КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Павелина Елена Анатольевна

Причины появления капризов и упрямства в поведении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_i_upryamstvo_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Причины появления капризов и упрямства в поведении детей.

У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка без внешне видимых причин подчиниться предъявленному требованию, в негативизме, настаивании на выполнении своего желания.

Случаи капризов и упрямства не следует принимать за проявления настойчивости. Напротив, это – свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.

Исследователями рассматриваются различные причины возникновения капризности и упрямства у дошкольников.

В.С. Мухина указывает на то, что причины детского негативизма могут быть связаны с возрастными кризисами в развитии ребенка. Она отмечает, что негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать «сам». Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением.

А. Шавырина дает наиболее полную характеристику причин возникновения упрямства у детей с позиций отечественной и зарубежной психологии.

 Упрямство относится к аффективным переживанием и проявляется в соответствующих формах поведения. Под отрицательными понимаются переживания, в основе которых – неудовлетворенность жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в тех областях, которые имеют для него большое значение. А возникают отрицательные аффективные переживания в случае расхождения между притязаниями и таким поведением ребенка, когда невозможно обеспечить их удовлетворение. В глубоком проявлении упрямства кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную для него ситуацию (Л.С. Славина).

Основой негативных реакций (в частности, капризов и упрямства) во всех случаях является неудовлетворение ребенком какой-либо из существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию (С.С. Степанов).

Упрямство вызвано стремлением ребенка действовать по собственному желанию и не считаться с требованиями взрослых (А.И. Баркан, А.И. Захаров, Г.А. Панина). А.И. Баркан указывает, что упрямство, по своей сути, – броня против влияния взрослых, протест против зависимости от родителей. Корни детского упрямства – в своеобразном нивелировании личности, которым родители пытаются усреднить ребенка. Ребенок, в свою очередь, вынужден противостоять постоянным требованиям родителей.

Упрямство – следствие нарушения детско-родительских отношений, во многом обусловленное влиянием взрослых на ребенка (А.В. Запорожец, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.), Л.С. Выготский рассматривает упрямство как форму взаимоотношения ребенка со взрослыми, где на первый план выступает социальное отношение.

Основная причина упрямства – нарушение взаимодействий взрослых с ребенком, которое начинается с родительской снисходительности. Привыкнув к потаканию, ребенок становится капризным и упрямым (М.И. Кондракова).

 К упрямству детей весьма часто приводит ситуация перестановки, или инверсия семейных ролей (например, когда бабушка заменяет ребенку мать, мать – отца, а отец по разным причинам не принимает участия в жизни семьи). Следствием становится негативное отношение ребенка к бабушке или матери, в том случае, если в семье они берут на себя мужскую роль и не проявляют теплого отношения к ребенку.

Еще одна причина проявления упрямства у детей – защита ребенка от чрезмерных требований родителей. Если необоснованно и поспешно меняется его жизненный уклад или полностью игнорируются устоявшиеся привычки, то упрямство возникает неизбежно как выражение протеста (А.И. Захаров).

Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители стремятся во всем угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности (А.Г. Маклаков).

Зарубежные психологи также рассматривают упрямство в рамках детско-родительских отношений. Так, А. Адлер считает, что упрямство – это способ, которым ребенок, как и его родители, старается достичь власти в семье. Черты упрямства, по мнению Адлера, – реакция, протест против побуждения к послушанию или вынужденного подчинения. Направленность реакции – желание быстро удовлетворить свои прихоти, добиться признания, внимания, привилегий.

Американский психолог Аллан Фромм рассматривает упрямство как следствие нарушения взаимоотношения родителей с ребенком, произошедшего как результат вынуждаемого повиновения младшего требованиям старшего. Он отвергает все авторитеты и не желает слушаться. По мнению Фромма, это своеобразный вызов, который проявляет практически каждый ребенок.

В.И. Ядэшко отмечает, что основная причина проявления капризов и упрямства – несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься.

Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются, несмотря на то, что они бывают неразумны, эгоистичны.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: основными факторами, способствующими повышению уровня упрямства у детей дошкольного возраста, являются стили родительского воспитания: контроль и непоследовательность. Это связано с ограничением самостоятельности ребенка, когда контролируется каждый его шаг и предъявляются запреты и жесткие требования, причем часто без учета возрастных особенностей. В ответ на подобный стиль детско-родительских отношений ребенок начинает сопротивляться требованиям, проявляя упрямство.

 Особенности работы с капризными и упрямыми детьми.

Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова воспитателя, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Однако это не значит, что педагог вообще не должен реагировать на детские капризы: просто его влияние будет отсрочено во времени. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, воспитатель может спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.

Капризных детей следует чаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Но чаще всего воспитатель использует предвосхищающую оценку: выражает уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов и проявлений упрямства.

Педагог разъясняет детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; использует художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.

Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям. Также очень важно, чтобы родители правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути их преодоления. Следует рекомендовать родителям, чтобы их методы воспитания отличались последовательностью. Тогда у ребенка не возникает желания противостоять их требованиям, так как есть возможность сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о капризах и упрямстве детей дошкольного возраста

Как справиться с капризами ребёнка...

«Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания для средней группы на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» (круглый стол)....

Памятка для родителей "Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"

   Дорогие родители прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые ...

Капризы и упрямство детей дошкольного возраста

Данный материал раскрывает психологические аспекты проявления упрямства у детей....

Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....

"Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»...