Межполушарное взаимодействие - упражнения для развития.
материал (старшая, подготовительная группа)
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Признаки несформированного межполушарного взаимодействия.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Признаки слабого межполушарного взаимодействия
Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают сложности в обучении:
- Проблемы в письме.
- Проблемы в устной речи.
- Трудности в запоминании информации.
- Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
- Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- Зеркальное написание букв и цифр.
- Псевдолеворукость.
- Логопедические отклонения.
- Неловкость движений.
- Агрессия.
- Плохая память.
- Отсутствие познавательной мотивации.
- Инфантильность.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
1. Колечко
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Упражнение «Зайчик-колечко-цепочка»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
3. «Лезгинка»
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
4. «Ухо - нос»
Левой рукой возьмемся за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. «Змейка».
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Перекрестные движения»
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
7. «Горизонтальная восьмерка»
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
8. «Симметричные рисунки»
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
9. «Мельница»
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин.
Дыхание произвольное.
10. «Перекрестный марш»
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
11. «Пальчиковые упражнения»
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
12. «Зрительная гимнастика»
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.
Упражнения выполняются только стоя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/25/picture-919765-1493073970.jpg)
#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-826511-1642512323.jpg)
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664251-1441743267.jpg)
Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-999052-1642077021.jpg)
#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-999052-1642077021.jpg)
#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчеств...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-749631-1655743003.jpg)
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1505501-1728228239.jpg)
Использование упражнений для межполушарного взаимодействия, как фактора развития речи дошкольников
Доказано, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма. В логопедической работе я применяю упражнения для межполушарного взаимодейств...