Кто такие зелейники?
статья

Виртуальный музей Дорога во времени

Наши предки жили в гармонии с матушкой природой: уважали законы, по которым она живёт, принимали с поклоном дары, прислушивались и приглядывались к её жизни, чтобы взять лучшее для себя тоже, делали ей подношения, когда просили хорошего урожая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_zeleyniki.docx311.25 КБ

Предварительный просмотр:

                    Кто такие зелейники?

Наши предки жили в гармонии с матушкой природой: уважали законы, по которым она живёт, принимали с поклоном дары, прислушивались и приглядывались к её жизни, чтобы взять лучшее для себя тоже, делали ей подношения, когда просили хорошего урожая.https://sun1-57.userapi.com/impg/KXwrGwz_nBnN7vb4IIEQNOQJFAPWQJf_ySEfcQ/FhZS9wD7DMA.jpg?size=844x1080&quality=95&sign=92b12c96a0d9e35e62cd596a8bd5af8c&type=album

В лесу вели себя очень осторожно, старались без дела в лес не ходить. Мало ли какой нечистый там начнёт пугать, закружит, заблуди, домой не отпустит больше.

На особом счету были зелейники. То есть те, которые были посвящены в таинства зелий – травяных сборов, отваров, настоек. В народе зелейников приравнивали к магам, чудодеям – настолько их наука была уважаема.

Первые упоминания о зелейниках в памятниках древнерусской письменности относятся примерно к X-XI векам.
В уставах Владимира и его сына Ярослава Мудрого за зелейничество, предписывалось предавать суду церкви.

Согласно же Летописцу Переяславля Суздальского, составленному в начале XIII в., каждый муж, узнав, что его жена зелейница мог собственноручно её наказать. В подкрестной записи от 15 сентября 1598 г. подданные, присягая царю Борису, брали, в частности, на себя обязательство «людей своих с ведовством да и со всяким лихим зельем и с кореньям не носылати».

Хотя с другой стороны, множество примеров есть в истории, когда даже в княжеских семьях, отчаявшись вылечиться самостоятельно, обращались именно к зелейникам, с надеждой получая от них спасительный отвар, над которым уже прочитан заговор, сказано исцеляющее слово.

Что именно надо говорить над зельем – конечно же, было известно одному зелейнику. Было это сродни какой-то особенной молитве. Но обращался зелейник не столько к силам небесным, сколько к силам природы, которые ему, как избранному, были доступны. Зелейник никогда не путает мужскую траву и женскую, траву для младенца и траву для старика, траву для замужних женщин и для девственниц. Знает, какие травы и сколько их нужно «сложить», чтобы они наверняка исцелили.

Одни травы нужно срывать только на заре, а другие, наоборот, можно тревожить только вечером. Есть такие растения, которые зелейник срывает своей рукой, а другие нужно сорвать самому больному, чтобы никто другой целебность не «забрал». Одна из былин рассказывает, как старик-целитель ведёт безнадёжного больного в лес, там велит ему лично сорвать травку, еле заметную среди других. И через три приёма зелья из этой травы, происходит полное выздоровление.

Где истоки этих знаний? Согласно мифам, кто-то из предков зелейника мог отведать тайную волшебную траву, мол, после этого он стал понимать язык растений, ветра, воды. Слушал их и запоминал, какие целебные свойства он может использовать, чтобы лечить людей.
Зелейничество, как и всё знахарство в целом, передавалось по родству. Но когда род прерывался, то мог зелейник и выбрать себе преемника, чтобы отдать ему магию трав. Но, согласно поверьям, если не было кровного родства, преемнику приходилось чем-то жертвовать.
Иногда в качестве преемника приводили кого-то из других – далёких и незнакомых деревень. Зелейник должен был оставаться со своим «веданием» один на один и относиться ко всем больным одинаково.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...