Проект "Закоулок Зазеркалья"
проект (старшая группа)

Светлана Александровна Фартух

Проект направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roekt.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Закоулок Зазеркалье»

(проект направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста)

Я работала над проектом «Закоулок Зазеркалья»-это часть проекта «РППС «ЗНАЙГРАД»», созданный творческой группой Д/с №15 «Росинка».

Что же представляет собой «Знайград»? «Знайград» - игровое название оригинальной, специально организованной пространственной развивающей среды ДОУ. Эта среда охватывает свободные помещения – коридоры и рекреации детского сада, и в сочетании с предметно-развивающей средой в групповых помещениях образует целостное образовательное пространство ДОУ, в котором дети принимают непосредственное активное участие, проявляя личные интересы и предпочтения, демонстрируя собственные успехи и достижения.

Методический комплект «Знайград» предназначен для использования его педагогами в процессе образовательной деятельности с детьми с целью поддержания интереса детей к выбранной тематике и развития темы новыми ресурсами.

При планировании предстоящей совместной деятельности с детьми педагог выбирает форму мероприятия или использует все предложенные, руководствуясь интересами, возможностями детей своей группы,  правом их свободного выбора.

 Для формирования целостного восприятия картины окружающего мира в сознании детей, понимания взаимосвязи изучаемых событий и явлений необходимо использовать интеграцию развивающих  сред так, чтобы сделать существующую логическую взаимосвязь очевидной для детей. Например, Улица Городская – Янгель – Улица Космическая; реки России: Енисей, Ангара, Илим (река родного города) – Байкал; Улица Городская – горняки – Пещера Гнома.

С учётом гибкого подхода к  планированию, признания инициативы детей и значимости их интересов, в целях устранения формализованности и регламентирования в планировании даты и сроки проведения рекомендованных педагогических мероприятий отсутствуют. Воспитатель сам в праве выбирать для реализации запланированного мероприятия образовательную область, необходимый временной интервал. «Утверждённая  примерная образовательная программа дошкольного образования не предусматривает жёсткого регламентирования образовательного процесса и жёсткого календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам  пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив детей и их семей, педагогов» (комментарии к ФГОС ДО (разделу II п.2.7.).

Участие старших дошкольников в педагогических мероприяти ях данного методического комплекта определяется детьми во время утреннего сбора с учётом их личного интереса.

В структуру развивающей среды входят тематические зоны в виде игровых названий:

  1. Закоулок «Зазеркалье»
  2. Переулок «Времена года»
  3. Подземный переход «Пещера гномов»
  4. Улица «Байкальская»
  5.  Улица «Городская»
  6. Улица «Космическая»
  7. Улица «Российская»

  Содержание каждого компонента определяется его названием – темой и представлено отдельным проектом.

Проект «Закоулок Зазеркалье»

1.Описание проекта.

Этапы описания проекта

Суть проекта

1.Актуальность проекта

Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Овладение родным языком-важнейшее условие для социализации, психического, личностного развития ребёнка-дошкольника.  У детей старшего дошкольного возраста повышается интерес к слову, грамматике и словотворчеству и задача взрослого заключается в том, чтобы поддержать  и расширить его.

2.Проблема на решение которой направлен проект.

Нерациональное использование созданной развивающей среды ДОУ на базе общих помещений.

3.Цель проекта.

Обеспечить рациональное использование созданной в ДОУ инновационной модели современной предметно пространственной среды в воспитательно- образовательном процессе, насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Способствовать росту интереса к родному слову в дополнительных образовательных условиях; повышению имиджа ДОУ.

Создать условия для личностного развития каждого ребёнка.

4.Задачи проекта.

  1. Разработать методический комплект педагогических мероприятий разнообразных форм образовательной деятельности в условиях развивающей среды «Закоулок Зазеркалье».
  2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста четкие лексические значения слов противоположных по значению.

3. Развивать навыки правильного, осмысленного употребления антонимов в связной речи детей старшего дошкольного возраста.

5.Вид проекта

Практико-ориентированный

6. Сроки реализации проекта.

Долгосрочный

2.Содержание деятельности на этапах реализации проекта.

1этап.Подготовительный.

Цель: Изучить новые подходы в организации предметно развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

Направления деятельности

Сроки  

ответственные

1.

Изучение нормативно-правовой базы (ФГОС, программа «Детство», Программа развития ДОУ).

Ноябрь

2018г        

2.

Анализ имеющихся ресурсов. (д/и, картотека загадок, поговорок).

Декабрь-январь

(2018-2019гг.)

Изучение методологических основ развития грамматически правильной речи дошкольников.

Декабрь-январь

(2018-2019гг.)

4.

Информировать родителей о важности нашего проекта в развитии речи детей дошкольного возраста.

Январь

(2018-2019гг.)

 

2этап. Основной.

Цель: Реализация намеченных целей и задач, разработка комплекса образовательных мероприятий с детьми, направленных на практическую реализацию ресурсов развивающих зон РППС «Знайгород»

Формы

Образовательная область

Дата

Тема недели

1

Чтение сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал»

Цель: знакомство с художественным произведением В. Губарева, вызвать интерес к родному слову (в группе).

 Познавательное развитие, речевое развитие

1 неделя декабря

«Кто я, какой я?»

2

Беседа-фантазия «Зазеркалье».

Цель: помочь детям понять смысл противоположных слов в игровой форме (в группе).

Познавательное развитие, речевое развитие

1 неделя декабря

«Кто я, какой я?»

3

Экскурсия в «Закоулок Зазеркалье»

Цель: познакомить детей с «Закоулком Зазеркалье» и его жителями.

Дид.игра «Сравни кукол»

Цель: создать условия для развития умения у детей подбирать слова-антонимы.

Познавательное развитие , речевое развитие

1неделя января

«Рождественское чудо»

4

Дид. игра «Скажи наоборот» (с маркерами и резинками).

Цель: создать условия для совершенствования навыков подбора и употребления слов-антонимов в речи детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие , речевое развитие

2 неделя января

«Я и мои друзья»

5.

Чтение стихотворных упражнений на выделение противоположных слов.

Цель: закреплять умение у детей называть слова, противоположные по смыслу.

Познавательное развитие, речевое развитие.

2 неделя января

«Я и мои друзья»

6.

Опыт-эксперимент «Встреча с полуправдой» (с зеркалом).

Цель: помочь детям увидеть и понять особенности зеркального отражения.

Дид.игра «Найди слово»

Цель игры: : Формировать умение точно подбирать антонимы к глаголам и прилагательным.

 Познавательное развитие ,речевое развитие

2 неделя марта

«Хочу всё знать»

7

Часть занятия по подготовке к обучению грамоте из цикла «По дороге в Азбуку», дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Познавательное развитие, речевое развитие.  

2неделя марта

«Хочу всё знать»

3этап. Заключительный.

Цель: анализ эффективности использования проекта, в образовательной деятельности ДОУ.

Направления деятельности

сроки

ответственные

Квест-игра.

1неделя

апреля

Мастер-класс для педагогов ДОУ

4неделя

апреля

Ресурсы:

1.Программа развития МБДОУ детский сад №15 «Росинка» на 2016-2019гг. утверждена приказом заведующего МБДОУ детского сада №15 «Росинка» №14 от 27.02.2016гг., согласовано мэром Нижнеилимского муниципального района приложение№1 к постановлению администрации Нижнеилимского муниципального района №166 от 21.03.2016г.

2.Ушакова О.С.-Развитие речи дошкольников. - М.: Наука,2001г.

3.Филичева Т.Б., Соболева А.В. «Развитие речи дошкольников- Екатеринбург: Инфра- М.,1996г.

4.Парамонова Л.Г.- Развитие словарного запаса у детей. СПб «Детство-пресс» 2007г.

5.УшаковаО.С. «Придумай слово»- М.: ТЦ Сфера, 2014г.

6.Е.А.Алябьева «Грамматика для дошколят»-М.: ТЦ Сфера,2013г.

7.Интернет- ресурсы:

 - Социальная сеть работников образования nsportal.ru  «Методическая разработка по развитию речи старший дошкольный возраст».

- «Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонемии у дошкольников старшего возраста». pedportal.net  

Приложение.

1. «Беседа–фантазия Зазеркалье».

Цель:  помочь детям понять смысл противоположных слов в игровой форме (в группе).

 Ход беседы:

1.Есть волшебная страна Зазеркалье, а как вы думаете, где она находится? (за зеркалом)

2.А можно ли в неё попасть? (можно-предложить поиграть с зеркалом)

3.А как вы думаете, чем может отличаться Зазеркалье от нашего мира?

4.Что вы знаете о Зазеркалье? (вспомнить недавно прочитанную сказку В. Губарева «Королевство кривых зеркал».)

Предполагаемые ответы детей: Жители этой страны изготавливали зеркала, в которых все предметы отражались с противоположными свойствами (худые казались упитанными, молодые-старыми, красивые-уродливыми, измождённые-цветущими, толстые-стройными).

5.Каких героев из сказки вы знаете? Почему такое странное имя Яло?

6.Что было бы ,если ….

2.Дидактическая игра «Сравни кукол».

Цель: создать условия для развития умения у детей подбирать слова-антонимы.

Задачи: Расширять и активизировать словарный запас антонимов. Развивать словесно-логическое и пространственно-образное мышление.

Оборудование: 2 куклы из РППС «Закоулок Зазеркалье»

Ход игры.

Ребята, к нам в гости пришли две девочки Оля и Яло из Зазеркалья. Это очень разные девочки. Я думаю, что нам интересно будет поближе с ними познакомиться. Дело в том, что я знаю только Олю. Помогите мне побольше узнать об Яло.

Оля высокого роста, а Яло…(низкого)

У Оли длинные волосы, а у Яло…(короткие)

Оля видит хорошо, а Яло...(плохо) Почему вы так думаете? (у Яло очки)

Оля просыпается рано, а Яло…(поздно)

Утром Оля пьёт чай горячий, а Яло молоко (холодное)

Оля болеет редко, а Яло...(часто)

Оля любит трудиться, Яло…(отдыхать)

У Оли много друзей, а у Яло …(мало)

Оля весёлая, а Яло …(грустная)

Оля любит ходить босиком, а Яло…(в носках)

Оля послушная, а Яло…(упрямая)

Оля смелая, а Яло…(трусливая)

Вы заметили, что девочки отличаются не только по внешнему виду, но и по характеру? А ещё они делают всё наоборот.

Если Оля соберёт игрушки, то Яло….(разбросает) их.

Если Оля закроет дверь, то Яло….(откроет)

Если Оля принесёт, то Яло…(унесёт)

Если Оля пришьёт, то Яло…(оторвёт)

Если Оля заговорит, то Яло…(замолчит)

3.Дидактическая игра: «Скажи наоборот» ( с маркерами и резинками).

Цель: создать условия для совершенствования навыков подбора и употребления слов-антонимов в речи детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: кукла Оля, развивающая среда «Закоулок Зазеркалье».

Ход игры:

К нам в гости пришла кукла Оля. Всё ей у нас нравится: как мы делаем зарядку, лепим из пластилина, как играем, рисуем, поём и танцуем. Однако, Оля, а почему ты загрустила? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Она, думает, что вы не справитесь в её стране «Зазеркалье», ведь там живут слова с противоположными значениями. Ребят, как вы думаете, вы справитесь с заданиями Оли.

Воспитатель предлагает детям найти слова-противоположности и соединить их цветными резинками или обозначить маркерами.

4. «Опыт-эксперимент Встреча с полуправдой».

Цель: помочь детям увидеть и понять особенности зеркального отражения.

 Задачи: дать понятие детям, что зеркало отображает все до мельчайших подробностей, но и меняет левое на правое.

Оборудование: большое зеркало.

Ход опыта-эксперимента:

Дети посмотрите в зеркало, вы видите своё изображение со всеми мельчайшими подробностями, которые ни один художник не в состоянии отобразить с такой точностью. Мы каждое утро подходим к зеркалу, не обращая особого внимания на изображения, а сегодня постарайтесь очень внимательно всмотреться в него. Слегка наклоните голову, кивните ею. Изображение в зеркале делает тоже самое, покачайте головой, подмигните. Прикоснитесь левой рукой к поверхности зеркала, но стоп. Что это? Ваше изображение навстречу левой руке протянуло правую руку. Это легко понять, мысленно представив, что ваша свободная правая рука если бы она могла попасть за зеркало, точно бы совпала с тем изображением, которое мы видим в зеркале. А если прикоснуться правой рукой? Теперь мы видим, что изображение в зеркале меняет левое на правое. Зеркало не может сказать всю правду. Нельзя сказать, что зеркало не лжёт. Зеркала говорят полуправду. Они искажают, меняют левое на правое. А представьте себе, что слова, отражаясь от зеркальной поверхности, тоже меняются

Игра «Найди другое слово».

Цель: Формировать умение точно подбирать антонимы к глаголам и прилагательным.

Оборудование: мяч

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч и называет слово. Ребёнок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем глаголы.

«

5.Чтение стихотворных упражнений на выделение противоположных слов.

Хорошее и плохое.

Делать людям добро

Так приятно ,поверьте !

Зло не любит никто-

Закрывают все двери.

Верный друг нужен всем,

С ним в огонь мы и в воду.

Враг копит в себе зло,

Ненавидит, изводит.

Храбрым быть нелегко:

Защищать слабых, малых.

Трусом стыдно прослыть:

Здесь приятного мало.

Умным много дано,

Ими в жизни гордятся.

С глупым в жизни, друзья,

Лучше вовсе не знаться.

Мой друг.

У меня-Володька друг.

Все завидуют вокруг.

Ссоримся с Володькой редко,

Миримся и дружим крепко.

Вместе даже мы болеем

И друг друга мы жалеем.

Выздоравливаем быстро,

Если друг хороший близко.

Мы выигрываем часто

В догонялки и футбол.

А проигрываем если,

То тогда вступаем в спор.

Поровну победу делим,

Пораженье- на двоих.

Сильных- с другом не боимся,

Не бежим вдвоём от них.

Слабых дружно защищаем

И в обиду не даём.

Мы, шутя, дружить не можем,

Мы всерьёз поддержки ждём.

Хочу всё знать.

Мир вокруг такой большой.

Столько в нём вопросов!

Я же маленький ещё,

Не дорос я носом.

Путь далёкий впереди.

Где ответы мне найти?

Как мне выбрать близкий путь,

Чтоб в ответы заглянуть?

Я бездельничать не буду,

Делать многое могу.

Все загадки отгадаю,

Все отгадки я найду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

Ребенок из Зазеркалья.

Левшество как норма развития. Причины и следствия леворукости,  помощь родителям, педагогам в работе с леворуким ребенком....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Алиса в Зазеркалье»

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста«Алиса в Зазеркалье»(Знакомство со звуками и буквами Л – Р)...

Путешествие в Зазеркалье

Познавателбно-исследователльская деятельность с детми старшей группы....

Путешествие в страну Зазеркалье.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Зазеркалье" (подготовительная группа)

Программное содержание: Образовательная область «Познание» 1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; 2. Развивать умение наблюдать, анализи...

Выпуск в школу "Путешествие в Зазеркалье"

Праздник для детей подготовительной группы....