Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники.
проект
Проект "Познаватель-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №121»
Чудо – мнемотехника.
Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования
приёмов мнемотехники.
Проект учителя-логопеда
в рамках деятельности педагога-наставника
Автор проекта:
Кузовлева Людмила Владимировна
2023-2024 учебный год
Ростов-на-Дону
Содержание
- Вид проекта_____________________________________________________
- Цель проекта____________________________________________________
- Задачи проекта___________________________________________________
- Срок реализации проекта__________________________________________
- Участники проекта_______________________________________________
- Образовательная область__________________________________________
- Актуальность темы_______________________________________________
- Гипотеза________________________________________________________
9. Ресурсное обеспечение_____________________________________________
10. Предполагаемые результаты_______________________________________
11. Теоретическое обоснование проекта_________________________________
12. Содержание работы______________________________________________
14. Механизм реализации педагогического проекта______________________
15. Перспективный план работы молодого педагога______________________
16. Управление и обеспечение проекта_________________________________
17. Оценка результатов проекта_______________________________________
18. Критериями и показателями эффективности проекта___________________
19. Продукт деятельности____________________________________________
Вид проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.
- По составу участников: молодые педагоги, воспитанники и их родители.
- По времени проведения: продолжительный (октябрь – май).
Цель проекта - Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
- развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого обучаемого;
- изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти;
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
- популяризация приобретённых знаний;
- создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации);
Сроки реализации проекта
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап - поисково-теоретический
- Ознакомление молодых педагогов и осуществление теоретического анализа литературы по проблеме формирования речи у дошкольников.
- Определение совместно с молодыми педагогами критериев и уровней развития речи детей дошкольного возраста.
- Самостоятельное изучение молодыми педагогами методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
- Совместное посещение семинаров – практикумов (вебинаров) по проблеме.
- этап - опытно-экспериментальный
- Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.
- Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
- Проведение родительского собрания по теме проекта.
- Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.
- этап - заключительно-обобщающий (май 2024г.)
- Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период.
- Оформление результатов проекта.
Участники проекта
Молодые педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, учитель-логопед.
Образовательная область
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность темы
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В речи детей существуют множество проблем.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
Одним из направлений ФОП ДО является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Учитывая всё вышесказанное, я считаю актуальным и необходимым наставничество молодых педагогов в данном направлении.
В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:
Активное использование педагогами мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
В ходу разработки проекта выделились следующие подходы, рекомендованные молодым педагогам в работе с детьми:
- Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
- Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
- Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
- Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
- Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Работа с молодыми педагогами по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Ресурсное обеспечение
Предполагаемые результаты
- Повышение профессионального мастерства
- Овладение проектной деятельностью.
- Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.
- Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.)
Теоретическое обоснование проекта
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
10. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Содержание работы
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например, как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы - схемы можно использовать:
при заучивании стихотворений
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить, как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Механизм реализации педагогического проекта
Сроки | Этапы реализации | Задачи |
Октябрь 2023 года | Информационно-подготовительный | 1. Повысить уровень знаний молодых педагогов путем изучения необходимой литературы. 2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом других педагогов и внедрение инновационных технологий. |
Ноябрь 2023 –Апрель 2024 | Практический | 1. Разработка диагностического материала. 2.Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений, материалов для детей. 3. Разработать перспективный план работы по развитию связной речи дошкольников старшего возраста с использованием мнемотехники. |
Май 2024 года | Итоговый | 1.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности наставляемого. 2. Анализ созданных педагогических условий для развития. |
Перспективный план работы молодого педагога по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники.
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Содержание работы |
НОЯБРЬ | 1 | Знакомство с мнемоквадратами (предмет и объект) | Расширение и активизация словаря по темам «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь», «Дикие и домашние животные», «Птицы». Закрепление навыков звукопроизношения в словах. | Называние предметных картинок (соотнесение слова с предметной картинкой) Игры «Лото» (по всем темам) Упражнение «Запомни и назови» Игра «Цепочка слов» Игра «Чего не стало» Игра «Что изменилось» Игра «Микрозагадки» |
2 | Знакомство с элементами схем, символами. Составление словосочетаний по цепочке из опорных схем и символов. Составление и зарисовка мнемоквадратов, мнемодорожек. | Последовательность работы по всем направлениям: - ребенок по готовой схеме повторяет словосочетание вслед за взрослым; - ребенок самостоятельно придумывает словосочетание по предложенной мнемосхеме; - ребенок самостоятельно придумывает словосочетание, выкладывает или зарисовывает мнемосхему, мнемодорожку. | ||
3 | Мнемоквадрат «мой» | Учить составлять словосочетания с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое, мои». Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | -Упражнение «Мой, моя, моё, мои» (составление словосочетаний типа: мой стул, мой карандаш) Выкладывание мнемодорожки из двух карточек. -Игра «Подбери картинку» (про что говорят: мой, моя моё, мои) | |
4 | Мнемоквадраты «колличество», «один – много» | Закрепить умение согласовывать существительные с числительными, правильно использовать окончания слов. Закрепить навыки счета в пределах 10. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Игры и упражнения «Посчитай, не ошибись» «Два и пять», «Один – много» «Один или одна» «Два и две» | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Мнемоквадраты «Цвет» (основные и дополнительные цвета) | Закрепить знание основных цветов и их оттенков. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными, обозначающими цвет предмета. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Игры (с предметными картинками и без) «Что бывает такого цвета?» (голубое небо, голубое платье, голубая чашка и т.п.) Составляется простая мнемосхема: цвет – предмет. Игра «Назови предмет и его цвет» Игра «Посмотри вокруг» Игра «Раскрась картинку» Игра «Художники» |
2, 3 | Мнемоквадраты «действие» Схематическое изображение глаголов (идет, стоит, бежит, спит, сидит, плывет, едет, летит, прыгает и т.д.). | Активизировать глагольный словарь. Закрепить умение согласовывать существительные с глаголами. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Игры с подбором предметных картинок и составлением словосочетаний по схеме: действие – предмет (объект). «Так бывает или нет?» «Скажи, что делает» «Найди друзей» «Кто как передвигается» «Что происходит» «Есть у каждого работа» | |
4 | Мнемоквадраты «предлог» Схематическое изображение предлогов (на, за, над, под, около, между, в, от, к, с и т.п.). | Учить использовать в речи предлоги пространственного расположения предметов. Познакомить со схематичным изображением предлогов. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Составление и проговаривание словосочетаний по схеме: предлог – предмет. Упражнения: «Где находится?» (на столе, под столом, около стола, между столами) «Команды» (положи мяч под стул; книгу на стол; карандаш около часов и т.п.) «О чем мечтает Нина» «Кто за деревом, кто за забором» Самостоятельное зарисовывание схем предлогов. | |
ЯНВАРЬ | 2 | Мнемоквадраты «форма» Схематическое изображение формы предметов (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал). | Закрепить знания о форме предметов. Закрепить умение согласовывать слова в словосочетании. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Схема: форма – предмет. Игры: «Что бывает круглым?» (квадратным, овальным, прямоугольным, треугольным) Например, круглое солнце, круглый блин, круглое блюдце; квадратный стол, квадратный дом, квадратная книга и т.п. «Назови форму предмета» Игра «Найди предметы одинаковой формы» |
3 | Мнемоквадраты «антонимы» Схематическое изображение антонимов (высокий - низкий, большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, веселый – грустный, толстый – худой, добрый – злой и т.д.) | Учить правильно употреблять в речи антонимы. Составлять словосочетания. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Схема: антоним – предмет. «Подбери картинку». Например: большой слон – маленький мышонок, добрый дедушка – злой колдун и т.п. Игра «Скажи наоборот» | |
4, 1 | Составление и распространение предложений с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек. | Учить детей придумывать предложения из 3 и более слов. Составлять схему предложения. Закрепить навыки согласования слов в предложении в роде, числе, падеже. Учить замечать и исправлять ошибки в предложениях. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения. | Последовательность работы - Повторение вслед за педагогом предложений с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек. - Самостоятельное составление ребенком предложения с опорой на мнемодорожку, предложенную педагогом. - Самостоятельное составление мнемодорожки и проговаривание придуманного ребенком предложения. Игры и упражнения: «Придумай предложение» «Путаница» «Закончи предложение» «Дополни предложение» | |
2, 3 | Отгадывание загадок, зарисовка загадок | Активизация словаря. Развитие логического мышления, воображения. Закрепление навыков звукопроизношения. | Последовательность работы: -педагог читает загадку, ребенок ее отгадывает и рисует отгадку. - педагог читает загадку, ребенок смотрит на мнемотаблицу и отгадывает загадку. - ребенок слушает загадку, зарисовывает мнемодорожку и отгадку. -ребенок сам придумывает загадку, выкладывает ее из схем или зарисовывает. | |
МАРТ | 4, 1 | Разучивание чистоговорок, потешек с использованием мнемосхем, мнемоквадратов. | Обогащение и активизация словаря. Закрепление навыков грамматически правильной речи. Закрепление навыков звукопроизношения. Развитие внимания, памяти. | Взрослый предлагает ребенку повторить потешку, чистоговорку с опорой на картинку. Самостоятельное зарисовывание простых чистоговорок. Игры «Не ошибись» «Шкатулочка» «Про лисичку» |
2, 3, 4 | Разучивание стихотворений | Обогащение и активизация словаря. Закрепление навыков грамматически правильной речи. Закрепление навыков звукопроизношения. Развитие внимания, памяти. | Этапы работы над стихотворением: - Выразительное чтение стихотворения. - Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. - Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. - Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. - Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. - Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. - Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Стихи для разучивания: «Овощи», «Листопад», «Белый мишка», «Хлеб», «Дикие животные», «Киска», «Подарки осени», «Потешка», «Мишка милый», «Весна пришла» | |
АПРЕЛЬ | 1 - 4 | Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц | Учить детей составлять описательный рассказ, ориентируясь на схему. Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь. Закрепление навыков звукопроизношения. | Дети по предложенной мнемотаблице составляют описательный рассказ об игрушке (на выбор); овоще, фрукте, домашнем и диком животном, посуде. Игра «Кто в домике живет» «Узнай по описанию» |
МАЙ | 1 | Пересказ рассказов с использованием мнемосхем | Учить детей последовательно передавать содержание короткого рассказа, опираясь на схему. Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь. Закрепление навыков звукопроизношения. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. | Этапы работы над текстом при пересказе: - Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. - Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. - Беседа по содержанию текста. - Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. - Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом. На фланелеграфе или магнитной доске в линейном порядке располагаются опорные картинки и схемы в соответствии с последовательностью фрагментов рассказа. Дети используют схему-модель как план пересказа; неоднократное повторение рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель |
Управление и обеспечение проекта
Управление проектом осуществляется педагогом-наставником ДОУ в лице учителя-логопеда.
Обеспечение проекта:
Ресурсы | |||
Кадровые | Информационные | Временные | Материально – технические |
Учитель – логопед, Высшая квалификационная категория, стаж работы – 24 года. | Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством современной методической литературы, в детском саду имеется компьютер с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ. | Проект рассчитан на 8 месяцев, считаю, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов. | В логопедическом кабинете имеются наглядные, дидактические пособия по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста. |
Оценка результатов проекта осуществляется в следующих видах:
1. Диагностика детей группы
2. Анкетирование родителей
3. Фотоматериалы
4. Анализ проведенных мероприятий
5. Обобщение опыта.
Критериями и показателями эффективности проекта могут служить следующие умения и навыки, сформированные педагогом у детей:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Речь ребенка связная, последовательная, грамматически правильная, без дефектов.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
- Ребенок умеет работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- У ребенка сформировано целостное восприятие окружающего мира.
- Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
В ходе реализации проекта создан продукт деятельности:
- Разработка совместно с молодым педагогом перспективного плана по теме: «Развитие речи старших дошкольников с помощью приемов мнемотехники».
- Оформление совместно с родителями воспитанников альбомов «Мы придумали загадки», «Учим стихи по картинкам».
- Создание молодым педагогом картотеки «Учим чистоговорки, скороговорки, потешки с помощью мнемотехники».
- Создание дидактического пособия «Мнемотехника для детей».
- Консультация для родителей «Мнемотехника – это интересно».
- Мастер – класс для воспитателей «Учим стихи по картинкам».
- Оформление стенда для родителей.
Список литературы
- ФОП ДО
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
3. Широких Т. Д. Учим стихи развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004
№2 стр. 59
- Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
- Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
- Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
- Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
- Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г.
13. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
14. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21.
15. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приема мнемотехники.
Педагогическая находка по теме "мнемотехника"....
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...
АПО Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций
Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих технологий. Педагогические наблюдения показали, что в ...
Вэб-квест для педагогов ДОУ "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных методов активизации в условиях ФГОС ДО"
Веб-квест для педагогов дошкольных учреждений....
Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....
Проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
проект по познавательно - речевому развитию с использованием мнемотехники...