Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте.
Воспитатель 1 кв. категории
Кузнецова Е.А.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Цель трудового воспитания: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
- Сформировать предпосылки к трудовой деятельности.
- Воспитать положительное отношение к труду взрослых.
- Воспитать личность ребенка.
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что малыши нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берет на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно .В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остается труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приемы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Например: перед мытьем рук напомнить» . Сегодня Айболит будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминать, в каком порядке снимается одежда.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка трудовой деятельности ребенка, поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать, говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Ване убрать постель» и т.д.
Действующий прием в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Машей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Милана» и т.д. Надо стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить о необходимости объяснять и показывать способ действий.
Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь- будешь ее искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.
Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приемы. Например: приходит кто то и просит помочь протереть мебель, помыть кукольную посуду и т.д.
Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, целесообразней обратиться к детям с просьбой, так как на нее они откликнутся охотней. В своей группе чаще стараемся использовать приемы поощрения, говоря: «Посмотрите, как Саша хорошо убрал игрушки!» Причем оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребенка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.
Начиная со второй младшей группы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям.
Периодически вместе с детьми осматривается уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить, что ребенка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни. В процессе труда привлекается внимание детей на внешний вид растений, учим наблюдать за ними.
Все это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения к растениям.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно- трудовых качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте"
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответствен...
« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания...
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста в свете ФГОС ДО
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста — дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства....
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.
Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...