Игровая технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании, как условие интеллектуального развития дошкольников
материал
Ваше Величество, Игра,
Скорей на помощь малышу!
- Уже пора?
- Давно пора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»
Воспитатель: Асельдерова М.И. |
Введение Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. 1.Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны. Организация разных игр детьми в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Методические советы по эффективному внедрению педагогической технологии развивающих игр в работу детского сада: |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»
Перспективный план по играм В.Воскобовича для детей старшего возраста.
Воспитатель:
Асельдерова М.И.
Сентябрь.
Квадрат Воскобовича (двухцветный).
Познакомить детей с новой игрой. Способствовать развитию сенсорных и познавательных способностей детей; с помощью зрительного, осязательного и тактильного анализаторов.
Организованная деятельность.
Квадрат Воскобовича (двухцветный)
Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Домик» Свободная деятельность.
Поместить в зону «Волшебный лес» серию Квадрат.
Октябрь.
Квадрат Воскобовича (двухцветный).
Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Конфета» Совместная игровая деятельность в вечернее время
Индивидуальные занятия.
Прозрачный квадрат.
Познакомить детей с игрой, учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (собери все льдинки с квадратами) Совместная игровая деятельность в вечернее время
Индивидуальные занятия.
Чудо – крестик 3.
Познакомить детей с игрой, помочь освоить приемы сложения предметов из частей по образцу. Свободная деятельность в зону интеллектуальных игр в вечернее и утреннее время.
Ноябрь.
Квадрат Воскобовича (четырехцветный).
Учить детей в процессе выполнения игрового задания складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталона цвета (красного цвета) и формы.
Организованная деятельность.
Квадрат Воскобовича (двухцветный).
Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Конверт» Совместная деятельность взрослого и ребенка в вечернее время.
Индивидуальные занятия.
Прозрачный квадрат.
Познакомить детей с игрой, учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (собери все льдинки с квадратами) Совместная игровая деятельность в вечернее время
Индивидуальные занятия.
Декабрь.
Квадрат Воскобовича (двухцветный).
Способствовать развитию познавательных способностей. Превращение квадрата в треугольник. Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Летучая мышь».
Организованная деятельность.
Квадрат Воскобовича (четырехцветный).
Учить детей в процессе выполнения игрового задания складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталона цвета и формы. Конструирование геометрической фигуры зеленого цвета.
Индивидуальные занятия.
Прозрачный квадрат.
Познакомить детей с игрой, учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (собери все льдинки с треугольниками); учить детей складывать из пластин с треугольниками квадрат.
Организованная деятельность.
Январь.
Квадрат Воскобовича(четырехцветный).
Учить детей в процессе выполнения игрового задания складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталона (синего и желтого) цвета и формы. Конструирование.
Свободная деятельность.
Прозрачный квадрат.
Учить детей складывать квадрат из других геометрических фигур Совместная деятельность взрослого и ребенка в вечернее время.
Индивидуальные занятия.
Волшебная восьмерка.
Познакомить детей с игрой. Помочь освоить приемы сложения предметов из частей по образцу.
Индивидуальные занятия.
Февраль.
Прозрачный квадрат.
Учить детей складывать из пластин простую фигур Совместная игровая деятельность в вечернее время «Ёлочку»
Индивидуальные занятия.
Геоконт.
Формировать умение ориентироваться на плоскости «Геоконта», определять верхние левый и правый углы, нижние левый и правый углы, закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, треугольник), воспитывать интерес к играм с «Геоконтом».
Индивидуальные занятия.
Март.
Квадрат Воскобовича (двухцветный).
Способствовать развитию познавательных способностей ,мелкой моторики пальцев памяти , речи, пространственного мышления и творческого воображения. Превращение квадрата в прямоугольник. Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Семафор».
Организованная деятельность.
Прозрачный квадрат.
Учить детей складывать из пластин простую фигур «Домик». Совместная игровая деятельность в вечернее время.
Индивидуальные занятия.
Геоконт.
Учить детей выполнять простые фигуры, используя карточку. Такие как «Флажок», «Лягушка», «Девочка».
Индивидуальные занятия.
Апрель.
Квадрат Воскобовича
(двухцветный) Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Мышка» Индивидуальные занятия.
Геоконт.
Учить детей выполнять фигуры, используя карточку. Такие как «Котенок», «Корона», «Шлем».
Индивидуальные занятия.
Чудо – крестик 3.
Развивать умения самостоятельно создавать образцы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы Свободная
деятельность в вечернее время Конструирование предметов как китенок Тимошка в вечернее время.
Свободная деятельность в зону «Фиолетовый лес» в вечернее и утреннее время.
Май.
Квадрат Воскобовича (двухцветный).
Способствовать развитию познавательных способностей ,мелкой моторики пальцев памяти , речи, пространственного мышления и творческого воображения. Организованная деятельность.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»
Консультация для родителей.
Что такое технология «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Воскобовича.
Воспитатель:
Асельдерова М.И.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.
Технология «Сказочные лабиринты игры»
У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин «педагогическая технология» появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях – процессуальные.
Особенности игр
Конструктивные элементы
В «Геоконте» средством конструирования выступает динамичная «резинка», отличительные свойства «Квадрата Воскобовича» – жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в «Прозрачном квадрате» является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» – шнурок и блочка.
Широкий возрастной диапазон участников
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам
Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга».
Творческий потенциал
С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Сказочная «огранка»
Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
Знакомимся поближе
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
«Геоконт»
В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят – это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными».
На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки – зашифровано слово «геометрия».
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.
«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)
У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами – своеобразный пальчиковый театр.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
Основные принципы технологии
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество
Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» – раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда – Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии
Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Результаты
Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.
Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать.
Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...
Игровая технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании, как условие интеллектуального развития дошкольников
На сегодняшний день, понятие "технология" все чаще употребляется в области педагогики и психологии.Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.Все начинается с тво...
Статья Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников
Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педаг...
Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников
Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников...
Игровая технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании, как условие интеллектуального развития дошкольников
На сегодняшний день, понятие "технология" все чаще употребляется в области педагогики и психологии.Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.Все начинается с творческо...
Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников
Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к ...