Дополнительная программа "Песочная арт-терапия"
рабочая программа
« Самая лучшая игрушка для детей - куча песка»
К.Д. Ушинский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная арт-терапия» социально-педагогической направленности для занятий с детьми от 3 до 4 лет в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивает социально-коммуникативное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pesochnaya_art-terapiya.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Соколовская СОШ"
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета протокол №_ от «__»_____2020г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Соколовская СОШ» ____________ Сергеев В.В. Приказ № __ от «__»___2020г.
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
« Песочная арт-терапия»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации программы: 2 года
Программа разработана:
Чунихиной О.А.
г. Эртиль, 2020
Содержание программы
- Пояснительная записка 3-10
- Учебно-тематическое планирование 10-12
- Содержание программы 13-16
- Методическое обеспечение 16
- Ожидаемый результат 17
- Литература 17-18
- Приложение (игры и упражнения с песком)
1.Пояснительная записка.
« Самая лучшая игрушка для детей - куча песка»
К.Д. Ушинский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная арт-терапия» социально-педагогической направленности для занятий с детьми от 3 до 4 лет в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивает социально-коммуникативное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018года
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Устав МКОУ «Соколовская СОШ»
В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Программа определяет комплекс основных характеристик дополнительного дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Игра с песком - это процесс развития самосознания ребенка, прекрасная возможность выразить своѐ отношение к окружающему миру, отыскать то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на песчинки образ, волнующий ребёнка. Игры на песке – помогают творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы передаем ребёнку наши знания, события и законы окружающего мира. Но главное - ребенок получает опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.
Детям бывает очень непросто поделится со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом. Разыгрывая тем самым проживая вновь и вновь определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь
« струнки детской души».
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Развивая воображение совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется творческая личность ребёнка.
Программа предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. У детей при песочном рисовании активно развивается моторика рук, что положительно влияет на развитие речи и устранение существующих дефектов. Появляется умение более четко координировать движение обеих рук. По мере освоения техники рисования песком развивается образное мышление, обогащается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества действует как средство коррекции психики, помогает выразить в рисунке чувство и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в свои силы.
Актуальность программы : программа нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания творческих видов деятельности с использованием песка, предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Новизна программы : заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов песочной терапии. Манипулируя сыпучими материалами, дети избавляются от отрицательных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию взаимодействия двух полушарий мозга.
1.1.Основные характеристики образования
Цели и задачи программы:
Цель : с помощью работы с песком ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью, тревожностью и т.д.), научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства.
Задачи:
∙ развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
∙ развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
∙ тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
∙ равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
∙ формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам;
∙ умение детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
Прогнозируемый результат:
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
•Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Методы и приемы обучения:
- игровой;
- наглядный;
- словесный (использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, заданий );
- исследовательский;
- сказкотерапия;
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и воспитанника в едином творческом процессе);
- сотворчество (совместная работа);
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям воспитанников; формулируются инструкции к играм в сказочной форме; поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: сказочных героев , геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
Планирование образовательной деятельности.
Вид образовательной деятельности | Периодичность | ||
неделя | месяц | год | |
Занятие | 1 | 4 | 28 |
Объем образовательной нагрузки | 10 минут - 3 года 15 минут - 4года |
Планируемые результаты.
Первый год обучения
В результате освоения программы воспитанники 3 лет будут знать и
уметь:
- Использовать световой стол и песок для создания предметных рисунков в данной технике: пейзажи, животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, деревья, кустарники, цветы, дома, посуда, мебель, продукты, эмоции.
- Осуществлять плавные движения при насыпании фона, деталей предметных изображений, работать пальцами обеих рук поочередно и одновременно, координировать положение пальцев рук (сжимать в кулачки, расставлять на определенное расстояние, контролировать расстояние между пальцами и др.), набирать песок в кулак и сыпать его струйкой, рисовать пальцем, одновременно использовать нескольких пальцев при рисовании, проводить четкие прямые, извилистые, длинные, короткие линии в заданном направлении, рисовать при помощи обеих рук (синхронно), при помощи отпечатка ладоней, ребром ладони, рисовать круги и спирали нужного размера, фигуры вытянутой формы указательным пальцем, применять приёмы создания фона (насыпь и бросок).
- Изображать задуманное разными способами, использовать силуэтное рисование (расчищение, вырезание), насыпное рисование (воронка, щепотка, блин), линейное рисование (подушечками пальцев, ножницы, растирание) и выдувание.
Второй год обучения.
В результате освоения программы воспитанники 4 лет будут знать и
уметь:
- Изображать предметы путем создания отчетливых форм, передавать форму и строение предмета: животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, деревья, кустарники, цветы, пейзажи, дома, посуда, мебель, продукты, эмоции.
- Детально прорисовывать предметные изображения, работать пальцами обеих рук одновременно, выполняя разные задачи (пальцами одной руки насыпать песок, пальцами другой руки - создавать форму), набирать песок в кулак и сыпать его струйкой, создавая таким образом разные формы, рисовать воронкой при помощи обеих рук (синхронно, создавая симметричные рисунки), при помощи отпечатка ладоней, ребром ладони, рисовать разные фигуры нужного размера, применять приёмы создания фона (чистый экран).
- Создавать статичные песочные картины с учетом симметрии, композиционно продумывать свой рисунок.
- Изображать задуманное разными способами, использовать силуэтное рисование (внахлест), насыпное рисование (воронка, щепотка, блин), линейное рисование (подушечками пальцев, ножницы, растирание), выдувание и формообразование.
- Применяют разные эффекты рисования песком, полученные насыпью (чистое пятно, цветок), ребром ладони (циркуль, крылья стрекозы, толпа, след от шины), с помощью дополнительных инструментов (веерная кисть, дно пластиковой бутылки).
2. Учебно-тематический план
программы дополнительного образования
«Песочная арт-терапия»
Возраст 3-4 года
месяц | Название тем | Кол-во занятий |
сентябрь | 1. Знакомство с песочной страной | 1 |
2. Необыкновенные следы | 1 | |
3. Дорожка для колобка | 1 | |
4. Песочный дождик | 1 | |
октябрь | 1. Заборчики | 1 |
2. Волшебные камешки | 1 | |
3. Весёлые зайчики | 1 | |
4. Украсим коврик | 1 | |
ноябрь | 1. Бегут жучки-паучки | 1 |
2. Тайна под водой | 1 | |
3. Бабочка | 1 | |
4. Снеговичок | 1 | |
декабрь | 1. Завитушки у овечки | 1 |
2. Колючий ёжик | 1 | |
3. Весёлые вагончики | 1 | |
4. Песочный домик | 1 | |
январь | 1. Весёлый зоопарк | 1 |
2. Лесенка | 1 | |
3. Звёздочки | 1 | |
4. Яркое солнышко | 1 | |
февраль | 1. Вкусная пицца | 1 |
2. Разноцветные шары | 1 | |
3. Песочные прятки | 1 | |
4.По замыслу | 1 | |
март | 1. Наливное яблочко | 1 |
2. Чудо - дерево | 1 | |
3. Пушистая ёлочка | 1 | |
4. Ароматная ватрушка | 1 | |
апрель | 1. Обведи ладошку | 1 |
2. Колючий мячик | 1 | |
3. Рукавичка | 1 | |
4. Тучка и солнышко | 1 | |
| 1 | |
й |
| 1 |
ма |
| 1 |
| 1 |
во
Возраст 4 года
месяц | Название тем | Кол-во занятий |
сентябрь | 1. Знакомство с песочной страной | 1 |
2. Необыкновенные следы жителей Песочной страны | 1 | |
3. Строгий квадрат | 1 | |
4. Необычный треугольник | 1 | |
октябрь | 1. Осень в Песочной стране | 1 |
2. Загадочный ромб | 1 | |
3. Веселый овал | 1 | |
4. Смешная спираль | 1 | |
ноябрь | 1. Овощи Песочной страны | 1 |
2. Фрукты Песочной страны | 1 | |
3. Ягоды Песочной страны | 1 | |
4. Интересный зигзаг | 1 | |
декабрь | 1. Зима в Песочной стране | 1 |
2. Деревья Песочной страны | 1 | |
3. Насекомые Песочной страны | 1 | |
4. Птицы Песочной страны | 1 | |
январь | 1. Морские жители Песочной страны | 1 |
2. Домашние животные Песочной страны | 1 | |
3. Дикие животные Песочные страны | 1 | |
4. По замыслу | 1 | |
февраль | 1. Животные жарких стран Песочной страны | 1 |
2. Путешествие Песочной улитки | 1 | |
3. Дома и города жителей Песочной страны | 1 | |
4. По замыслу | 1 | |
март | 1. Транспорт жителей Песочной страны | 1 |
2. Портреты жителей Песочной страны | 1 | |
3. Сказочные герои из Песочной страны | 1 | |
4. По замыслу | 1 |
апрель | 1. Весна в Песочной стране | 1 |
2. Волшебный круг | 1 | |
3. Космическое путешествие | 1 | |
4.В гостях у сказки | 1 | |
1. Упрямый прямоугольник | 1 | |
2. Цветы Песочной страны | 1 | |
3. Город сновидений | 1 | |
4. В гостях у бабы Яги | 1 |
3. Содержание программы.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения, общее количество учебных часов для освоения программы - 28 часов (на каждый учебный год)
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса -
индивидуальная и групповая работа.
Программа предусматривает занятия с детьми дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Занятия по проекту построены с учетом возрастных особенностей каждого возраста. Занятия построены в соответствии со следующей структурой:
- Приветствие детей, знакомство - настрой на работу, сообщение темы занятия.
- Упражнения на контакт с песком, моторные упражнения.
- Рисование песком и на песке.
- Завершение занятия.
- Психогимнастика, физминутка.
- Продуктивные виды деятельности.
При организации занятий рисованием песком на стекле необходимо соблюдение следующих условий:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок;
- Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка;
- Необходимо:
- поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
- ценить его инициативы, а не его молчаливое согласие с вами;
- Желательно, что бы дети работали стоя - так у них больше свободы движений.
Оборудование «педагогической песочницы»
- Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. световой фон белый.
- Чистый белый песок.
- Музыкальное сопровождение на CD.
- Материалы для рисования:
- Использование массажного мяча
- Использование ситечка
- Использование трафаретов
- Использование трубочки (выдувание рисунков)
- Использование декоративных украшений (камни, палочки)
Организация игр-занятий с песком
Педагог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе с взрослым — «рука в руке», затем самостоятельно.
Также дети с помощью педагога обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Способы работы с песком:
- Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы)
- расхлопывание ладошкой
- дождик (сыпем из кулачка)
- торнадо (сыпем из двух кулачков)
- волна
- Техника рисования песком (основные приёмы):
- Насыпание: из ладони, из кулачка;
- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем, щепотью, насыпая из кулачка струйкой разной ширины;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
- Особенности в работе с песком на световых столах:
- Рисование отличается простотой
- Песочное рисование это - КРАСОТА!
- Пластичность
- Уменьшение стресса
- Воздействие светом, музыкой
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найдите.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
(А Густышкин)
Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
Правила обращения с оборудованием:
- не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло;
- для того, что бы песок не электризовался, необходимо обрабатывать поверхность стола антистатиком;
- песок время от времени следует очищать (просеять, прокалить). Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем;
перед началом и по окончанию занятий детям необходимо вымыть руки.
4 .Методическое обеспечение:
- стол (планшет) с подсветкой работы с песком по количеству воспитанников
- стул;
- кварцевый песок;
- цветной песок;
- лопатки, широкие кисточки, воронки;
- пластиковые формы для песка разной величины
– геометрические, изображающие животных, транспорт, людей и др.
- мелкие игрушки (люди, домашние животные, дикие животные, птицы и насекомые, морские обитатели, герои мультфильмов, растения, цветы, фрукты, овощи, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, здания и постройки, дорожные знаки и др.)
- сюжетные картинки;
- мячики; - счетные палочки;
- бросовый материал: ракушки, пуговицы и др.;
- трафареты (геометрические фигуры, люди, животные, птицы, растения и др)
- фотоаппарат - музыкальное сопровождение (ноутбук, колонки)
- антистатик - учебные плакаты демонстрационные;
5. Ожидаемый результат:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком;
- развитие творческого воображения и творческих способностей.
Способы определения результативности:
В начале учебного года - сентябрь и в конце учебного года - май проводится диагностика познавательной сферы. Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
5. Литература
1. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г.- 156с.;
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Институт
специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с.;
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
6. Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;
7. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Текст /.Г.С. ШвайкоМ. гуманитар.изд.центр.
Приложение
Игры и упражнения с песком
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песочной страны...»
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
5. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
6. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.
8. Игра-упражнение «Песочный круг»
Цель: знакомить с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
10. Упражнение «Такие разные настроения»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.
Рисуем на песке лица с различными настроениями.
11. Игра-упражнение «Кто я?»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
13. Игра-упражнения «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.
14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
16. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
17. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
18. Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
19. Игра-упражнение «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
20. Игра-упражнение «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
21. Игра — упражнение «Выкладываем и печатаем на песке»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.
Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.
На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.
22. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики.
Аннотация: в статье описан немедикаментозный метод динамической электронейростимуляции с использованием аппарата ДЭНС, который интегрирован в систему практической ...
Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".
Материалы логопедического проекта "ДЭНС-терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики" были представлены в рамках городской декады профмастерства ...
Дополнительное образование Арт-терапия для младших дошкольников
Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для д...
Дополнительная образовательная программа по арт-терапии « Чудесные превращения»
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ пс...
Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст
Искусство- невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности.Часто тайные желания , подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выраз...
Программа по дополнительному образованию "Арт-терапия. Мы волшебники"
Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в нашем детском саду мы внедрили в практику метод арт-терапии, один из современных направлений в оздоровлении.Арт-терапия — ...
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...