Профилактика нарушения зрения у дошкольников
консультация
Одним из важнейших аспектов деятельности детского сада является охрана и укрепление здоровья детей. Из всех органов человека глаза считаются самым драгоценным даром. Зрение даёт людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Ещё 10 лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. К чему это приводит! При формировании наглядно-действенного мышления (3-4года) без зрительного восприятия педагогический процесс значительно осложняется. Нарушение зрения у детей дошкольного возраста может привести к изменению мотивации образовательной деятельности, снижению их творческой активности, замедлению физического и психического развития, вызвать отклонения в социальном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniya_zreniya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика нарушения зрения у дошкольников»
Подготовила:
Белоносова Л.Н.
«Профилактика нарушений зрения у дошкольников»
Одним из важнейших аспектов деятельности детского сада является охрана и укрепление здоровья детей. Из всех органов человека глаза считаются самым драгоценным даром. Зрение даёт людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Ещё 10 лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. К чему это приводит! При формировании наглядно-действенного мышления (3-4года) без зрительного восприятия педагогический процесс значительно осложняется. Нарушение зрения у детей дошкольного возраста может привести к изменению мотивации образовательной деятельности, снижению их творческой активности, замедлению физического и психического развития, вызвать отклонения в социальном поведении.
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – это задача, которая должна решаться педагогами во всех образовательных учреждениях и родителями в домашних условиях.
Причины нарушения зрения у детей.
1. Наследственность. Если у обоих родителей есть проблемы со зрением – их ребенок входит в группу повышенного риска. Поэтому, профилактика нарушений зрения у детей, рожденных такими родителями, должна проходить с особым вниманием.
2. Повышенная нагрузка на глаза. Длительный просмотр телевизионных передач, компьютерные игры, гаджеты, не правильно организованная образовательная деятельность.
3.Неправильная посадка за столом при выполнении зрительной работы.
Как показывает медицинская статистика, у 80% детей имеются проблемы со зрением и осанкой. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно нарушением речи, близорукостью, у них недостаточно развиты общая и мелкая моторика рук, речевое дыхание.
4. Недостаточное освещение рабочего места.
Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой и не правильно организованной освещённости.
5. Снижение иммунитета, частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз.
Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами. Причинами коньюктивита могут быть бактерии, вирусы, которые вызывают ОРЗ, ангину.
6.Неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды.
Солнечное излучение, плохая экология, пыль, хлорированная вода отрицательно влияет на орган зрения. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.
7.Питание (недостаток витаминов), важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение; недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;
8. Нарушение гигиены зрения, травматизм, недостаточная двигательная активность, нарушение режима дня, отсутствие или не достаточное время прогулок.
Профилактика нарушения зрения у детей.
1.Рациональная организация зрительного труда;
Разумные зрительные нагрузки.
Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы.
-Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.
- Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
-Непрерывная длительность просмотра телепередачи в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин.
-Необходимо обеспечить достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра, но не более 5 - 5,5 метров.
- Соблюдение светового режима
Освещение рабочего места
Для предотвращения переутомления или усталости ребёнка, очень важно соблюдать световой режим
Освещение рабочей поверхности должно происходить следующим образом: источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Исключения составляют рассматривание картинок или чтение книг, в этом случае источник света может находится с любой стороны, главное что бы он равномерно освещал рабочую поверхность и не ослеплял глаза. Необходимо поддерживать уровень естественной освещенности на все время пребывания ребёнка в игровой деятельности.
3.Формирование навыка у детей правильной посадки при зрительной работе
Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.
4.Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух
Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.
5. Разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание.
Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.
7.Соблюдение гигиены глаз
Основными мерами профилактики распространения инфекционных заболеваний глаз являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные полотенца, постельное белье.
8.Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам
9.Формирование привычки выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления в детском саду и дома
-гимнастика для глаз, упражнения, мультимедийные пособия, использование предметов ориентиров, схем, сигнальных меток, настенных/ напольльных/ индивидуальных офтальмотренажеров.
10. Периодическое наблюдение у специалистов.
Приложение 1.
Цель зрительной гимнастики:
- включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
- формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
Общие правила проведения зрительной гимнастики:
- фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
- длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
- выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
- После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:
Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.
Методика проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.
Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
- «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
- «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
6.Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.
7.Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
8.Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
9.Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
10.Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.
Гимнастика для глаз
1.Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Указанные упражнения выполняются по возможности в середине каждого занятия. Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут.
Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет.
Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».
Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...
Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"
В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....
Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
"Профилактика нарушения зрения у дошкольников"
Консультация для родителей...
"Профилактика нарушения зрения у дошкольников"
Советы и упражнения для родителей для профилактики зрения. у детей....
Консультация практикум "Профилактика нарушений зрения у дошкольников".
Материал знакомит родителей с понятием зрительная гимнастика, помогает разучить комплексы упражнений для сохранения зрения у детей....
Профилактика нарушения зрения у дошкольников
В статье акцентируется внимание на то, что становится тревожной тенденцией чрезмерное увеличение компьютерными играми, просмотрами терепередач, что значительно превышает по времени допустимые нормы....