Краткосрочный логопедический проект «Сказка ложь, да в ней намек...» для детей с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР раннего возраста
проект

Ходова Вероника Сергеевна

Проектная деятельность важна для развития у детей познавательносй активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_skazki_.odt37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение здравоохранения

«Дом ребенка специализированный»

Краткосрочный логопедический проект «Сказка ложь, да в ней намек...»

для детей с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР раннего возраста

                                                                Составитель: учитель-логопед,                                                                         учитель-дефектолог

                                                                Ходова Вероника Сергеевна

Иваново, 2023

Паспорт логопедического проекта.

        Сроки проведения : с 01.12.2023 г. По 29.12.2023 г.

        Образовательные области:        

- познавательная; 

- социально-коммуникативная;

- художественно-эстетическая;

- физическая;

- речевая.

        Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, логопед).
  • по целевой установке – информационный.
  • по длительности – красткосрочный.

        Вид проекта: познавательно-игровой, информационно-творческий.

        Участники проекта:

- дети группы № 4 с ЗРР и ЗПРР;

- учитель-логопед.

        Цель: Познакомить детей с детской литератрой с целью повышения уровня речевого развития, формирования  звукоподражаний, навыка фразового высказывания.

        Задачи:

Образовательные:

1. Расширять кругозор детей о мире сказок, предаставления об окуржающем мире.

2. Научить детей бережнее относиться к книгам, игрушкам.

Развивающие: 

1. Наполнять и активзировать словарь детей в процессе прослушивания сказочных сюжетов.

2. Формировать предпосылки речевого выдоха.

3. Активизировать подвижность органов артикуляционного аппарата, мимических мышц.

4. Стимулировать подражательную деятельность у детей.

5. Разитие нравственных и творческих качетв личности.

6. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.

2. Стимулировать эмоциональный отклик на сказку, вызыватьу  ребенка стремление повторять за взрослым слова и фразы .

2. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

        Предметно – развивающая среда:

- герои сказок;

- картинный материал по теме проекта;

- картинный материал для выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики по теме проекта;

- настольный театр.

        Направление реализации проекта:

- совместная деятельность с детьми (беседы, групповые занятия, индивидуальные занятия, “логоритмические минутки”)

- взаимосвязь с воспитателями при работе по проекту.

        Проблема. В отличиии от детей, воспитывающихся в семейной среде, дети раннего возраста, оказавшиеся в  Доме  ребенка имеют некоторую депривацию, эмоциональную отстраненность от взрослого (особенно на этапе адаптационного периода). Даепривация ведет к тому, что наблюдается задержка развития, ограничиваются начальные представлений об окружающей действительности, в недостаточной степени сформированы представления об взаимодействии со взрослым и другими детьми.

        Актуальность. Развитие речи и ее предпосылок является центральной задачей логопеда в ходе работы с детьм раннего возраста в Домах ребенка. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно через речевое взаимодействие реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. По сравнению сдетьми ранего возраста, которые развиваются по возрасту, у детей с ЗРР, ЗПРР, ЗПМ и РР отмечаются отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. После проведенного

обследования выяснилось, что воспитанники испытывают значительные

трудности в формировании экспрессиовного и импрессивного компонентов речи, подражательной деятельности, формировнаия пальцевого и кистевого праксиса, ограническия подвижности органов артикуляционного апппарата, вялости арикляционных и мимических мышц. Недостаток развития данных компонентов оказывает значительное влияние на формирование речевого развития у детей и приводит к значительному отставанию от нормы развития. Кроме того, депривационный компонент в эмоионаьном развитии данной категории детей тоже оказывает негативное влияние на речевое развите.

 Следовательно, необходима тщательная работа над развитием детей данной категории. Исследователи отмечают, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной

речи. Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, память, дает образцы русского литературного языка. Используя сказку можно смело погружаться в мир волшебства и игры, что очень важно при работе с детьми. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

        Ожидаемый результат: активное речевое общение, повышение уровня

грамотности речи, наполнение импрессивного и экспрессивного словарей ребенка, вызывание звукоподражаний, упрощенных слов, слов и простой 2-х составной фразы. Улучшение подвижности кистевого и пальцевого праксиса, подвижности органов артикуляционного аппарата. Повышение уровня познавательного интереса, умение находить творческие

решения поставленных задач. Повышение уровня воспритательской

компетентности в развитии личностных характеристик ребёнка.

        План реализации проекта

Задачи

Мероприятия по реализации

1 этап: организационно-подготовительный

- Анализ и обобщение опыта по теме проекта.

- Подборка методического обеспечения для реализации проекта.

- Пополнение предметно-развивающей среды.

- Составление информационного банка технологий по речевому развитию через мир сказок.

- Подбор художественной литературы по теме проекта в соответствии с возрастом и ближайшимуровнем развития участников проекта.

- Разработка картотеки на тему проекта по заданным направлениям.

- Обновление игровых пособий, наглядного  и речевого материала по теме проекта.

2 этап: рефлексивно-диагностический

-Определение уровня речевого развития.

-Формирование мотивационной готовности детей к участию в проекте.

- Диагностика речевого уровня воспитанников.

- Знакомство детей с миром сказок.

3 этап: практический

Определение содержания работы по развитию  речи.

- Составление плана реализации задач.

- Разработка конспектов занятий и разработка комплекса артикуляционной гинастики в соответствии с возрастом участников проекта.

Активное внедрение развивающих форм работы с детьми

-Чтение русских народных сказок.

- Работа с иллюстрациями (картинным материалаом) на соотнесение зрительного образа героя с изображением на картинке.

-Проведение логоритмических минуток.

- Включение на занятиях элементов работы с природными материалами, пескотерапию.

Знакомство с органами речи и комплексом артикуляционных упражнений.

- Подборка картинок органов речи, муляжей (верхняя и нижняя челюсть с языком), игрового материала для проведения упражнений.

Реализация непосредственной образовательной деятельности

НОД “Как лиса журавля в гости звала”, “Репка. По мотивам сказки”,

“Развитие речевой активности ребенка по мотивам сказки “Заячья избушка”, “Развитие речевой активности детей по мотивам сказки “Репка””, «Лесная история (по мотивам сказки «Маша и медведь»), «Как мужик медведя разозлил (по мотивам сказки «Вершки и корешки»).

4 этап: завершающий

Завершение проекта

Подведение итогов реализации проекта

Основные этапы реализации проекта.

1 этап — подготовительный.

1-я неделя:

Понедельник

Деятельность учителя-логопеда

1. Анализ методической литературы по использованию русских народных сказок для развития речи.

2. Подборка методического обеспечения для реализации проекта.

3. Пополнение предметно-развивающей среды путем обновления игровых пособий, наглядного  и речевого материала по теме проекта.

Вторник

Деятельность учителя-логопеда

1. Анализ собранных данных, выявление уровня компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей.

2. Уточнение темы проекта, составление плана реализации проекта.

3. Консультация для воспитателей «Русские народные сказки как способ развития речи ребёнка». Формирование у воспитателей интереса к проекту, его актуальности.

2 этап — основной (практический)

1-я неделя:

Среда

Деятельность учителя-логопеда

1. В рамках фронтального занятия чтение сказки “Репка”. Рассматривание иллюстраций и беседа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме.

2. Подгрупповые занятия с детьми по мотивам сказки “Репка”.

Четверг

Деятельность учителя-логопеда

1. Подгрупповые занятие. Рассказывание вместе с детьми русской народной сказки «Колобок» (учитель – логопед медленно рассказывает, а дети договаривают последний звук (слог) в словах). Рассматривание иллюстраций и беседа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме.

Пятница

Деятельность учителя-логопеда

1. В рамках фронтального занятия чтение сказки “Заячья избушка”. Рассматривание иллюстраций и беседа.  Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме.

2. Индивидуальные занятия “Развитие речевой активности ребенка по мотивам сказки “Заячья избушка”.

2-я неделя:

Понедельник

Деятельность учителя-логопеда:

1. Подгрупповое занятие. Разыгрывание сказки «Колобок» с помощью деревянных фигурок, чтобы облегчить восприятие сказки. Здесь уже ребёнок сам активно включается в процесс «сотворения» сказки, выполняя несложные действия по ходу сюжета, озвучивая персонажей с помощью доступных, эмоционально окрашенных звукоподражаний и междометий («А-а-а!», «Бух!», «Ой!», «Топ-топ», «У-у-у», «Э-э-э», «Ам»), слов 1, 2 слоговой структуры. Вызывание упрощенной 2-х составной фразы. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме.

2. Консультация воспитателей по организации речевого развития через сказку.

Вторник

Деятельность учителя-логопеда

1. Фронтальное занятие. Разыгрывание сказки «Теремок» с помощью деревянных фигурок, чтобы облегчить восприятие сказки. Активное включение детей в процесс «сотворения» сказки, выполняя несложные действия по ходу сюжета, озвучивая персонажей с помощью доступных, эмоционально окрашенных звукоподражаний и междометий («Тук-тук», «Пи-пи», «Ква-ква», «Топ-топ», «У-у-у», «Э-э-э» «Бух!», «А-а-а!», «Ой!», «Ах-ах!»), слов 1, 2 слоговой структуры. Вызывание упрощенной 2-х составной фразы. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме.

Среда

Деятельность учителя-логопеда

1. Фронтальное занятие. Рассказывание вместе с детьми русской народной сказки «Лиса и журавльк» (учитель – логопед медленно рассказывает, а дети договаривают последний звук (слог) в словах). Рассматривание иллюстраций и беседа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме.

2. Индивидуальные занятия “Как лиса журавля в гости звала”.

Четверг

Деятельность учителя-логопеда

1. В рамках фронтального занятия чтение сказки “Репка”. Рассматривание иллюстраций и беседа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики по теме. .

2. Индивидуальные занятия “«Как мужик медведя разозлил (по мотивам сказки «Вершки и корешки»)».

Пятница

Деятельность учителя-логопеда

1. Подведение итогов по проекту.

        Итоги проекта.  Данный проект для меня является значимым, так как помимо своих основных задач, он, в том числе направлен на  комплексное взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического взаимодействия: дети с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР, дети-инвалиды, учитель-логопед, воспитатели группы. Кроме того на данную группу детей  осуществлялось комплексное воздействие. Помимо индивидуальных и подгрупповых занятий, проводились логоритмические занятия, на которых детям предлагаются артикуляционные сказки, приходят в гости различные герои сказок. За время проекта с детьми осуществлялось активное речевое общение, деятельность, направленная на наполнение импрессивного и экспрессивного словарей, вызывание звукоподражаний, упрощенных слов, слов и простой 2-х составной фразы. Также осуществлялась работа по улучшению подвижности кистевого и пальцевого праксиса, подвижности органов артикуляционного аппарата.

        В ходе реализации проекта был разработан комплекс конспектов по речевому развитию детей через мир сказок, разработано пособие по артикуляционной гимнастике по теме проекта. Были приобретены  демонстрационные игрушки из подручного материала для привлечения внимания детей к выполнению артикуляционных упражнений.

        В заключении хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список литературы:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб.— КАРО, 2001. 

3. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2011г.

4.  Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2007 г.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. –М., 2003.

6. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2012, No4. –С.38-43.

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, No4.

9. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. –СПб, 2009.

 «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. Кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 2011г.

10. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, No 2. –С. 66-73.

11. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, No 1. –С. 49 –63.

12 Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, No4.

13. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, No 2. С. 61 –63.

Приложение 1

План-конспект индивидуального занятия по развитию речи

с ребенком 3 лет с ОВЗ, ЗРР  

на тему: «Как лиса журавля в гости звала»

Задачи:

1. Обучающие:

- учить узнавать и называть сказку;

- учить понимать содержание сказки;

- стимулировать произношение слов 1, 3 слоговой структуры, 2-х составной фразы;

- продолжать формирование мелкой моторики;

- формировать лексический словарь в рамках темы: «Посуда»;

- обогащать активный словарный запас ребенка за счет звукоподражаний, а также изучения имен существительных, глаголов.

2. Развивающие:

- развивать эмоциональную сферу, установление эмоциональных контактов между детьми и логопедом;

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

- развивать коммуникативные качества;

- развивать речевой слух и речевую активность; побуждать подражать голосам животных и запоминать звукоподражания.

3. Воспитательные:

- воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

Оборудование: настольный театр - игрушка лиса, журавль, 2 домика;   2 кастрюли, ложка, тарелка, кувшин, макароны, рис; картинки с изображением кастрюли, ложки, кувшина, тарелки, картинки с героями сказки; волшебный сундучок.

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед демонстрирует ребенку куклу-перчатку бабушку.

        Логопед: Бабушка в гости к нам пришла. Бабушка сказку привела. Давай посмотрим, что за сказку сегодня расскажет нам бабушка? А чтобы узнать, мы с тобой сейчас отгадаем 2 загадки.

        Логопед: Эту хитрую плутовку

       Знают здешние леса.

       Кто наводит страх на зайцев?

       Это рыжая…

Кто это? Лиса! (демонстрируем фигурку лисы, побуждаем ребенка к повторению, прохлопываем слово).

В небе осенью курлычут,
      За собою в небо кличут.
      Долго манят нас вдали…
      Кто, скажите?

Кто это? Журавль! (демонстрируем фигурку журавля, побуждаем ребенка к повторению, прохлопываем слово).

Смотри, нам сегодня бабушка расскажет сказку «Лиса и Журавль». А мы ей поможем.

2.Основная часть.

        Логопед: Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля. Стала лиса кашу варить. Давай ей поможем. Что это? Это кастрюля (демонстрируем игрушечную кастрюлю, изображение на картинке). В ней лиса будет кашу варить. Каша у нас будет рисовая. Это рис.

Ребенку предлагается рассмотреть баночку с рисом, потрогать его. Затем просим ребенка пересыпать рис ложкой в кастрюлю.

Логопед: Как много риса мы положили. Теперь будем кашу варить. Какая у нас будет каша? Рисовая. Теперь будем кашу мешать.

Предлагаем ребенку по чавовой стрелке перемешать “кашу”.

Логопед: Что ты делаешь? Варишь кашу. Варю! (стимулируем ребенка к произнесению слова). Какая вкусная ароматная каща полуилась!

Пальчиковая гинастика:

Лиса каши наварила,

Лиса кашей всех кормила,          (делаем ладошки “чашечкой”)

Положила Лиса  кашу

Кошке – в чашку,                          (поочередно загибаем пальцы)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску – курицам, цыплятам,

И в корыто – поросятам.

Всю посуду заняла,                        (разжимаем кулачок)

Все до крошки раздалаю               (дуем на ладошки)

Логопед: Пошла лиса звать журавля к себе в гости: - Приходи, журавушка, приходи, дорогой! Давай поможем лисе позвать журавля. Иди! Иди! (стимулируем повторение фразы за логопедом). Идёт журавль на званый пир, а лиса кашу положила в тарелку (демонстрируем тарлку и ее изобрадение на картинке) и размазала по тарелке. Подала и угощает: - Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стук-стук клювом, ничего не попадает. Как ел журавль кашу? Хлоп-хлоп (стучим по столу ладошками, стук-стук (стучим по столу кулачками). А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! - Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

        Логопед: На другой день обед журавль стал готовить суп. Давай ему поможем. Что это? Это кастрюля (демонстрируем игрушечную кастрюлю, изображение на картинке). В ней журавль будет суп варить. Суп будет из макарон, макаронный. Это макароны.

Ребенку предлагается рассмотреть баночку с макаронами, потрогать их. Затем просим ребенка пересыпать макароны ложкой в кастрюлю.

Логопед: Как много макарон мы положили. Теперь будем суп варить. Будем суп мешать. Что ты делаешь? Варишь суп. Варю! (стимулируем ребенка к произнесению слова). Какой вкусный и ароматный суп получился!

Логопед: Пошел журавль звать лису к себе в гости: - Приходи, лиса! Давай поможем журавлю позвать лису. Иди! Иди! (стимулируем повторение фразы за логопедом). Идёт лиса на званый пир, а журавль суп в кувшин налил  (демонстрируем кувшин и его изобрадение на картинке) и стал лису угощать:

- Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не сьел. - Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

3. Артикуляционная гимнастика.

Пришла лиса к журавлю и ротик стала открывать, чтобы суп сьесть (упражнение “Бегемотик”).

Как лиса губки к супу тянула? (упражнение “Трубочка”).

Как облизывала губки лиса? (упражнение “Вкусное варенье”).

Как тянула лиса язычок? (выполняем упражнение “Иголочка”).

Устал у лисицы язычок и стал язычок отдыхать (упражнение  “Лопаточка”).

Как журавль улыбался лисе? (упражнение “Заборчик”).

Рассердилась лиса на журавля и стала ругать его (упражнение “Накажем непослушный язычок”).

4.Подведение итогов. Логопед: Молодец! О какой сказке мы сегодня говорили? (Лиса и Журавль). Кто главные герои сказки? (лиса, журавль). Что они делали? (варили кашу, варили суп, в гости звали, угощали). Что они использовали, чтобы сварить суп, кашу? (посуду).

Приложение 2

План-конспект группового занятия

по стимулированию произношения фразы детьми 2,5 - 3 лет с ОВЗ, ЗРР  

на тему: «Репка. По мотивам сказки»

Задачи:

1. Обучающие:

- учить узнавать и называть сказку;

- учить понимать содержание сказки;

- стимулировать произношение 2-х составной фразы;

- обогащать активный словарный запас ребенка за счет звукоподражаний, а также изучения имен существительных (кошка, собака, мышка), глаголов (иди, тяни).

2. Развивающие:

- развивать эмоциональную сферу, установление эмоциональных контактов между детьми и логопедом

- развивать коммуникативные качества;

- развивать речевой слух и речевую активность; побуждать подражать голосам животных и запоминать звукоподражания.

3. Воспитательные:

- воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

- воспитание положительных качеств личности, таких как, уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Оборудование: настольный театр - игрушка кошка, собачка, мышка, дедушка, бабушка, внучка, репка большая и маленька; картинки с героями сказки, тафта; волшебный мешочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

        Логопед: Тише, детки, не шумите, нашу сказку не спугните. В гости сказку позовем! Иди (стимулируем детей к произнесению слова, подкрепляя его «зовущим» жестом). Сказка, сказка, приходи! Иди! Иди!

        Ребята, как вы думаете, какая сказка к нам в гости пришла сегодня? Давайте угалаем загадку и узнаем.

Чтобы вырвать этот овощ, 
Не хватило деду сил. 
Но пришли ему на помощь 
Все, кого он попросил. Конечно, это …. репка! (Из под тафты логопед достает фигурку репы).

        Логопед: Дети что это? Это репа. Репа (дети отхлопывают слово, произнося его).  А кто посадил репку в сказке? А это мы с вами сейчас узнаем.

2.Основная часть.

        Логопед: Давайте отгадаем загадку:

Обожает внучат,

Не даёт скучать,

У постели весело

Распевает песенки,

А как расскажет сказку -

Закрываю глазки! Кто это? Это Дедушка. Дед (достаем фигурку дедушки). Кто это? Это деда (дети отхлопывают слово, произнося его).

        Логопед: Посадил в землю дед репку и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая и крепкая!». Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая. Давайте покажем какая большая репка выросла (дети  разводят руки в стороны). Была репка какая?  Маленькая (дети показывают пальчиками), а стала большой (демонстрируем детям картинки с репками разного размера).

Логопед демонстрирует детям волшебный мешочек и сообщает, что в нем находятся герои сказки и дети поочереди достанут каждого героя.

Из волшебного мешочка ребенок достает фигруку дедушки.

        Логопед: Это кто? Это деда! Пошёл дед репку рвать. Деда, тяни! Тянет-потянет, вытянуть не может. Давайте, поможем. Деда, тяни! Деда, тяни (стимулируем детей к повторению фразы, сопровождая действием – дети подтягивают к себе ладони, соединенные в “замочек”). Тянет-потянет. Не вытянул? Нет!

        Из волшебного мешочка ребенок достает фигруку бабушки.

        Логопед: Это кто? Баба! Стал дед бабу звать. Баба, иди! Баба, иди (стимулируем детей к  повторению фразы, дети сжимают-разжимают ладони в “приглашающем” жесте ).  Услышала бабушка и кричит: “Иду, иду, чем смогу – тем помогу”.  Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Давайте, поможем. Деда, тяни! Баба, тяни (стимулируем детей к повторению фразы, сопровождая действием – дети подтягивают к себе ладони, соединенные в “замочек”). Тянут-потянут. Не вытянули? Нет!

        Из волшебного мешочка ребенок достает фигруку внучки Маши.

        Логопед: Это кто? Маша! Позвала бабка внучку.  Маша, иди! Маша, иди (стимулируем детей к повторению фразы, дети сжимают-разжимают ладони в “приглашающем” жесте).  Услышала внучка и кричит: “Иду, иду, чем смогу – тем помогу”. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут.  Давайте, поможем. Деда, тяни! Баба, тяни! Маша, тяни! (стимулируем детей к повторению фразы, сопровождая действием – дети подтягивают к себе ладони, соединенные в “замочек”). Тянут-потянут. Не вытянули? Нет!

        Из волшебного мешочка ребенок достает фигруку собаки.

        Логопед: Это кто?Это собака. Ее зовут Тяпа! Позвала внучка Тяпу. Тяпа, иди! Тяпа, иди (стимулируем детей к повторению фразы, дети сжимают-разжимают ладони в “приглашающем” жесте).  Услышала Тяпа и залаяла. А как лает Тяпа? Ав-ав-ав. “Иду, иду, чем смогу – тем помогу”. Тяпа за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут.  Давайте, поможем. Деда, тяни! Баба, тяни! Маша, тяни! Тяпа, тяни (стимулируем детей к повторению фразы, сопровождая действием – дети подтягивают к себе ладони, соединенные в “замочек”). Тянут-потянут. Не вытянули? Нет!

        Из волшебного мешочка ребенок достает фигруку бабушки.

        Логопед: Это кто? Киса! Позвала Тяпа кису. Это кто? Киса! Давайте звать кису: киса, иди! Киса, иди (стимулируем детей к повторению фразы, дети сжимают-разжимают ладони в “приглашающем” жесте).  Услышала Киса и замяукала. А как мяукает киса ? Мяу-мяу-мяу. “Иду, иду, чем смогу – тем помогу”. Киса за тяпу, тяпа за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут.  Давайте, поможем. Деда, тяни! Баба, тяни! Маша, тяни! Тяпа, тяни! Киса, тяни (стимулируем детей к повторению фразы, сопровождая действием – дети подтягивают к себе ладони, соединенные в “замочек”). Тянут-потянут. Не вытянули? Нет!

        Из волшебного мешочка ребенок достает фигруку мышки.

        Логопед: Это кто? Мышка! Позвала киса мышку. Это кто? Мышка! Давайте звать мышку: мышка, иди! Мышка, иди (стимулируем детей к повторению фразы, дети сжимают-разжимают ладони в “приглашающем” жесте).  Услышала Мышка и запищала. А как пищит мышка ? Пи-пи-пи. “Иду, иду, чем смогу – тем помогу”. Мышка за кису, киса за тяпу, тяпа за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут.  Давайте, поможем. Деда, тяни! Баба, тяни! Маша, тяни! Тяпа, тяни! Киса, тяни! Мышка, тяни (стимулируем детей к повторению фразы, сопровождая действием – дети подтягивают к себе ладони, соединенные в “замочек”). Тянут-потянут. Вытянули репку!  

3. Артикуляционная разминка:

В сказке «репка» дедка есть (Ох, ох, ох) — выдыхаем теплый воздух на ладони,

Бабушка  и внучка  (Ау- ау, ау-ау) — произнося звуки широко открываем на [А] рот, на [У] — губы складываем в трубочку,

Вместе жили кошка (Мяу-мяу-мяу) — облизываем языком губы,

Мышка (Пи-пи) — прячем язычок в норку (упражнение «Конфетка»),

Песик Тяпа — открываем широко рот, достаем язычок, кладем на нижнюю губу и удерживаем неподвижно,

Дедка репку посадил (Пя-пя-пя)— постучим слегка зубками по язычку,

Долго он ее растил, Выросла какая? - потянем ручки вниз, вверх, вниз, вверх.

Большая – пребольшая — развести руки в стороны.

4.Подведение итогов. Логопед: Молодцы, ребята! О какой сказке мы сегодня говорили? (Репка). Кто главные герои сказки?

Ответы детей: деда, баба, Маша, Тяпа, киса, мышка (подкрепляем зрительным образом).

Приложение 3

Конспект занятия “Развитие речевой активности

ребенка по мотивам сказки “Заячья избушка”

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять и расширять представления детей о животных.

-Форирование  фразы.

  - Стимулирование произношения сов 1 слоговой структуры.

Коррекционные:

  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Формировать навык конструирования.
  • Наполнять пассивный и активный словари детей.
  • Развивать кистевой и пальцевой праксис.
  • Формирование сильной целенаправленной воздушной струи.
  • Развить навык выполнения артикуляционных  поз.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать задание дефектолога.
  • Воспитывать навык взаимопомощи и взаимоподдержки.

1. Развитие зрительного и слухового сосредоточения и восприятия. Формирование звукоподражания и фразы.

Ребенок входит в кабинет, садится за стол. На столе стоит дом. В нем — лиса, около дома сидит заяц. Сверху дом накрыт полупрозрачной тканью.

Логопед: Какое за окном время года? Весна. А у нас с сугроб лежит. Давай подуем на него, и он растает (ребенок дует на ткань). Ой, растаял.

Тише, тише, не шуми,

Нашу сказку не спугни,

Здесь бывают чудеса,

Где-то спряталась лиса.

Вижу длинные я ушки.

Кто-то плачет у избушки.

Логопед: Кто это? Это заяц. Зая. А это что? Дом. Кто дома? Лиса. (логопед стимулирует к подражанию речевой активности ребенка).

Смотри, зая плачет. Весной у лисы ее дом растаял, она зайку выгнала и домой не пускает. Просит сначала его задания выполнить. А зайка сам не может. Поможем ему? (Да).

2. Сообщение плана занятия. Развитие пальцевого праксиса,  формирование навыка произнесения слов 1 слоговой структуры, подражания речи взрослого.

Логопед демонстрирует ребенку «планшетку» с заданиями. Просит открыть первое окошко.

Логопед достает короб с крупой. В нем спрятаны животные.

Логопед: Лиса играла в прятки с друзьями. Они спрятались. Давай поможем ей найти их.

Ребенок из крупы достает кошку. Кто это? Это кошка. Киса.

 Ребенок из крупы достает мишку. Кто это? Это медведь. Миша.

  Ребенок из крупы достает собаку. Кто это? Это собака. Тяпа.

  Ребенок из крупы достает льва. Кто это? Это лев. Лева.

  Молодец! Помог лисе найти всех животных.

3. Развитие артикуляционного, наполнение и активизация словарей, вызывание фразы, развитие навыка конструирования.

*Логопед просит открыть второе окошко на «планшетке».

Смотри, тут кубики. Логопед достает корзину с строительным материалом, на котором изображены образы артикуляционных упражнений. Совместно с ребенком выполняются артикуляционные упражнения.

а. Мы хотим признаться — любим улыбаться («Улыбка»).

б. Сомкнули губы в трубочку, как будто дуем в дудочку («Трубочка»).

в. На лошадку мы глядим, тоже цокать все хоти («Лошадка).

г. Язык широкий покажи и лопатку подержи («Лопатка»).

д. Сьели банк мы варенья, ах какое угощенье! («Вкусное варенье»).

*Логопед просит открыть третье окошко на «планшетке».

Смотри, тут дом. Давай поможем зайке новый дом для лисы построить. Возьмем наши кубики и будем строить дом.

Ребенку предлагается по образцу построить дом.

Логопед: Молодец. Теперь у лисы есть свой дом.

Отправь животных  домой. Лиса, иди! Зая, иди!

Где лиса? Лиса, дома. Гле зая? Зая дома.

4. Итог занятия. Какой ты молодец. Помог нашим лесным героям. Кто к нам приходил сегодня в гости? (Зая, лиса). Давай с ними прощаться. Пока.

                                                                                Приложение 4

План-конспект группового занятия по развитию речи

с детьми 3 лет с ЗРР  

на тему: «Лесная история (по мотивам сказки «Маша и медведь»

Задачи:

1. Обучающие:

- учить узнавать и называть героев, названия деревьев и ягод;

- учить понимать содержание текста;

- стимулировать произношение фразы;

- формировать лексический словарь в рамках темы: «Растения»;

- обогащать активный словарный запас ребенка.

2. Развивающие:

- развивать эмоциональную сферу, установление эмоциональных контактов между детьми и дефектологом;

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

- развивать коммуникативные качества;

- развивать речевой слух и речевую активность..

3. Воспитательные:

- воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Оборудование: настольный театр - фигурки бабушки, дедушки, Маши и медведя, дома;   картинный материла с изображением деревьев, корзинка, веточки с ягодами рябины, ирги, малины, смородины, шиповника.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дефектолог: ребята, здравствуйте. Давайте поздороваемся друг с другом.

Упражнение с элементами самомассажа «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ручки               (
гладить ладошки по очереди)
Хлоп, хлоп, хлоп!                   (
хлопать)
Здравствуйте, ножки              (
гладить ножки)
Топ, топ, топ!                          (
топать)
Здравствуйте, щечки,             (
гладить щечки)
Плюх, плюх, плюх!                 (
кулачками касаться щек)
Пухленькие щечки                  (
гладить щечки)
Плюх, плюх, плюх!                 (
кулачками касаться щек)
Здравствуйте, губки                (
пальчиком провести вокруг губ)
Чмок, чмок, чмок,                   (
сложить губы трубочкой и почмокать)
Здравствуйте, зубки                (
улыбнуться)
Щелк, щелк, щелк.                  (
соединить верхние и нижние зубы(3 раза)
Здравствуй, мой носик            (
гладить крылья носа)
Пи, пи, пи!                                (
указательным пальчиком надавливать
Всем привет!                            
на кончик носа)
Раз, два, три!                             (
хлопнуть 3 раза)

2. Основная часть. Дефектолог демонстрирует детям фигурки бабушки и дедушки.

        Дефектолог: дети, кто к нам пришел? Это бабушка. Баба. Это дедушка. Деда. Жили-были бабушка и дедушка, и была у них внучка Маша. Собралась Маша гулять с подружками и стала у дедушки с бабушкой отпрашиваться. Баба, отпусти! Деда, отпусти! (стимулируем детей к повторению фразы). Они ее и отпустили. Пошла Маша с подружками гулять — деревце за деревце, кустик за кустик, и заблудилась. Дети, давайте поможем Маше найти выход из леса. А для этого нам надо вспомнить вместе с Машей названия деревьев, которые она встретила в лесу.

Дефектолог поочередно демонстрирует детям картинный материал с изображениями деревьев, стимулируя их «подсказать» Маше их названия.

Дефектолог: Маша, это сосна. Маша, это дуб. Маша, это ель. Маша, это клен. Маша, это береза. Маша, это ива. Маша, это тополь.

Ребята, вы молодцы. Благодаря вам Маша прошла весь лес, вышла на поляну и увидела дом. Постучала Маша, но никто ей не ответил. Зашла Маша в дом и увидела медведя. Медведь обрадовался и ставил Машу у себя: по дому помогать, его развлекать.

Так и жили Маша с медведем вместе. Каждое утро они начинали с гимнастики для язычка. Давайте и мы к ним присоединимся.

3. Артикуляционная гимнастика.

Это — Машин уголок (упр. “Улыбка”)
Столик, книжки и цветок,

Лежат в одной корзиночке — (упр. “Лопаточка”)
Фломастеры и кисточки, (упр. “Заборчик”)
Иголочки да ниточки, (упр. “Иголочка”)
Пушистые клубочки, (упр. “Хомяк”)
Брошка настоящая, (упр. “Накажем непослушный язычок”)
Зеркальце блестящее… (упр. “Вкусное варенье”)

        Дефектолог: решил медведь отправить Машу за ягодами. Дал ей корзину. И без ягод велел не возвращаться.

        Дефектолог поочередно демонстрирует детям веточки с ягодами и просит помочь Маше угадать их название.

        Дефектолог: это Рябина. У Маши в корзине рябина. Это малина. У Маши в корзине малина. Это смородина. У Маши в корзине смородина. Это ирга. У Маши в корзине ирга. Это шиповник. У Маши в корзине шиповник.

        Какие вы молодцы, помогли Маше собрать ягоды. Принесла Маша медведю ягоды. Он обрабовлся  и отпустил Машу домой.

4.Подведение итогов. Дефектолог: Молодцы! Кто у нас сегодня был в гостях? Баба, деда, Маша, Миша. Давайте попрощаемся с ними. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

Конспект образовательной деятельности "Сказка ложь, да в ней намек..." для детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность ...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Краткосрочный творческий проект «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, он...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Проект «Сказка ложь, да в ней намек» (ознакомление детей дошкольного возраста с правами ребенка через призму сказок)

Проект разработан в рамках тематического инновационного проекта «Моя семья - моя защита» (региональный уровень, сроки проекта 2017 – 2020 г.г.)...

Проект «Сказка ложь, да в ней намек» (ознакомление детей дошкольного возраста с правами ребенка через призму сказок)

Цель проекта: 1. Создание благоприятных  условий  в группах ДОУ для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения правовой компетентности родителей (законных представителе...