«Игровой час для старших дошкольников: сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»
план-конспект занятия (старшая группа)
В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности.
Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.
Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру.
Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетно-ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде детского сада, например, игры «Почта», «Библиотека», «Ателье» и др.)
Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер и Интернет стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляются посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетноролевой игре «Почта». Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или диском с фильмом) Родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее в ателье. При этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются мной в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. Между тем, названные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно-ролевой игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре.
Кроме того, при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Технология сопровождения современной сюжетно-ролевой игры, представленная в пособии, содержит подробные методические рекомендации (технологические карты) по организации сюжетно-ролевых игр с новым содержанием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Ателье»
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- ЦЕЛЬ: создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевой игры «Ателье».
- ЗАДАЧИ:
- Продолжать учить детей отражать в сюжетно-ролевой игре «Ателье» специфику разных профессий: приёмщик, закройщик, швея, гладильщик.
Формировать навыки связной правильной речи через использование разных игровых приёмов. Обогащать словарный запас новыми словами.
- Развивать двигательную активность детей, их артикуляционный аппарат; общую и мелкую моторику пальцев рук; память, внимание, мышление, сообразительность.
Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения работать по определённым игровым правилам.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, толерантности и эмпатии, активность, ответственность, дружелюбие.
- АТРИБУТЫ: презентация, картинки профессий, атрибуты для игры: подготовка ткани, выкроек, швейных машин, утюги, гладильные доски, подборка журналов мод, пуговицы, жетоны.
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение литературных произведений: Б. Заходер «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», М. Майн «Пуговица», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», пословицы, поговорки, загадки.
- Беседы с детьми на тему: «Ателье мод», «О труде взрослых в ателье» и другие.
- Встреча с заведующей ателье
- Дидактические и речевые игры: «Профессии», «Что из чего?», «Для какой профессии?», «Исправь ошибки» и другие.
- Просмотр презентаций и видеороликов по данной теме.
- Экскурсии в ателье, магазин тканей.
Этапы | Действия воспитателя | Действия детей |
Создание мотива: 1 .Организация детей, установка на предстоящую деятельность).
|
|
ситуации: поехать в Город Мастеров и самим открыть ателье ( под музыку Бурениной, дети отправляются на поезде в путь). |
Деятельностный этап:
|
«Мы шьем».
|
|
|
| 6. Дети готовят необходимое оборудование. 7.Самостоятельная игра. |
Рефлексия. Показ мод. Поощрение детей. |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игровой час для старших дошкольников: сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье» | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровой час для старших дошкольников: сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»
В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности.
Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.
Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру.
Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетно-ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде детского сада, например, игры «Почта», «Библиотека», «Ателье» и др.)
Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер и Интернет стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляются посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетноролевой игре «Почта». Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или диском с фильмом) Родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее в ателье. При этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются мной в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. Между тем, названные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно-ролевой игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре.
Кроме того, при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Технология сопровождения современной сюжетно-ролевой игры, представленная в пособии, содержит подробные методические рекомендации (технологические карты) по организации сюжетно-ролевых игр с новым содержанием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Ателье»
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- ЦЕЛЬ: создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевой игры «Ателье».
- ЗАДАЧИ:
- Продолжать учить детей отражать в сюжетно-ролевой игре «Ателье» специфику разных профессий: приёмщик, закройщик, швея, гладильщик.
Формировать навыки связной правильной речи через использование разных игровых приёмов. Обогащать словарный запас новыми словами.
- Развивать двигательную активность детей, их артикуляционный аппарат; общую и мелкую моторику пальцев рук; память, внимание, мышление, сообразительность.
Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения работать по определённым игровым правилам.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, толерантности и эмпатии, активность, ответственность, дружелюбие.
- АТРИБУТЫ: презентация, картинки профессий, атрибуты для игры: подготовка ткани, выкроек, швейных машин, утюги, гладильные доски, подборка журналов мод, пуговицы, жетоны.
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение литературных произведений: Б. Заходер «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», М. Майн «Пуговица», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», пословицы, поговорки, загадки.
- Беседы с детьми на тему: «Ателье мод», «О труде взрослых в ателье» и другие.
- Встреча с заведующей ателье
- Дидактические и речевые игры: «Профессии», «Что из чего?», «Для какой профессии?», «Исправь ошибки» и другие.
- Просмотр презентаций и видеороликов по данной теме.
- Экскурсии в ателье, магазин тканей.
Этапы | Действия воспитателя | Действия детей |
Создание мотива: 1 .Организация детей, установка на предстоящую деятельность).
|
|
ситуации: поехать в Город Мастеров и самим открыть ателье ( под музыку Бурениной, дети отправляются на поезде в путь). |
Деятельностный этап:
|
«Мы шьем».
|
|
6. Дети готовят необходимое оборудование. 7.Самостоятельная игра. | ||
Рефлексия. Показ мод. Поощрение детей. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»
1.Характеристика игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3. Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...
Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Проект программы огранизации игровой деятельности детей старшего возраста "Сюжетно-ролевая игра МЧС"
Вид игры:Творческая (сюжетно-ролевая игра) Срок реализации Программы: 1месяц...
Игротренинг по обмену опытом развития игровой дея-тельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников...