консультация для родителей" воспитание доброты посредством художественной литературы"
консультация (подготовительная группа)

Притворова Елена Викторовна

Детская литература пронизана идеями гуманизма, нравственности, добра. Доброта помогает преодолевать трудности,находить верных друзей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Детская литература, как народная, так и авторская, как правило, вся пронизана идеями гуманизма, нравственности, добра. Но преподносится это всё без морализаторства, без нравоучений, в легкой, эмоциональной форме. Взять, к примеру, русские народные сказки. В них всегда зло остается наказанным, добрые персонажи находят свое счастье. Таким образом до детей доносится мысль о том, что злоба разъедает душу, делает человека несчастливым, что из-за злобы невозможно увидеть прекрасное. А доброта, наоборот, помогает преодолевать трудности, находить верных друзей, которые придут на помощь. Малые жанры русского фольклора, обращенные к детям, так же наполнены добром, светом. Потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки, загадки – всё это несет в себе любовь к детям, показывает доброе, нежное отношение взрослых и тем самым формирует ответные добрые чувства в детях.

Авторские произведения, ставшие классикой детской литературы, не случайно получили такое признание. Такие произведения разошлись по всему миру на разных языках и везде, во всех уголках мира получили отклик в душах юных читателей. Во всем мире известны сказки Пушкина, Бажова, Андерсена, Линдгрен, Перро, Киплинга, Уайльда и других писателей со всего мира. Не только сказки, но и рассказы, стихи разных писателей составляют золотой фонд детской литературы. Конечно же, знакомя детей с произведениями детской литературы, взрослые обращаются в первую очередь к отечественным авторам. И это понятно – ведь в таких произведениях отражена та жизнь, та действительность, тот менталитет, который окружает ребенка повседневно.

Одним из таких авторов является Агния Львовна Барто. Все мы с детства знаем стихи про мишку, которого уронили на пол, про Таню, уронившую в речку мячик, про зайку, которого бросила хозяйка и другие стихи из цикла «Игрушки». Казалось бы, одно маленькое четверостишие. А сколько в нем любви, заботы, добра! Без всяких нравоучений, на эмоциональном уровне ребенок чувствует сострадание к зайке и осуждает нерадивую хозяйку; радуется, что мишку не бросили, советует пришить ему лапу; помогает утешить маленькую Таню, подсказывает, как можно вытащить из речки мячик. В стихах для детей постарше предлагаются уже другие ситуации – про Катю, ждущую урожая на скамейке, про жадного Егора, ждущего от праздника только подарки, про Вовку – добрую душу, про сорок внучат, помогающих бабушке в огороде. В произведениях Барто даны и положительные, и отрицательные примеры. Однако сатира писательницы остается мягкой, беззлобной. Есть в творчестве писательницы и произведения, не несущие определенных указаний на то, что хорошо, а что плохо, как, например, в циклах «Младший брат», «Твой праздник» («Машенька», «Машенька растет»). Но лиричность этих стихов, понятная детям, сама по себе воздействует на ребенка, учит по-доброму воспринимать мир, находить радость в повседневном окружении.

Творчество другого писателя и педагога, Василия Сухомлинского, также не оставляет детей равнодушными. Малыши знакомятся с его сказками, дети постарше – с рассказами и стихами. Всё творчество Сухомлинского, отдавшего сердце детям, пронизано любовью, добром, гуманизмом. Конечно, основная часть его творчества будет доступна школьникам, но и старшие дошкольники вполне могут понять основную мысль таких рассказов, как «Именинный обед», «Кто кого ведет домой», «У каждого свое счастье», «Самые ласковые руки», «Седьмая дочь» и другие. В короткий рассказ Сухомлинский вкладывает огромный смысл, дающий много тем для размышления. Своим творчеством педагог и писатель очень нежно прикасается к детским душам, ненавязчиво показывает что хорошо, а что плохо.

Из современных авторов хочется отметить писателя и педагога Владимира Степанова. Его небольшие, но очень живые стихи и сказки нравятся детям, они понятны и доступны, они легки и игривы. С первого взгляда может показаться, что произведения этого автора слишком просты, к серьезной литературе не имеют отношения, не прививают детям литературного вкуса. Однако именно такие произведения могут стать для маленького читателя первой ступенькой в мир литературы. Легкие, небольшие по объему, зачастую написанные с добрым юмором, понятные малышам, они вызовут у детей интерес к книге и чтению в целом. Сюжеты его произведений добрые, милые, легко читаются и легко воспринимаются, запоминаются детям. Такие произведения, лишенные агрессии и нудного морализаторства, показывающие детям красоту окружающего мира, рассказывающие о дружбе и взаимопомощи, несомненно, послужат формированию у детей доброты.

Можно еще очень долго разбирать творчество детских писателей, как отечественных, так и зарубежных, и в каждом находить истоки добра, мудрости, примеры для подражания и воспитания детей. Творчество абсолютно каждого известного детского писателя заслуживает отдельного внимания. И в рамках данной статьи просто невозможно разобрать творчество каждого. Однако, несомненно, детская литература будет огромным подспорьем в воспитании детей как для родителей, так и для педагогов. И подбирать литературные произведения взрослые будут с учетом своих предпочтений, интересов, воспитательных целей. Задавшись целью сформировать у дошкольника доброту, можно использовать в большей степени творчество какого-то одного писателя, а можно использовать произведения разных писателей, освещающих одну и ту же проблему. В любом случае при целенаправленной работе результат будет, поскольку детская художественная литература, на наш взгляд, является вторым фактором  по значимости и силе воздействия на ребенка после личного примера взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Консультация для родителей "Всестороннее развитие детей посредством художественной литературы"

Уважаемые родители, ознакомившись с данной консультацией, каждый из вас сможет научиться эффективному использованию художественной литературы для всестороннего развития своего ребёнка....

Консультация для воспитателей "Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы".

Консультация для воспитателей "Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы"....

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...