Комплекс ритмических упражнений с клавесами
материал (старшая группа)
Комплекс ритмических упражнений с клавесами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_ritmicheskih_igr_s_klavesami.docx | 646.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс ритмических игр с клавесами
Цель:
- Стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников, путем использования клавес в речевых и музыкальных играх
Задачи:
- Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.
- Совершенствовать умения передавать ритмический рисунок слова.
- Развивать артикуляцию и мелкую моторику.
- Развивать навыки элементарного импровизационного движения.
Упражнения с ритмическими палочками очень нравятся детям. Они привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Способы игры на клавесах:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
- трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
- кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);
- удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали;
- одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном
,или по пластмассовой крышке.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд – назад попеременно то одну, то другую палочку);
- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
- скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
- качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая – поперёк.
Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);
- костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
- молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
- дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
Две маленькие палочки, а сколько возможностей!
Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Предлагаю им повторить под музыку следующие движения, разные для обеих рук:
- одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
- одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
- закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.
Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
В работе с детьми активно использую речевые упражнения. Использование этих упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течении всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.
Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности
каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми по данной системе, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого проводятся индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Во время проведения консультаций они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.
Комплекс игр на клавесах
Игра№1 «Делай как я».
Задача – учить детей реагировать на смену движений.
Варианты игры:
- шагать палочками по полу «топ-топ»;
- стучать палочками «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- стучать основаниями палочек;
- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
- катать «колбаски» по полу;
-стучать палочками над головой;
- прятать палочки за спиной.
Методические рекомендации:
Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.
Игра №2 «Эхо».
Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.
Ход Игры:
Дети встают или садятся по кругу. Педагог стучит палочками ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок,
который повторяют все дети. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру.
Игра может сопровождаться звучанием музыки.
Методические рекомендации:
Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и
детское творчество: умение создать собственную модель.
Игра №3 «Ножки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)
Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)
Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)
Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)
Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)
Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)
Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)
Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)
Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)
Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)
И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу)
Игра №4 «Маленькие ушки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Маленькие ушки (поставить палочки на голову)
Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)
А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)
И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)
И в топотушки, (стучать палочками по полу)
И в потягушки. (потянуться руками)
Игра №5 «Гвоздь и молоток».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно) Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку) Мы по мостику пойдём («шагать» палочками)
И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно)
Игра №6 «Петушок».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Посмотри-ка: по дорожке
Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу)
На головке гребешок, (стучать палочками над головой)
Кто же это? (развести руки в стороны)
Петушок! (стучать полочками одновременно по полу)
Игра №7 «Пельмешки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях) Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями) Станем без спешки
Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)
Слышишь, баба? (стучать у правого уха)
Слышишь, дед? (стучать у левого уха)
Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)
Игра № 8 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой) Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок. Ход игры:
Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик
Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,
Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –
Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм) Методические рекомендации:
Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.
Игра № 9 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык. (стучать торцом палочек одновременно по поверхности) Под кусточком присел, отдохнуть захотел.
(палочки положить на поверхность)
Игра №10 «Козлик» (Играем с двумя палочками)
Задача: умение выразительно изобразить образ героя.
Ход игры:
Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове)
Игра №11 «Аты-баты» (Играем с двумя палочками)
Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.
Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты на базар (стучать палочками друг о дружку - крест накрест) Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты самовар. (стучать палочками друг о дружку - крест на крест) Игра №12 «Зарядка» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания, мышления.
Ножками затопали: топ, топ, топ! (стучать торцом палочек поочередно) Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп! (стучать палочками друг о дружку) Сели! Встали! (положить палочки на стол, поднять)
Снова сели! (опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели! (погладить правой ладошкой себе животик)
Игра №13 «Веселый мишка» (Играем с двумя палочками) Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.
Мишка весело шагал:
Топ! Топ! Топ! Топ! (стучать торцом палочек поочередно) А потом он побежал:
Топы-топ, топы-топ! (стучать торцом палочек поочередно) Вдруг споткнулся и упал: Бух! (положить палочки на стол) Отряхнулся и сказал: Ух! (поставить палочки на торец)
Вывод:
С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Тем самым работа становится увлекательной и интересной.
Играя на клавесах, дети учатся:
- манипулировать палочками, развивают координацию рук;
- находить различные приёмы звукоизвлечения;
- ритмично передавать метр и ритм стиха;
- развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
- развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс музыкально-ритмических упражнений для детей на мелодии старинных русских песенок "Ладушки"
Комплекс музыкально-ритмических упражнений для детей на мелодии старинных русских песенок "Ладушек" включает в себя следующие упражнения:"Часы""Кот и мыши""Стрекоза""Прогулка""На лошадке" и т.п....
Комплекс ритмической гимнастики во второй младшей группе «Упражнение с лентами»
Комплекс ритмической гимнастики Упражнение с лентами...
Ритмические игры с клавесами (палочками)
Ритмические игры с клавесами (палочками)...
Комплекс вокально-хоровых, ритмических упражнений
Вокально-хоровые упражнения...
Комплекс ритмических упражнений по гимнастике
Методическая разработка с комлексом ритмических упражнений по гимнастике для детей дошкольного возраста...
ритмические игры с клавесами
методическое пособие для педагогов. будет полезно, как для вроспитателей - для разучивания стихотворений и более быстрого и легкого запоминания, так же для музыкальных руководителей в качестве дополни...
Упражнения на клавесах
В материале представлены примеры использования клавесов нейромузыкальных занятиях. такие рифмованные мтрочки можно пропевать на простейшую двух-трёхступенную мелодию....