Нетрадиционные техники рисования в детском саду
консультация

Нетрадиционные техники рисования все активнее входят в нашу жизнь. Они дают возможность заниматься интересным делом, учиться новому и оригинальному. Нетрадиционные техники рисования нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из способов самовыражения.

Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Я представлю Вам  несколько популярных техник.

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Воспитатель: Лутошкина Ирина Владимировна

Нетрадиционные техники рисования все активнее входят в нашу жизнь. Они дают возможность заниматься интересным делом, учиться новому и оригинальному. Нетрадиционные техники рисования нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из способов самовыражения.

К нетрадиционным техникам рисования относятся: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, рисование на воде (Эбру), точечное рисование (пуантолизм), рисование по ткани, кляксография и т.д.

Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Я представлю Вам  несколько популярных техник.

Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности. Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду — это монотипия.

Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал — станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.

Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие — малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.

Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения. Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы — воздушные шарики, флажки, кубики и пр. Процесс рисования для них превращается в веселую игру.

Первые работы дошкольников — простые по форме фигуры. В среднем возрасте дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.

В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.

Следует отметить, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка.

Отдельно выделю «Монотипию пейзажнуя»:  ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Рисование на мокрой бумаге

Существует ещё такой интересный метод рисования как — рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д.
Для этого нужно научить ребёнка сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому я рекомендую намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Далее даём детям определённую тему для расплывчатых образов и ребята рисуют красками по своей фантазии.

Рисование в технике «Эбру». 

Эбру (от персидского ebri — «облако») — это древняя техника живописи красками по воде с дальнейшим перенесением рисунка на твердую основу (бумагу, ткань или кожу). Эбру представляет художнику широкие возможности для создания уникальных изображений, искусно имитирующих фактуру натурального камня — мрамора. Поэтому эту технику часто называют «мраморингом» или «турецким мраморированием».

Печатание листьями

Печать листьями веток деревьев – техника рисования с детьми, которая будет интересна ребятам очень разного возраста. Картины получаются очень выразительные, яркие. И, главное, всегда получаются! Рисовать листьями нужно гуашевыми красками. Главное, чтобы они были правильной консистенции – примерно как густая сметана. Печатать лучше всего листьями того дерева, ветку которого мы хотим изобразить. Листья нужны не сушеные, недавно сорванные или подобранные. Такие листочки эластичнее, они не ломаются, и отпечаток получается четкий. Но, если у вас есть только засушенные листья, используйте их. Покройте листья тонким слоем воды или очень жидкой краски и дайте полежать пару минут. Листы для печати листьями лучше заранее затонировать.

Печатание листьями можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно со взрослыми.

Рисование солью

Рисование солью – интересная и несложная техника изобразительного искусства, позволяющая создавать объемные, красиво переливающиеся изображения. При таком рисовании нет ограничений в проявлении фантазии. Занятие раскрывает творческие способности, формирует интерес к художественному труду. Нетрадиционная техника рисования солью предназначена для дошкольников 3 – 6 лет. Цель рисования солью – развитие художественных навыков.

Это классическая техника. Для занятия необходимо подготовить шаблоны. Нарисуйте или распечатайте контуры изображения. Контуры должны быть четники, чтобы дети их хорошо видели. Старайтесь соблюдать композицию, чтобы лист бумаги был равномерно заполнен изображением, не было пустых участков.

Как рисовать солью:

Возьмите ПВА, ведите кончиком горлышка бутылочки по контурам рисунка. Выдавливайте клей, но не сильно. По контуру должна получаться ровная и неширокая клеевая полоса.

Засыпьте лист солью. Не экономьте, солевые крупинки должны полностью покрыть промазанные клеем линии. Когда клей немного схватится с солью, стряхните то, что не приклеилось.

Оставьте картину высыхать.

Когда шаблон хорошо просохнет, приступайте к рисованию. Возьмите кисть, макайте в воду, набирайте краску, затем осторожно прикладывайте к солевому контуру. Краска будет красиво растекаться по нему.

“Рисование методом напыления”

Понадобятся два листа бумаги. На первом рисуется контур предмета, после чего он вырезается. Далее рисунок прикладывается ко второму листу. Краска будет наноситься при помощи зубной щетки и небольшой палочки. Щетка обмакивается в краску и устанавливается на небольшом расстоянии, затем нужно проводить палочкой по ворсу щетки, как бы распыляя состав на рисунок. После полного высыхания верхний лист бумаги удаляется.

«Оттиск поролоном» (пенопластом)

Рисование красками вовсе не обязывает нас использовать в процессе кисточку. Почему бы не заменить ее поролоном? Рекомендуется вырезать из материала различные геометрические фигуры, прикрепить их к острым палочкам или карандашам, обмакивать в краску, разбавленную водой, и делать оттиск на бумаге.

Сначала дети будут просто переносить фигуры на листок, а затем научатся делать из них композиции, придавая рисунку определенный сюжет. Преимущество поролона заключается в длительном сроке эксплуатации, материал легко отмывается от краски.

«Кляксография»

Одной из популярных техник нетрадиционного рисования является кляксография, заключающаяся в нанесении на бумагу клякс и превращении затем их в художественные образы, путем дорисовывания через выдувание воздуха из трубочки. Необходимые материалы: трубочки для коктейля, листы бумаги, жидкая краска.

Клякса – это не только накапавшие на бумагу чернила. Их можно специально делать красками. Есть смысл научить этому ребенка. Каждая новая клякса будет иметь уникальную форму, а дошкольник найдет в ней что-то общее с различными предметами и внесет изменения в рисунок. В процессе спрашивайте у ребенка, с чем у него ассоциируется та или иная клякса. Когда фантазия разыграется, из них можно будет нарисовать полноценный сюжет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...