Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники.
проект

Кузовлева Людмила Владимировна

Проект "Познаватель-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №121»

 Чудо  мнемотехника.

Познавательно  речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования

приёмов мнемотехники.

Проект учителя-логопеда

в рамках деятельности педагога-наставника

Автор проекта:

Кузовлева Людмила Владимировна

2023-2024 учебный год

Ростов-на-Дону

Содержание

  1. Вид проекта_____________________________________________________
  2. Цель проекта____________________________________________________
  3. Задачи проекта___________________________________________________
  4. Срок реализации проекта__________________________________________
  5. Участники проекта_______________________________________________
  6. Образовательная область__________________________________________
  7. Актуальность темы_______________________________________________
  8.  Гипотеза________________________________________________________

9. Ресурсное обеспечение_____________________________________________

10. Предполагаемые результаты_______________________________________

11. Теоретическое обоснование проекта_________________________________

12. Содержание работы______________________________________________

14. Механизм реализации педагогического проекта______________________

15. Перспективный план работы молодого педагога______________________

16. Управление и обеспечение проекта_________________________________

17. Оценка результатов проекта_______________________________________

18. Критериями и показателями эффективности проекта___________________

19. Продукт деятельности____________________________________________

Вид проекта

  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.
  • По составу участников: молодые педагоги, воспитанники и их родители.
  • По времени проведения: продолжительный (октябрь – май).

 

Цель проекта - Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
  2. дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
  3. развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого обучаемого;
  4. изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти;
  5. воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
  6. популяризация приобретённых знаний;
  7. создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации);

Сроки реализации проекта

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап - поисково-теоретический              

  • Ознакомление молодых педагогов и осуществление теоретического анализа литературы по проблеме формирования речи у дошкольников.
  • Определение совместно с молодыми педагогами критериев и уровней развития речи детей дошкольного возраста.
  • Самостоятельное изучение молодыми педагогами методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
  • Совместное посещение семинаров – практикумов (вебинаров) по проблеме.

  1. этап - опытно-экспериментальный
  • Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.
  • Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
  • Проведение родительского собрания по теме проекта.
  • Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.

  1. этап - заключительно-обобщающий (май 2024г.)
  • Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период.
  • Оформление результатов проекта.

Участники проекта

Молодые педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, учитель-логопед.

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность темы

         За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В речи детей существуют множество проблем.

Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.

У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.

Одним из направлений ФОП ДО является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

             Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Учитывая всё вышесказанное, я считаю актуальным и необходимым наставничество молодых педагогов в данном направлении.

В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:

Активное использование педагогами мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

В ходу разработки проекта выделились следующие подходы, рекомендованные молодым педагогам в работе с детьми:

  • Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
  • Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
  • Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
  • Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
  • Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа с молодыми педагогами по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение

Предполагаемые результаты

  • Повышение профессионального мастерства
  • Овладение проектной деятельностью.
  • Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.
  • Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.)

Теоретическое обоснование проекта

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

  • бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • употребление нелитературных слов и выражений.
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • восприятие
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи

         Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

10. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Содержание работы

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например, как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

        «Подскажи словечко»,

        «Найди пару»

        «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

        «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы - схемы можно использовать:

        при заучивании стихотворений

        при заучивании стихов

        при пересказах художественной литературы

        при обучении составлению рассказов

        при отгадывании и загадывании загадок

        для обогащения словарного запаса

        при обучении составу числа

        при воспитании культурно-гигиенических навыков

        при воспитании навыков самообслуживания

        при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

        Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

        чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

        быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

        соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить, как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Механизм реализации педагогического проекта 

Сроки

Этапы реализации

Задачи

Октябрь 2023 года

Информационно-подготовительный

1. Повысить уровень знаний молодых педагогов путем изучения необходимой литературы.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом других педагогов и внедрение инновационных технологий.

Ноябрь 2023 –Апрель 2024

Практический

1. Разработка диагностического материала.

2.Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений, материалов для детей.

3. Разработать перспективный план работы по развитию связной речи дошкольников старшего возраста с использованием мнемотехники.

Май 2024 года

Итоговый

1.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности наставляемого.

2. Анализ созданных педагогических условий для развития.

Перспективный план работы молодого педагога по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники.

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Содержание работы

НОЯБРЬ

1

Знакомство с мнемоквадратами

(предмет и объект)

Расширение и активизация словаря по темам «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь», «Дикие и домашние животные», «Птицы».

Закрепление навыков звукопроизношения в словах.

Называние предметных картинок (соотнесение слова с предметной картинкой)

Игры «Лото» (по всем темам)

Упражнение «Запомни и назови»

Игра «Цепочка слов»

Игра «Чего не стало»

Игра «Что изменилось»

Игра «Микрозагадки»

2

Знакомство с элементами схем, символами. Составление словосочетаний по цепочке из опорных схем и символов.

Составление и зарисовка мнемоквадратов, мнемодорожек.

Последовательность работы по всем направлениям:

- ребенок по готовой схеме повторяет словосочетание вслед за взрослым;

- ребенок самостоятельно придумывает словосочетание по предложенной мнемосхеме;

- ребенок самостоятельно придумывает словосочетание, выкладывает или зарисовывает мнемосхему, мнемодорожку.

3

Мнемоквадрат «мой»

Учить составлять словосочетания с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое, мои».

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

-Упражнение «Мой, моя, моё, мои» (составление словосочетаний типа: мой стул, мой карандаш)

Выкладывание мнемодорожки из двух карточек.

-Игра «Подбери картинку» (про что говорят: мой, моя моё, мои)

4

Мнемоквадраты «колличество»,

«один – много»

Закрепить умение согласовывать существительные с числительными, правильно использовать окончания слов. Закрепить навыки счета в пределах 10. Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Игры и упражнения «Посчитай, не ошибись»

«Два и пять»,

«Один – много»

«Один или одна»

«Два и две»

ДЕКАБРЬ

1

Мнемоквадраты «Цвет» (основные и дополнительные цвета)

Закрепить знание основных цветов и их оттенков.

Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными, обозначающими цвет предмета.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Игры (с предметными картинками и без)               «Что бывает такого цвета?» (голубое небо, голубое платье, голубая чашка и т.п.)

Составляется простая мнемосхема:  

цвет – предмет.

Игра «Назови предмет и его цвет»

Игра «Посмотри вокруг»

Игра «Раскрась картинку»

Игра «Художники»

2, 3

Мнемоквадраты

«действие»

Схематическое изображение глаголов (идет, стоит, бежит, спит, сидит, плывет, едет, летит, прыгает и т.д.).

Активизировать глагольный словарь.

Закрепить умение согласовывать существительные с глаголами.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Игры с подбором предметных картинок и составлением словосочетаний по схеме:

 действие – предмет (объект).

 «Так бывает или нет?»

«Скажи, что делает»

«Найди друзей»

«Кто как передвигается»

«Что происходит»

«Есть у каждого работа»

4

Мнемоквадраты «предлог»

Схематическое изображение предлогов (на, за, над, под, около, между, в, от, к, с и т.п.). 

Учить использовать в речи предлоги пространственного расположения предметов. Познакомить со схематичным изображением предлогов.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Составление и проговаривание словосочетаний по схеме: предлог – предмет.

Упражнения:

«Где находится?» (на столе, под столом, около стола, между столами)

«Команды» (положи мяч под стул; книгу на стол; карандаш около часов и т.п.)

«О чем мечтает Нина»

«Кто за деревом, кто за забором»

Самостоятельное зарисовывание схем предлогов.

ЯНВАРЬ

2

Мнемоквадраты

«форма»

Схематическое изображение формы предметов (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал).

Закрепить знания о форме предметов. Закрепить умение согласовывать слова в словосочетании.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Схема: форма – предмет. 

Игры:

«Что бывает круглым?» (квадратным, овальным, прямоугольным, треугольным)

Например, круглое солнце, круглый блин, круглое блюдце; квадратный стол, квадратный дом, квадратная книга и т.п.

«Назови форму предмета»

Игра «Найди предметы одинаковой формы»

3

Мнемоквадраты

«антонимы»

Схематическое изображение антонимов (высокий - низкий, большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, веселый – грустный, толстый – худой, добрый – злой и т.д.)

Учить правильно употреблять в речи антонимы. Составлять словосочетания.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Схема: антоним – предмет.

«Подбери картинку».

Например: большой слон – маленький мышонок, добрый дедушка – злой колдун и т.п.

Игра «Скажи наоборот»

4, 1

Составление и распространение предложений с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

Учить детей придумывать предложения из 3 и более слов. Составлять схему предложения.  Закрепить навыки согласования слов в предложении в роде, числе, падеже.

Учить замечать и исправлять ошибки в предложениях.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Последовательность работы

- Повторение вслед за педагогом предложений с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

- Самостоятельное составление ребенком предложения с опорой на мнемодорожку, предложенную педагогом.

- Самостоятельное составление мнемодорожки и проговаривание придуманного ребенком предложения.

Игры и упражнения:

«Придумай предложение»

«Путаница»

«Закончи предложение»

«Дополни предложение»

2, 3

Отгадывание загадок, зарисовка загадок

Активизация словаря.

Развитие логического мышления, воображения.

 Закрепление навыков звукопроизношения.

Последовательность работы:

-педагог читает загадку, ребенок ее отгадывает и рисует отгадку.

- педагог читает загадку, ребенок смотрит на мнемотаблицу и отгадывает загадку.

- ребенок слушает загадку, зарисовывает мнемодорожку и отгадку.

-ребенок сам придумывает загадку, выкладывает ее из схем или зарисовывает.

МАРТ

4, 1

Разучивание чистоговорок, потешек с использованием мнемосхем, мнемоквадратов.

Обогащение и активизация словаря.

Закрепление навыков грамматически правильной речи.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Развитие внимания, памяти.

Взрослый предлагает ребенку повторить потешку, чистоговорку с опорой на картинку.

Самостоятельное зарисовывание простых чистоговорок.

Игры

«Не ошибись»

«Шкатулочка»

«Про лисичку»

2, 3, 4

Разучивание стихотворений

Обогащение и активизация словаря.

Закрепление навыков грамматически правильной речи.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Развитие внимания, памяти.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Стихи для разучивания: «Овощи», «Листопад», «Белый мишка», «Хлеб», «Дикие животные», «Киска», «Подарки осени», «Потешка», «Мишка милый», «Весна пришла»

АПРЕЛЬ

1 - 4

Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц

Учить детей составлять описательный рассказ, ориентируясь на схему.

Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Дети по предложенной мнемотаблице составляют описательный рассказ об игрушке (на выбор);

овоще, фрукте, домашнем и диком животном, посуде.

Игра «Кто в домике живет»

«Узнай по описанию»

МАЙ

1

Пересказ рассказов с использованием мнемосхем

Учить детей последовательно передавать содержание короткого рассказа, опираясь на схему.

Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;  самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.

Этапы работы над текстом при пересказе:

- Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

- Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

- Беседа по содержанию текста.

- Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

- Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

На фланелеграфе или магнитной доске в линейном порядке располагаются опорные картинки и схемы в соответствии с последовательностью фрагментов рассказа.

Дети используют схему-модель как план пересказа;

неоднократное повторение рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель

Управление и обеспечение проекта

Управление проектом осуществляется педагогом-наставником ДОУ в лице учителя-логопеда.

Обеспечение проекта:

Ресурсы

Кадровые

Информационные

Временные

Материально – технические

Учитель – логопед, Высшая квалификационная категория, стаж работы – 24 года.

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством современной методической литературы, в детском саду имеется компьютер с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Проект рассчитан на 8 месяцев, считаю, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

В логопедическом кабинете имеются наглядные, дидактические пособия по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста.

Оценка результатов проекта осуществляется в следующих видах:

1.     Диагностика детей группы

2.     Анкетирование родителей

3.     Фотоматериалы

4.     Анализ проведенных мероприятий

5.     Обобщение опыта.

 Критериями и показателями эффективности проекта могут служить следующие умения и навыки, сформированные педагогом у детей:

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Речь ребенка связная, последовательная, грамматически правильная, без дефектов.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
  •  Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
  • Ребенок умеет работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • У ребенка сформировано целостное восприятие окружающего мира.
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

В ходе реализации проекта создан продукт деятельности:

  • Разработка совместно с молодым педагогом перспективного плана по теме: «Развитие речи старших дошкольников с помощью приемов мнемотехники».
  • Оформление совместно с родителями воспитанников альбомов «Мы придумали загадки», «Учим стихи по картинкам».
  • Создание молодым педагогом картотеки «Учим чистоговорки, скороговорки, потешки с помощью мнемотехники».
  • Создание дидактического пособия «Мнемотехника для детей».
  • Консультация для родителей «Мнемотехника – это интересно».
  • Мастер – класс для воспитателей «Учим стихи по картинкам».
  • Оформление стенда для родителей.

Список литературы

  1. ФОП ДО
  2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

3.  Широких Т. Д. Учим стихи развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004

№2 стр. 59

  1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  2. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  4. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  5. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
  6. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
  7. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  8. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  9.  Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г.

     13. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

14. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21.

15. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...

АПО Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций

Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих технологий. Педагогические наблюдения показали, что в ...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....