Проект "Ладушки"
проект (младшая группа)

Колоскова Надежда Владимировна

Познавательно - творческий проект "Ладушки" по развитию мелкой моторике рук 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 (МБОУ «Айская СОШ»)

659635 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Ая, ул. Школьная, 11.                                

 Адрес электронной почты: aja_70@mail.ru

«Ладушки»

Проект для детей младшего дошкольного возраста

Составила воспитатель:

Колоскова Надежда Владимировна

С.Ая

2023г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Тема проекта: «Ладушки»

Актуальность темы: В наши дни у детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы.   Особое внимание обращают на себя особенности мелкой моторики  рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. 

Дети все реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Наблюдение за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. 

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для развития мелкой моторики.  Ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет хорошо логически мыслить, у него развита память, внимание и связная речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Ведь уровень мелкой моторики ребенка является показателем готовности его к школьному обучению. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.  В нашей группе уделяется большое внимание вопросам развития мелкой моторики. Регулярно обновляется предметно - развивающая среда, пополняется объем развивающих, дидактических игр и пособий. Но в связи с особенностями  возраста дети не понимают для чего необходимо выполнять (и не хотят выполнять) те или иные упражнения для развития мелкой моторики. Поэтому было принято решение о создания проекта по развитию мелкой моторики «Ладушки». Проект направлен на формирование у детей навыков точных движения  пальцев рук. Содержание проекта отвечает возрастным особенностям младших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Тесное взаимодействие с различными специалистами, родителями внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать координацию пальцев рук.

Участники проекта: дети ясельной  группы, родители, педагоги.

Цель проекта: создание предметно – развивающей среды по развитию мелкой моторики рук «Ладушки» в ходе реализации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленных на формирование у детей ясельной группы осознанного выполнения упражнений, обеспечивающих точную координацию пальцев рук, через игру.

Задачи для детей: Познакомиться с игровыми упражнениями на развитие мелкой моторики рук.

Задачи для родителей: Помочь детям овладеть игровыми упражнениями на развитие мелкой моторики рук.

Задачи для педагогов: Организация совместной деятельности детей и родителей.

Сроки реализации: Долгосрочный.

Вид проекта: Познавательно – творческий.

Продукт проекта: ПРС по развитию мелкой моторики рук «Ладушки»

Особенности проекта:

Практическая значимость: Создание ПРС по   развитию мелкой моторики рук «Ладушки» будет использоваться на занятиях, в игре, а также играть дети других групп.

Проблема: Неумение детей, выполнять какие либо точные движения пальцами рук.

Проблемный вопрос: Как выполнять точные движения?

Ресурсы:

  1. Информационные – журналы, открытки с изображением навыков самообслуживания, иллюстрации с упражнениями на развитие мелкой моторике рук, интернет – ресурсы.
  2. Человеческие – Педагог-психолог, педагог-логопед.
  3. Материально – технические – ноутбук, телевизор, принтер, ламинатор.
  4. Финансовые – распечатка и ламинирование  - 500р, канцелярия – 1200р.

 Итоги проекта: У детей пальчики стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений; Повысился интерес детей к пальчиковым играм, и начали овладевать сложными упражнения. Создали ПРС по ОБЖ.

 

Подготовительный этап

  1. Сбор информации, подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры, пальчиковых игр.
  2. Информирование родителей о реализации проекта, подбор художественной литературы.
  3. Подбор материала и оборудования для занятий, пальчиковых игр, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр с детьми
  4. Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте.
  5. Оснащение бросовым материалом.

       

  Основной этап

Месяц

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагога

Октябрь

  • Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага);
  • Д/и с песком и водой, «Нарядные бусы»;
  • П/игра «Ловим мыльные пузыри»
  • Пальчиковые игры: «Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»
  • Лепка «Лучики для солнышка»
  • Рисование красками,  пальчиками «Нарисуем солнышку лучики»,
  •  Конструирование построек из кубиков разной величины
  • Занятие у психолога

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД.

 Помощь педагогу в проведение консультации для родителей «Почему важно развивать мелкую моторику рук»

   Организация места для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД. 

Организация места и проведение консультации для родителей «Почему важно развивать мелкую моторику рук»

Помощь психологу в организации занятии

Ноябрь

  • Сухой бассейн с крупами
  • Д/и «Волшебные замочки» 
  • Массаж рук с помощью ребристых мячей.
  • Лепка «Зернышки для цыплят»
  • Рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»
  • Игры с предметами
  • Складывание мозаик, пазлов 
  • П/игра «Петушок»
  • Пальчиковые игры: «Мальчик - пальчик» «Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»
  • Игры с прищепками «Ежик»
  • Занятие у логопеда

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Помощь логопеду в организации занятии

Декабрь

  • Д/и «Большие и маленькие мячики», «Сортируем макароны»
  • Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».
  • Игры с водой «Рыбалка»
  • Пальчиковые игры: «Ладошки», «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»
  • Лепка «Снеговичок»
  • Рисование гуашью «Снег кружится, летает»
  • П/игра «Солнышко и дождик»
  • Игры с прищепками «Солнышко»
  • Занятие у психолога

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Помощь психологу в организации занятии

Январь

  • Игры с предметами: Конструирование, пирамидки, матрёшки
  • Лепка «Неваляшка»
  • Игры в сухом бассейне с крупами
  • Рисование на крупе пальчиками 
  • Пальчиковые игры: «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка», «Сорока - сорока» «Бумажный мячик»
  • Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»
  • П/игра «Мишка косолапый»
  • Занятие у логопеда

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Помощь логопеду в организации занятии

Февраль

  • Д/и «Попробуй расстегни», «Сортируем макароны»
  • Массаж рук с помощью     ггороха
  • Рисование гуашью «Дорисуй ежику колючки»
  • Лепка «Колобок»
  • Игры с водой «Достань, что скажу»
  • Пальчиковые игры: «Ладушки-ладушки», «Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»
  • Игры со счетными палочками «Разложи по цвету»
  • Занятие у психолога
  • Игры с прищепками «Ежик»

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Изготовление для детей игр на развитие мелкой моторики рук

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Привлечение родителей к изготовлению детских игр на развитие мелкой моторики рук

Помощь психологу в организации занятии

Март

  • Д/и «Попробуй застегни», «Собери гусеничку»
  • Массаж рук с помощью зубной щетки
  • Рисование на кинетическом песке пальчиками и ладошками
  • Лепка «Баранки для Мишутки»
  • Игры с песком «Что спрятано»
  • Пальчиковые игры: «Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник», «Веселые мышата»
  • Игры с крышками «Попробуй догони»
  • Игры с прищепками «Ёлочка»
  • П/игра «Зайка беленький сидит»
  • Занятие с логопеда

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Помощь логопеду в организации занятии

Апрель

  • Игры с предметами: Конструирование, пирамидки, матрёшки
  • Массаж с растиранием пальчиков
  • Лепка «Гусеничка»
  • Игры в сухом бассейне с крупами
  • Рисование гуашью(пальчиками) «Верба»
  • Пальчиковые игры: «Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь», «Подарки», Приготовили обед»,
  • Игры с прищепками «Солнышко», «Стирка»
  • П/игра «Курица и цыплята»
  • Занятие у психолога

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Помощь психологу в организации занятии

Май

  • Д/и «Большие и маленькие мячики», «Фасоль и горох»
  • Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пупырчатым мячиком».
  • Игры с водой «Поймай предмет»
  • Пальчиковые игры: «Ходилочка», «Транспорт», «Раз – весна.», «В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»
  • Лепка на картоне «Дождик»
  • Рисование гуашью
  • Занятие у логопеда (пальчиками и ладошками) «Букет»
  • П/игра «Солнышко и дождик»
  • Игры с прищепками «Сказка Колобок»

Помочь в изготовлении материала для проведения экспериментирования, пальчиковых, дидактических, подвижных игр и НОД

Помощь педагогу в организации проведения консультации для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»

Организация места для проведения пальчиковых и дидактических игр

Помощь логопеду в организации занятии

Организация места и проведение консультации для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»

         

Заключительный этап

  1. Подведение итогов на родительском собрании
  2. Презентация реализации результатов проекта

Список используемой литературы:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
  2. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001
  3. Варенцова Н.С. Готовим руку к письму. Занятия с детьми трех-четырех лет// Дошкольное воспитание. 1996 №2.
  4. Гуськова Т.В. Трехлетние дети в саду и дома // Дошкольное воспитание. 1983. №4.
  5. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2. 
  6.  Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2012.