Книжка малышка
презентация к уроку (средняя группа)

Кондратьева Екатерина Евгеньевна
Проект для детей среднего возраста «Книжки-малышки». Вид проекта. По продолжительности: краткосрочный, коллективный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_knizhki-malyshki_moy.ppt1.38 МБ
Microsoft Office document icon proekt_knizhki-malyshki_moy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект для детей младшего возраста «Книжки-малышки»

Слайд 2

Цель: развить устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. Развивать потребность к чтению художественной литературы. Задачи: способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы; воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события; формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения; воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

Слайд 3

Вид проекта: По продолжительности: краткосрочный, коллективный. По содержанию: социально-педагогический По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ. Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: 2 недели ( с 11.04 по 22.04.2016г.) Итоговый продукт: Выставка книжек-малышек в книжном уголке Вечер развлечения «Книжка-малышка» Изготовление буклетов для родителей «Книга – не учебник» Прививаем детям любовь к чтению Книжки в вашем доме

Слайд 4

«Книжки-малышки»

Слайд 5

Этапы проекта: Подготовительно- проектировочный этап с 11.04 по 15.04.2016г. Практический этап с 15.04 по 22.04.2016г. Обобщающе –результативный этап 22.04.2016г.

Слайд 6

План работы по реализации проекта Включение сказочных героев в утреннюю гимнастику. Проведение утренних гимнастик по сюжетам сказок (Теремок, Колобок). 1. Физическое развитие

Слайд 7

План работы по реализации проекта Игра –драматизация по сказке «Колобок». Свободные игры детей с сюжетными игрушками (мышка, зайчик и т.п.). Пальчиковый театр. Ремонт книг. Помощь родителям в изготовлении книжек – малышек. 2. Социально-коммуникативное

Слайд 8

План работы по реализации проекта Знакомство с различными книгами. Беседа «Моя любимая книга», "Какие бывают книги". «Как нужно обращаться с книгами». НОД «Наш книжный уголок». Экскурсия в подготовительную группу «Знакомство с книжным уголком подготовительной группы». Экспериментирование с бумагой «Из какой бумаги сделаны книжки». Рассматривание книжек, изготовление своими руками. 3. Познавательное развитие

Слайд 9

План работы по реализации проекта Слушание музыкальных сказок, пение потешек по сказкам. Рисование «Мы любим книжки», изготовление «книжек-малышек» по ПДД со стихами. 4. Художественно-эстетическое развитие

Слайд 10

План работы по реализации проекта Чтение русской народной сказки «Колобок». Работа в книжном уголке: чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек и наибольших стихотворений при минимальной помощи воспитателя. 5. Речевое развитие

Слайд 11

Вывод: Мы предполагаем, что наш проект будет полностью реализован. Мы надеемся, что родители примут активное участие в реализации проекта. А дети научатся бережнее обращаться с книгами, у них появится еще больший интерес к рассматриванию книг и рассказыванию по картинкам сюжетов сказок.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Солнечный круг»

комбинированного вида

Методическая разработка

Проект

«Книжки – малышки»

Вторая младшая группа «Звёздочки»

Воспитатели:

  Кондратьева Е.Е.

.

г. Нижний Тагил

 2023г.

Проект для детей среднего возраста «Книжки-малышки».

Вид проекта.

По продолжительности: краткосрочный, коллективный.

По содержанию: социально-педагогический

По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.

Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема:  большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина - зачем читать, когда можно посмотреть.  Отсюда следует, что у детей отсутствует  интерес к художественной литературе.  Дети небрежно, неаккуратно обращаются с книгами.

Актуальность: Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка рассказывала сказки». Работая с трех – четырех летними детьми, в ходе беседы о сказках, рассматривании к ним иллюстраций с горечью обнаруживаешь, что многие дети не знают самых простых, наших русских народных сказок.  Мы выяснили, что большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина – зачем читать, когда можно посмотреть. Да, в наш век информацию можно получить из других источников – телевизор, интернет. Постепенно книга как таковая отошла в тень. И мы решили организовать мини проект «Книжки – малышки»

Гипотеза: состоит в предложении того, что если обратить внимание детей и родителей на книги то это будет развить интерес к книге, к ее чтению, к сотворчеству взрослых и детей. Дети будут более бережно относиться к книгам,  познакомятся  с творчеством детских писателей и поэтов.

Цель: развить устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к  ним. Развивать потребность  к чтению художественной литературы.

Задачи: способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;

•воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;

•формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения;

•воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

Ожидаемые результаты: родители больше времени будут уделят для  чтения детям сказок, стишков и т.д.. При взаимодействии родителей и детей в процессе изготовления книжек – малышек, сами родители будут формировать бережное отношение к книгам, учить правильному обращению с ними.

Продолжительность проекта: 2 недели.  ( с 11.04 по 22.04.2016г.)

Итоговый продукт:

- Выставка книжек-малышек в книжном уголке

- Вечер развлечения «Книжка-малышка»

- Изготовление буклетов для родителей «Книга – не  учебник»

- Прививаем детям любовь к чтению

- Книжки в вашем доме

Подготовительно-проектировочный этап с 11.04 по 15.04

Практический этап с 15.04 по 22.04.2016г.

Обобщающе-результативный этап  22.04.2016г.

        План работы по реализации проекта.

№ п/п

Направление

Форма проведения

1

«Физическое развитие»

Включение сказочных героев в утреннюю гимнастику. Проведение утренних гимнастик по сюжетам сказок (Теремок, Колобок).

2  

«Социально-коммуникативное»

Игра –драматизация по сказке «Колобок». Свободные игры детей с сюжетными игрушками (мышка, зайчик и т.п.). Пальчиковый театр.

Ремонт книг. Помощь родителям в изготовлении книжек – малышек.

3  

«Познавательное развитие»

Знакомство с различными книгами. Беседа «Моя любимая книга», "Какие бывают книги". «Как нужно обращаться с книгами». НОД «Наш книжный уголок».

 Экскурсия в подготовительную группу «Знакомство с книжным уголком подготовительной группы». Экспериментирование с бумагой «Из какой бумаги сделаны книжки».

 Рассматривание книжек, изготовление своими руками.

4  

«Художественно – эстетическое развитие»

Слушание музыкальных сказок, пение потешек по сказкам.  Рисование «Мы любим книжки», изготовление книжек-малышек по ПДД со стихами.

5  

«Речевое развитие»

Чтение русской народной сказки «Колобок».

Работа в книжном уголке:

- чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек и наибольших стихотворений при минимальной помощи воспитателя.

Так же для  родителей была подготовлена консультация «Книга – не учебник», Памятка для родителей   «Прививаем детям любовь к чтению», Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме».

Презентация проекта: Выставка книжек-малышек в книжном уголке группы.

Вывод: Мы считаем, что наш проект был полностью реализован. Родители приняли активное участие в реализации проекта. Дети стали бережнее обращаться с книгами, у них появился еще больший интерес к рассматриванию книг и рассказыванию по картинкам сюжетов сказок.

Приложение

Приложение 1

Консультация  для родителей «Книга – не учебник».

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.

Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».

Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.

Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)

Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации

Приложение 2


Памятка для родителей

«Прививаем детям любовь к чтению»

 

  1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
  2. Иногда   детям   очень   трудно   начать   читать   новую   книжку.   Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
  3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
  4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
  5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
  6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
  7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
  8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
  9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
  10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
  11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. 

Приложение 3

Советы по оформлению детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе                      И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
У меня картинок двести,                       У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.                             Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –                      Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, –                           Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип  это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать 
книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.  Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку 
«Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, 
«Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок 
«Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию 
интереса к книге:

  • разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  • игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  • лото или домино «Герои любимых сказок»;
  • пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  • отгадай загадку – найди отгадку;
  • диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  • сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  • материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  • чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно эстетическое развитие Изготовление книжки малышки по подгруппам: «Книжка –малышка в подарок младшим детишкам» (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Черлакский детский сад № 7 »Художественно эстетическое развитиеИзготовление книжки малышки по подгруппам:«Книжка –малыш...

«Книжка-малышка, книжка про мышку»

laquo;Читайте детям книги, а не нотации»  ...

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста «Умные книжки – умным малышкам».

Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;             привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей      ...

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки "Руки в книжки"

Цель мастер-класса: познакомить родителей и детей с новым способом изготовления книжки-малышки...