамотности являются способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также умение применять эти знания в жизни.
Работая с детьми, я часто замечала, как им трудно пересказывать тексты, заучивать стихи, составлять рассказы. Известно, что дети быстрее учатся и воспринимают именно в игровой форме, поэтому моя задача была найти и использовать подходящую и интересную методику по формированию основ читательской грамотности у детей.
Все мы в детстве любили рисовать, а рисовать мы научились раньше, чем писать. Мы с большим удовольствием изображали разные картинки, таким образом, мы пытались донести информацию до других людей. В моей голове все время крутились два слова «рисование» и «информация»… Как же это здорово передавать информацию через рисунки…..
Именно эта информация стала двигателем для освоения такой технологии как «Скрайбинг», и я с удовольствием поделюсь своим опытом работы в данной технологии.
«Скрайбинг» - это визуализация сложного содержания, простым и доступным способом, зарисовкой образов прямо вовремя передачи информации.
Существуют несколько видов « скрайбинга»:
- «Скрайбинг – аппликация». На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
- «Скрайбинг магнитный» он похож на аппликационный, но единственное различие в том, что готовые изображения ребенок крепит магнитами на магнитную доску.
- «Рисованный Скрайбинг» это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.
Особенность «Скрайбинга» в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
Мы часто учим стихи с детьми и многим детям было очень сложно запомнить. Но именно благодаря технологии «Скрайбинг» дети стали быстрее запоминать, благодаря своим зарисовкам они стали лучше пересказывать.
Например: Я зачитываю детям стихотворение и прошу их нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, но и получает удовольствие от самого процесса.
Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
«Скрайбинг» помогaет сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным и творческим.
Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - обрaзность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.
Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.
Эта технология не только улучшает запоминание текста, но и делает процесс обучения более интересным и творческим. Он позволяет детям быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать и пересказывать сказки, а также развивает связь между рисунками и речью. С помощью "скрайбинга" дети могут успешно излагать свои мысли, рассказывать и обосновывать свои выводы и заключения.
Таким образом, использование технологии "Скрайбинг" в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию основ читательской грамотности, улучшает понимание и запоминание прочитанного текста, а также развивает творческие и коммуникативные навыки детей.
Список литературы:
- Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
- Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
- Петровский П.В., Любецкий Н.С., Кутузова М.А..Скрайбинг. Объяснить просто, – М. ООО «Издательство Э», 2016. 207с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Маленький «артист» в мире большого театра». Воспитание основ театральной культуры в условиях детского сада.
Представленный опыт работы по театрально - игровой деятельности будет полезен педагогам ДОУ. Представляю разработку педагогического алгоритма воспитания основ театральной культуры детей ст...
Родительское собрание "Формирование основ здорового образа жизни в детском саду"
Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения и формирование у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью....
"Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"
quot;Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"...
Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развит...
Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.
В настоящее время в своей работе каждый учитель-логопед использует инновационные технологии с детьми с ОВЗ. Потому что владеть инновационными технологиями это очень важно в современной педагогике...
«Эффективные приемы формирования основ читательской грамотности в условиях детского сада»
В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, разли...