Развитие познавательной активности детей через ОЭД
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МО
Тема «Развитие познавательной активности детей через ОЭД» - это тема моего ИОМ, над которым я работаю уже несколько лет. Из них два года я работала в творческой группе по разработке методического обеспечения ОЭД в ДОУ, включая летний период. В группе мы разработали картотеку опытов, соответствующую RNG? Разработали алгоритмы проведения опытов, для самостоятельного закрепления материала, а так же рабочие листы для фиксации опытов.
Сегодня на мастер классе я хочу показать вам один из приемов работы по развитию самостоятельности детей в ОЭД.
Но сначала хочу обратиться к нормативным документам работы ДОУ, а конкретно к ФГОС
Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации».
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается САМОСТОЯТЕЛЬНО придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для развития самостоятельности детей в ОЭД необходимо создать условия:
- В первую очередь работали над созданием развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей, экспериментирование с доступным материалом. В группах были организованны развивающие центры.
- В своей работе используем разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: колбы, пробирки, мензурки, штативы, микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, шишки, уголь и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, календари, настольные часы, песочные часы с различным временным отрезком. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группах. В любое время ребенок может действовать с ними.
- Педагоги составили картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей в группе. Подобрали детскую познавательную литературу:
- энциклопедии
- познавательные книги из серии
- дидактические игры;
- демонстрационный материал.
- Изучили и применяем различные виды мотивации детей к ОЭД:
- Включение в игровую ситуацию
- Чтение сказки: «Соломинка, Пузырь и Лапоть» - предложить помочь, С.Михалков «Упрямый Лягушонок» - продолжить путешествие,
«Буратино», «Алиса в стране чудес» - квест задания,
Курсы Василисы Премудрой.
3. От вопроса детей, спора детей
4. Создание сюрпризного момента.
5. Изучение плаката «Круговорот воды в природе
6. Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях
Особое внимание обращаем на организацию самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, развивает познавательные интересы и активность, дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
По мнению Рольфа Эмерсона:
«Лучший способ изучить что – либо – это открыть самому»
И сейчас я хочу показать один прием с использованием загадочного сундучка. (демонстрация)
Внесение сундучка в группу сопровождается музыкальной заставкой к передаче «Что? Где? Когда?». Что и является организацией настроя детей, к решению какой - либо задачи. При неоднократном использовании этого приема дети начинают воспринимать это как сигнал к действию.
Сундучок в группе появляется с периодичностью 1 раз в месяц – полтора. Содержимое сундучка включает в себя различные предметы, оборудование, подсказки для проведения какого – либо опыта. А какого именно - дети должны определить сами, разглядев содержимое сундучка.
Н-р: магнит, болтик, пуговица, скрепка, монетка, крышка от бутылки, деревянный брусок, салфетка, кусочек ткани, металлическое колечко, колечко для ключей,
- Вы догадались какой опыт можно провести по этим предметам?
Но прежде чем приступить к самостоятельным открытиям, конечно нужно каждый раз вспоминать правила безопасности.
ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ + ЗНАКИ АЛГОРИТМА
Для работы с сундучком мы с детьми разрабатываем алгоритм действий:
- Смотрим что в сундучке.
- Думаем для чего и что можно сделать с этими предметами.
- Выполняем действие.
- Делаем умозаключение.
- Фиксируем опыт.
Воспитатель подключается к детям, только тогда, когда дети, что либо спросят или попросят помощи.
ОПЫТЫ С КОЛЛЕГАМИ
1 сундучок: «Тонет – не тонет» - мячик, ложечка, камень, перо, газета, пробка, деревянная пластинка, емкость с водой, рабочий лист.
2 сундучок: «Растворение веществ в воде» - емкости с водой, соль, сахар, краска, песок, ложечки.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать
окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
8. И еще один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребѐнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» он сделал сам.
Вывод: Познавательная деятельность подразумевается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания добываются самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы" Развитие познавательной активности детей через использование математического моделировния и занимательных дидактических игр математического содержания"
В данном опыте работы представлено математическое моделирование через кодирование геометрических фигур, классификация, сериация....
Развитие познавательной активности детей через знакомство с географией
Развитие познавательной активности, интересов детей через знакомство с географией...
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа. Тема: «Развити...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....
Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...