Невротические расстройства у детей.
презентация

Воспитатель

Невроз - пограничное нервно-психическое расстройство, которое не обусловлено психотическими состояниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_06_prezentatsia.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Невротические расстройства у детей Подготовил воспитатель: Мельчугова Вера Сергеевна.

Слайд 2

Невроз - пограничное нервно-психическое расстройство, которое не обусловлено психотическими состояниями.

Слайд 3

В ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕВРОЗОВ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ : Биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания Социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств Особенности личности и эмоциональные переживания Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности).

Слайд 4

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. Тема детских неврозов по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. Опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию.

Слайд 5

Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей. Но если признаки невроза у ребёнка вовремя не заметить и не принять соответствующие меры, он вряд ли вырастет гармоничным и счастливым человеком. Невроз будет преследовать его и во взрослой жизни. Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными. Детские неврозы имеют свои отличительные особенности. Целью данной работы является : рассмотреть особенности детских неврозов.

Слайд 6

. Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек. Хотя у детей, так же как у взрослых, причиной неврозов является психогения, сравнительно большую роль в качестве дополнительного фактора у них играет врожденная функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы, клинически проявляющаяся в виде синдрома невропатии или конституциональной детской нервности. Неврозы детского возраста

Слайд 7

Невропатия у детей младшего возраста проявляется выраженными вегетативными симптомами, такими как повышенная потливость, бледность кожных покровов с цианозом носогубного треугольника, тахикардией, дыхательной аритмией, ознобом. Характерны повышенная чувствительность к колебаниям внешней температуры, к холоду при смене пеленок, к шуму, яркому свету, духоте. Сомато - вегетативная возбудимость усиливается при нарушениях режима дня или при помещении ребенка в детское учреждение. К вегетативным расстройствам при невропатии относятся также нарушения аппетита, частые срыгивания, рвота, неустойчивый стул, реже - пилороспазм. В некоторых случаях возникает преходящий субфебрилитет, не связанный с заболеваниями внутренних органов или инфекциями.

Слайд 8

Дети бывают соматически ослабленными, часто болеют простудными, аллергическими заболеваниями, у них бывают опрелости, кожный зуд. Повышенная нервность проявляется и в поведении: такие дети капризны, раздражительны, пугливы, не идут на руки к незнакомым людям. При испуге или во время плача у них могут возникать аффект-респираторные судороги: дыхание внезапно останавливается, дети «синеют», выгибаются дугой. Приступ длится несколько минут и заканчивается плачем, общей вялостью.

Слайд 9

При неврологическом обследовании детей с невропатией часто выявляются косоглазие, нистагм, тремор подбородка и рук, клонус стоп и другие симптомы. Не всегда их можно с уверенностью связать с каким-либо поражением во время родов или в перинатальном периоде. С возрастом неврологические изменения сглаживаются или остаются лишь единичные симптомы, образующие синдром конституциональной аномалии центральной нервной системы.

Слайд 10

Роль невропатии в развитии неврозов тем больше, чем меньше возраст начала заболевания. По мере взросления ребенка на первый план среди причин заболевания выступает психическая травма, вызывающая фрустрационное напряжение. Психическая травма (ПТ) - это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ могут быть двух видов - ситуационные и пролонгированные К ситуационным ПТ относятся: неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье или школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают на острые психические травмы Пролонгированные (хронические). Но обстоятельства психического травмирования у детей обычно иные, чем у взрослых. Чаще всего это неблагополучная семья, алкоголизм в ближайшем семейном окружении, распад семьи, жестокое и бездушное отношение к ребенку, игнорирование его законных интересов, преследование со стороны асоциальной группы сверстников, бестактное поведение в школе учителя по отношению к ученикам.

Слайд 11

Но все эти факторы, безусловно имеющие большое патогенное значение, не раскрывают полностью существа психогенной ситуации. Для понимания ее необходимо учесть некоторые общие закономерности развития ребенка, начиная с раннего возраста. Иначе остаются непонятными частые случаи возникновения неврозов у детей, воспитывающихся во внешне благоприятных условиях и при кажущемся отсутствии психогенной ситуации.

Слайд 12

С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом, - социализация. В раннем детском возрасте этот процесс непосредственно связан с взаимодействием ребенка с членами родительской семьи или лицами, ее заменяющими. Это происходит в условиях, когда завершается еще незаконченный процесс биологического формирования структуры и функции головного мозга. Именно в этом периоде клетки головного мозга, закладывающиеся в вентральной части нервной трубки, завершают миграцию по направлению к коре и распределяются строго по своим местам в соответствии со своими специфическими свойствами, устанавливаются их структурные связи с другими нервными элементами. Не исключена возможность, что при нарушении условий возрастного развития часть мигрирующих клеток может неадекватно реагировать на направляющие стимулы и в результате оказаться в неверном положении. Это поведет к структурной аномалии и функциональной недостаточности высших отделов центральной нервной системы.

Слайд 13

Психологическими исследованиями было показано, что главным условием гармоничного психического развития маленького ребенка служат искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Анатомическая и функциональная незрелость всех систем организма в этом возрасте делает заботу родителей необходимым условием выживания. Ласка матери, тепло ее тела при кормлении - все это служит для ребенка символом защищенности, столь же необходимым для его нормального развития, как и правильное вскармливание.

Слайд 14

Для гармоничного формирования характера ребенка нужно, чтобы рядом находился хотя бы один взрослый человек, любящий и безоговорочно принимающий его. В возрасте до 18 месяцев ребенок должен приобрести доверие к окружающему миру.

Слайд 15

У детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях или вне семьи, в домах ребенка, даже при благоприятных условиях содержания могут в последующем наблюдаться: низкая Я-концепция чувство своей малоценности недоверие к людям враждебность вялость эмоциональных реакций. Так закладывается основа невротической личности, являющейся важным условием развития невроза, который может проявиться и при отсутствии тяжелых травмирующих обстоятельств.

Слайд 17

Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны. Как помочь ребенку преодолеть тревожность

Слайд 18

Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию. Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - избегайте перегрузок.

Слайд 19

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности , поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Слайд 20

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ..." Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Слайд 21

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий , поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника. У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

Слайд 22

1.Аутогенная тренировка. Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло.… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо! Нетрадиционные способы коррекции тревожности

Слайд 23

2. Песочная терапия, снежная арт – терапия, сказкотерапия , цветотерапия , боди - арт и т.д.

Слайд 24

3. Дыхательные упражнения.

Слайд 25

Цветотерапия , работа с пластилином

Слайд 26

Методы и приёмы, повышающие самооценку: Дерево достижений. Копилка хороших дел. Я лучше всех. Мои рекорды.

Слайд 27

Помочь детям избавиться от неврозов - это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста.

Особая острота проблемы связана с тем фактом, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Поэтому опытные воспитатели и психологи интуитив...

профилактика психоэмоциональных расстройств у детей раннего возраста

В период адаптации ребенка к детскому саду большую роль играет работа по предупреждению психоэмоционального напряжения и расстройств у детей. С этой целью автор делится с коллегами своими рекомендация...

профилактика психоэмоциональных расстройств у детей раннего возраста

В период адаптации ребенка к детскому саду большую роль играет работа по предупреждению психоэмоционального напряжения и расстройств у детей. С этой целью автор делится с коллегами своими рекомендация...

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

Иногда случается так, что возрастной страх не проходит, а закрепляется и перерастает в невротический.  Такой страх может преследовать ребенка в течение длительного времени и чаще всего явля...

Консультация для родителей "Невротические проявления у детей дошкольного возраста и рекомендации родителям".

В консультации представлен материал о том какие невротические проявления встречаются у детей дошкольного возраста и как нужно с ними бороться....

Профилактика невротических нарушений у детей

Буклет для печати (родителям и педагогам)...

Невротическое расстройство детского возраста

Статья предназначена для осведомления психолого-социального аспекта проблемы формирования неврозов в детском возрасте....