Творческий проект "Русский сувенир"
проект

Арефьева Ольга Сергеевна

Творческий проект «Развитие музыкально– художественной деятельности через приобщение детей к творчеству русского народа «Русский сувенир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx142.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательнное учреждение

«Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Алатырского района Чувашской Республики

Творческий проект

«Развитие музыкально– художественной деятельности через приобщение детей к творчеству русского народа «Русский сувенир»

item_4588.jpg

Чуварлеи 2022

Введение

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка, благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции можно и нужно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.

Россия богата своими традициями, обычаями, старинными обрядами, народными праздниками. Которые и по сей день с любовью сохраняются и регулярно отмечаются.

К сожалению, мы, в детских садах, отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

В связи с этим, наблюдается отсутствие интереса у детей к изучению культурных традиций своего народа.

В древности не существовало специальных детских празднований, но ребятишки обязательно принимали участие во многих из них и играли свою особенную роль.

Такие праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси проводились с песнями, плясками, своеобразными ритуалами.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Поэтому назрела особая потребность к возрождению народной культуры, но возникает противоречие между необходимостью знакомить детей с народной культурой и невозможностью реализовать ее в рамках традиционной программы. И мы, музыкальные руководители города, решили разработать систему мероприятий для знакомства детей с народными традициями, праздниками, обрядами и культурой их проведения.

      Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самая главная наша задача –  передать и прочувствовать эту любовь со своими детьми.

Актуальность

 Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

Цель проекта: Формирование представлений о народных творчестве,традициях у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-формировать представление о том, что такое «традиции». Знакомить с традициями русского народа. Знакомить с шедеврами русского музыкального искусства;

-способствовать развитию интереса к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

-воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников.

Участники: музыкальный руководитель; воспитатели; дети всех возрастных групп

Вид проекта:  творческий;

Ожидаемые  результаты.

- у детей сформируются  представления о творчестве и  традициях русского народа;

           -обогатятся знания детей произведениями устного народного творчества (фольклор, игры, сказки, песни, былины). ·

 -дети будут проявлять активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

       - у детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

        -готовность воспринимать народную музыку, танцы, эмоционально откликаться на выраженные в ни чувства и настроения.

        -сформировать у детей представление о разнообразии народных инструментов и сформировать навык игры на них;

             Этапы проекта

Подготовительный этап. 

Подбор репертуара,  музыкального сопровождения. Подбор литературы и иллюстраций. Подбор и подготовка  костюмов и атрибутов.

Осовной этап.

Группа

Виды музыкальной деятельности

Задачи

Сроки

II группа раннего возраста «Капитошки»

 Проведение русских народных игр. «Бабка Ёжка», «Барашек». Разучивание потешек («Кисонька- мурысенька», «Птички»), загадок. Знакомство с русскими народными сказками (совместно с воспитателем).           Слушание песни «Русские матрешки».                                Разучиване эллентов к танцу  «Матрешки».                              Аппликация «Солнышко-ведрышко»

Воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям русского народа. Знакомство с русскими народными играми.

    Сентябрь- октябрь

Младшая группа «Ягодки»

Игра: «Ульи и пчёлы».                     Слушание песни «Как у наших у ворот».                                      Проведение русских народных игр «Горшки» и Гори, Гори ясно», «Игра с колокольчиком». Знакомство с музыкальными инструментами Чтение русских народных сказок «Теремок»; «Снегурочка»; «Заюшкина избушка»:

Знакомство детей с народными играми; Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями». Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню. Отработать шаг, характерный для народного танца. Знакомство с русскими играми.

Сентябрь- октябрь

Средняя группа «Пчелки»

Хоровод: «Во дворе то калина», «Ходила младешенька по борочку»

Разучивание оркестра под мелодию «Два веселых гуся» Разучивание хороводов.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Разучивание колыбельной «Спи-ка, усни, дитя,Ванюшенька….

Знакомство с музыкальными инструментами

Учить текст, мелодию с движениями. Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов

Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;

Учить детей петь, передавая характер народной песни.

Знакомсво с народной песней

Знакомство с колыбельными, Учить детей

сочинять свои колыбельные песни

Подготовительная группа «Солнышко»

Танец с ложками «Ай, да берёзка» Танец «Кадриль»

Разучивание оркестра «Во дворе то калина» Песня «Как на тоненький ледок»

Разучивание танца «Валенки»

Знакмство с музыкальными инструментами

Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.

Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.

Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству; Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.

развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения.

освоить в процессе разучивания танцевальные движения для выразительного исполнения русского народного танца и создания музыкального образа.

 

Предполагаемый продукт.

Итоговый концерт ко Дню народного единства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская по изготовлению зимнего сувенира "Снеговик"

Методическая разработка проведения детско-взрослой творческой мастерской по изготовлению зимнего сувенира "Снеговик"...

Художественно-творческий проект "Русский сувенир"

Современные дети очень мало знают о народных промыслах, которые относятся к декоративно-прикладному искусству. В частности это относится к дымковской, загородской, полхово-майданской, филимоновской ро...

Проект познавательно – творческий на тему: «Русский сувенир» с детьми 4-5 лет

Паспорт проекта Вид проекта – познавательно- творческийПродолжительность проекта – краткосрочныйОбъект исследования - матрешкаУчастники проекта- дети 4-5 лет, воспитатель, родители.Ср...

Нетрадиционные техники изготовления сувениров и подарков как средство развития творческого потенциала

Нетрадиционные техники изготовления сувениров и подарков как средство развития творческого потенциала...

Консультация для педагогов "Как подготовится к проведению творческого проекта "Народная игрушка - русский сувенир МАТРЁШКА"

   Что бы дошкольники знали о русских народных промыслах и деревянных расписных игрушках, в нашем музеи – игротеки «Наша Родина Хабаровский край – часть большой Росс...

Творческая мастерская - изготовление игрушки сувенира "Ангел"

Цель. Познакомить с народными традициями изготовления «Рождественского Ангела»...

Выставка творческих поделок " Пасхальный сувенир"

Благодарность семьям воспитанников за участие в конкурсах...