Консультация на тему: «Одаренный ребенок – кто он?» (для педагогов и родителей)
консультация

Киселева Валентина Леонидовна

Консультация

на тему: «Одаренный ребенок – кто он?»

(для педагогов и родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_odarennyy_rebenok.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация

на тему: «Одаренный ребенок – кто он?»

(для педагогов и родителей)

Киселева В.Л.

педагог -  психолог

г. Советский,2020 г.

«Для него прикосновение – это удар, звук – это шум, неудача – это трагедия, радость – это экстаз, друг – это возлюбленный, возлюбленный – это Бог, а неудача – это смерть. Добавьте к этому мучительно тонкому организму непреодолимую потребность творить, творить, творить... так, что без сотворения музыки или поэзии, или книг, или зданий, или чего-то значимого даже умение дышать покидает его. Он должен творить, дать выход своему творчеству. По какой-то странной, неизвестной внутренней потребности он не живет в действительности, если не творит».

Пол Бак

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность рассматривается как синдром типичных психофизических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего его интеллекта. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» - «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей. Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создаёт условия для формирования различных видов одарённости.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка».

Могут быть выделены следующие виды одарённости:

- в практической деятельности, в частности, можно выделить одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно – эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость;

- в коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость;

- в духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одарённости предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одарённость обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе, либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т. д.).

Классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одарённости. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы. Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одарённости, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.).

Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.

Если рассматривать одарённость как особенность возрастного развития ребёнка, то можно выделить: раннюю одарённость и позднюю одарённость.

Примером ранней одарённости являются «вундеркинды». Вундеркинд (буквально –«чудесный ребёнок») – это ребёнок, как правило, дошкольного и младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определённом виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении. Особенное место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счёта. Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.).

Поздняя одарённость может проявиться в области выдающихся открытий, создании новых методов исследования. Это связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых новые открытия невозможны. Исследования психологов подтверждают, что количество одарённых детей возрастает с каждым годом. Однако педагоги не всегда готовы к общению с одарёнными детьми.

Педагог, обучающий одарённых детей должен:

- обладать креативностью, широтой взглядов и отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе;

- умением различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, учитывая их, вносить изменения в процесс обучения;

- иметь опыт работы в учреждениях для детей дошкольного возраста или взаимодействие со своими детьми;

- разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы.

Чтобы увидеть подлинные творческие способности детей, педагог должен предлагать им особую деятельность, в которой дети смогут себя активно проявить. Это нестандартные темы занятий, творческие задания, исследовательские проекты. О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одарённостью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьёзные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны взрослых. Их высокие, объективно значимые достижения в определённой предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одарённых детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одарённого ребёнка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одарённого, да и любого ребёнка должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо его приучать к мысли о возможности появления неудач. Причём наличие постоянных успехов сам ребёнок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он борется.

Нередко у одарённых детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная, прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Очевидно, что участие семьи в целом является важнейшим элементом при обучении одарённых детей.

Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Наиболее часто отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на лету схватывает»), воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия.

Ребенок делает открытие собственной одаренности. То как это происходит, представляет громадный интерес. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей ей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми.

Важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание.

Задача, стоящая в этом плане, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении взрослых и других окружающих к ребенку.

Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений.

Более интеллектуально развитой одаренный ребенок часто склонен командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из приемов, подходящих в таких ситуациях, — это ролевая игра. Поскольку ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а обучается естественным путем, возьмите на себя роль такого же одаренного ребенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточными условиями, скажите ему ответ прежде, чем он сумеет найти его сам, и пожурите за неправильную или слишком медленную реакцию.

Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» — часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычно для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.

Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого педагоги могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые педагоги и родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной беседой, — и это несмотря на то, что их 3—5-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой коммуникации.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих.

Советы в обращении с ребенком, который открывает себя:

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Если ребенок заикается... Советы для педагогов и родителей"

Консультация в уголок учителя-логопеда "Если ребенок заикается... Советы для педагогов и родителей" состоит из одного листа формата А4, который содержит 8 рекомендаций при общении с заикающи...

ТЕМА: «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» Консультация для родителей

Одно из приоритетных направлений развития современного образования создание условий для развития одаренных детей....

Консультация для родителей по теме : "Одаренный ребенок"

Консультация для родителей по теме : "Одаренный ребенок"...

Родительское собрание на тему: «Одаренность ребенка: выявить и поддержать»

Родительское собрание на тему: «Одаренность ребенка: выявить и  поддержать»...

Памятка для родителей на тему: "Одаренный ребенок"

Уважаемые педагоги! Данный материал понадобиться вам для того, чтобы уменьшить родительские тревоги и помочь научить черпать радость в воспитании своих одаренных детей....

Конспект родительского собрания на тему : "Одаренный ребенок - какой он?"

Познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей,активизации и поощрения их творческой деятельности....