Тема: «Одарённые дети в детском саду»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов
Тема: «Одарённые дети в детском саду»
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтис, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике и принято именовать одаренными: дети с высоким интеллектом; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_odarennyy_rebenok.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Одарённые дети в детском саду»
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтис, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике и принято именовать одаренными: дети с высоким интеллектом; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, авторы «Рабочей концепции одаренности», предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность они называют явной и, напротив, проявляющуюся в завуалированной, замаскированной форме – скрытой одаренностью. Так же вводится другая, очень близкая к предыдущей; градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».
Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности еще раз подчеркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от не профессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.
Ценность их том, что они почти всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их условно «нормальных» сверстников.
Значение их необходимо для адекватного построения педагогического процесса.
Известный немецкий специалист в области обучения одаренных детей
К. А. Хеллер выделяет следующие личностные характеристики высокоодаренных детей:
1. высокие интеллектуальные способности;
2. выдающиеся креативные способности;
3. способность к быстрому усвоению и выдающаяся память;
4. интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
5. высокая личностная ответственность;
6. убежденность в собственной эффективности и самостоятельных суждений;
7. позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Любопытство – любознательность – познавательная потребность.
Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания. На первой ее ступеньке неизбежно оказываются все дети – и одаренные, и неодаренные. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной педагогике еще и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребенка.
При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательная потребность.
Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность.
Напротив, одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений своим исследованиям, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Н. С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. И в значительной степени благодаря этому обеспечивается наиболее высокий уровень развития познавательных способностей. Как отмечает Н. С. Лейтес, детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей.
Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе большая редкость. Рассмотрим на примере дерева. Корень его скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Из корня вырастает ствол, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, какой корень, и от влияния многих внешних условий. Ствол дерева – это и есть аналог тех самых общих способностей, или общей одаренности, той самой универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные «ветви» - частые проявления одаренности, называемые обычно специальными способностями.
От ствола идут сначала крупные ветви, они в свою очередь делятся на ветви поменьше, те свою очередь, еще и еще. Представим себе, например, ветвь – «художественная одаренность». Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности различны. И подобно тому, как из большой ветви вырастают ветви по меньше, так из «общих художественных способностей»: изобразительные, музыкальные, артистические и др. Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей в сочинении стихов.
Кроме того одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться как некая общая, универсальная способность. А с возрастом она все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Мировой педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
А. И. Савенков
«Одаренные дети в детском саду и школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткие рекомендации для воспитателей на тему: "Адаптация детей к детскому саду"
Советы воспитателю по успешной и скорейшей адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Консультация по теме: "Гиперактивные дети в детском саду".
Синдром гиперактивности и дефицита внимания не следует рассматривать как болезнь...
Выступление на родительском собрании в группе раннего возраста по теме «Адаптация детей к детскому саду»
Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый...
Консультация для родителей.Тема: "Адаптация детей к детскому саду".
Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутс...
«В детский сад без слёз!» Тема: «Адаптация детей к детскому саду»
: Знакомство с родителями, знакомство родителей с воспитателями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы....
Статья: "Развитие одарённых детей в детском саду".
laquo;Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживатьза ним, сделать всё необходимое, что...
Встреча за круглым столом с родителями младшей группы на тему: «Адаптация детей в детском саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Период адаптации – сложный период и для ребёнка, и для его родителей, которые переж...