Развитие познавательных способностей через конструирование
материал
Развитие познавательных способностей через конструирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_cherez_konstruirovanie.docx | 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей через конструирование
Л. А. Венгер, известный последователь Л. С. Выготского, считал конструирование одной из важнейших форм развития пространственного мышления. Автор разработал программу, с помощью которой обучал детей с 3-х лет умению схематизировать и зарисовывать постройки, способности чтения планов помещения и уличного пространства, умению уточнять на собственных планах материал и обозначать последовательные этапы создания постройки.
В своих заданиях на пространственное моделирование Леонид Абрамович предлагал в том числе задания по условию. Например, задание на расчленение контурной графической модели корабля (вид сбоку) с учётом характера деталей, из которых он будет затем воспроизводиться, предполагалось авторами на четвёртом этапе обучения. В ходе развития у детей способности схематизировать любые объекты и пространства в программе всё меньше давалось наглядных образов для решения задачи.
В нашей практике расчленённую схему для конструирования дети считывали так же, уже в 3,5 года, особенно на актуальные для них темы. Мальчик 3,5 лет, Ф., показывая на расчленённую схему самолета: «Это крылья — можно взять эту длинную дощечку [из набора „Бабашек“] и поставить вот сюда».
Кроме задания по условию, ученый предлагал создание построек и схем к ним по собственному замыслу, чтобы дети развивали инициативность в конструировании.
В исследованиях авторы программы определили, что развитие у детей наглядно-образного мышления является ключевой предпосылкой формирования абстрактного мышления в подростковом возрасте.
Как ещё можно конструировать?
Конструирование по условию. Это способ, представленный выше в примере программы Л. А. Венгера. Педагог предлагает такую задачу детям, которая захватывала бы зону ближайшего развития ребенка и учитывала бы интересы ребенка. Конструирование по условию часто используется в практике педагогов. Например, как построить мост, чтобы через него проезжала самая большая машинка в группе?
Конструирование по тексту / по художественному произведению. Здесь перед процессом конструирования дети с педагогом слушают или читают (в подготовительной группе) стихотворение, сказку или рассказ. Педагог организовывает групповое обсуждение, в котором уточняются качества героя (см. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» О. А. Шиян) и/или внешние детали происходящего: какого роста был волк, что у него поместились и бабушка и внучка в животе? три поросенка были одинаковыми или каждый из них хоть немного отличался друг от друга? какой фигурой выглядел маршрут колобка, что он прикатился к лисе? И так далее.
Конструирование по чертежам и наглядной схеме. Здесь педагог или приносит свои чертежи и схемы, или по уже нарисованным схемам детей они заново воссоздают постройки друг друга. Причём второй вариант сильно влияет на создание ровеснического коллектива в дошкольном учреждении.
Конструирование по замыслу. Педагог в этом случае актуализирует опыт ребенка. Ещё больший вклад педагог сделает, если сам организует для детей получение такого опыта: поход в океанариум, зоопарк, почту и т. д., причём такое знакомство с новым пройдёт лучше, когда дети на деле увидят, какие отношения складываются между работниками каждого из мест.
В методике пространственного моделирования Сергея Плахотникова выделяется еще один тип — конструирование по представлениям. Этот тип похож на конструирование по замыслу, но его важное отличие в том, что дети в процессе актуализируют свой опыт и переживания недавнего или давнего прошлого. И здесь появляется возможность у детей исследовать свой собственный опыт. Здесь взрослый и педагог выступают как создатели условий для появления значимого опыта детей (поездки, экскурсии в интересующие детей места и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста
Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...
Перспективный план "Развитие математических способностей через конструирование у детей подготовительной к школе группе"
развитие математических способностей через конструирование на занятиях, в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе и работе с родителями...
"Развитие познавательных способностей через сюжетно-ролевую игру"
В данном сообщении ил личного опыта рассказывается как можно через сюжетно-ролевую игру развивать познавательные способности детей дошкольного возраста....
Развитие познавательных способностей через сюжетно - ролевую игру «Геолого-разведывательная экспедиция».
Опыт работы по развитию познавательного интереса у детей подготовительной группы через сюжетно-ролевую игру "Геолого разведывательная экспедиция"...
Опыт работы "Развитие познавательных способностей через игры математического характера" - 2016 г.
Презентация из опыта работы о математическому развитию....
Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе (Из опыта работы)
Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе(Из опыта работы)С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира...