Эссе "Я - Воспитатель!"
статья (старшая, подготовительная группа)
«Счастье в труде плодотворном,
Когда ты нашёл, что искал,
Счастье – что самое доброе
Людям ты щедро отдал».
(В. А. Сабанова)
Жизнь человека, как лёгкий ветерок, ласкающий только-только пробуждающуюся природу. Она так коротка, не успеешь оглянуться, понять смысл своего назначения на земле, так она уже на исходе.
Если она такая короткая, нужно прожить её ярко, чтобы она засияла всеми цветами драгоценных камней. Как писал великий писатель Н. А. Островский: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Назначение человека на земле – оставить после себя прекрасные «ростки», способные сделать жизнь после себя ещё краше. Эти хрупкие «ростки» - дети, ведь дороже золота и всех райских благ – ребёнок.
Большая любовь к детям продиктовала мне выбор профессии, и я решила: буду воспитателем! Что же означает слово «воспитатель»? Каково его предназначение на земле?
Слово воспитание без приставки «вос-» звучит так - питание. Приставка «вос-» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он может не выжить и без хорошего воспитания.
Воспитатель – человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека.
Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.
Мой профессиональный долг – формирование человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, воспитание будущих строителей нашей страны, ведь первые семь лет жизни ребёнка – очень важный период, когда закладываются все общечеловеческие ценности. Чем раньше ребёнок овладевает этими качествами, тем жизнь для него становится содержательнее, целенаправленнее.
Вот с дипломом в руках, вооружённая высокими идеями К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, перешагнула я порог детского сада, где меня встретила большая шумная толпа маленьких людей с ясными сверкающими глазами, любопытным взглядом. И я задумалась: важная задача встала передо мной – родители доверили мне самое ценное, что есть у них; смогу ли я в эти хрупкие «ростки» вложить душу, пропитать их добром, красотой и благородством.
Как же воспитать человека духовного, полноценного, гармоничного? Как писал немецкий философ Э. Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Как бы не допустить ошибки в воспитании, ведь ребенок - как чистый лист бумаги, начиная писать на нем, тебе не прощается даже незначительная ошибка.
Как писал великий мыслитель Ризаэтдин Фахреддин: «Исправить ошибки, допущенные при воспитании в детстве, не хватит и целой жизни. Воспитание, полученное в детстве, не сможет изменить даже все человечество».
Воспитанный ребенок является огромным богатством для родителей, а для общества – целым достоянием.
Каким же должен быть воспитатель, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности?
Прежде всего, он должен любить детей, так как их воспитание – длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости, он должен жить всей душой в детском коллективе.
Он обязан понять, что мир держится добром. Поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Человек без них не может называться человеком.
Воспитатель должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребенка. Л. Н. Толстой писал: «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.
Нет проблемы воспитания, есть проблема самовоспитания».
«Если не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?», - считал древнекитайский философ и мудрец Кон-фуций.
А если воспитатель ко всему этому безразличен и верит, достаточно проводить определённые мероприятия с детьми, не погружаясь в подобные «высокие материи»?
Выдающийся советский воспитатель и педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Воспитание - это не только сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка».
Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, так как общество развивается в стремительном темпе, воспитание и образование должны идти в ногу со временем.
Но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными.
По – моему мнению, воспитание – дело дошкольное; подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы заполнить опасный пробел, потому что ни школа,
ни семья в полной мере воспитанием не занимаются.
В дошкольных учреждениях нашего города есть все условия для воспитания и обучения детей; из года в год эти условия совершенствуются.
В городе, развивающемся в стремительном темпе, работа дошкольных учреждений не может стоять на месте.
С целью поднять уровень воспитательно–образовательной работы, повысить профессионализм воспитателей, создаются новые образовательные программы,
идет внедрение передового опыта, новых технологий, разработок.
И я совершенствую свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, изучаю учебно-методический материал,
посещаю кустовые методические объединения, сама делюсь опытом с молодыми специалистами, воспитателями других детских садов.
Гармоническое развитие личности возможно только при хорошем физическом воспитании.
Моя цель – воспитание физически крепкого молодого поколения.
Задача состоит в охране, укреплении здоровья, в полноценном физическом развитии, закаливании организма,
в формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений.
С целью снижения процента заболеваемости, большое внимание уделяю оздоровительной работе.
Наш девиз: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Организую спортивные праздники и развлечения: «Путешествие в страну Спортландия», «С детства спортом занимайся - будешь сильным, будешь ловким».
Важное условие полноценного физического развития детей – тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.
С этой целью организую семейные спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Горжусь своим папой».
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
Еще одна моя задача в воспитании – развитие творческого мышления, привитие навыков самостоятельности,
интеллектуальных навыков и умений, сообщение знаний об окружающем мире, развитие познавательных способностей.
Все это - залог успешного обучения в школе. Помимо реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, внедряю новые технологии.
В процессе воспитания и обучения детей я приобрела некоторые педагогические находки.
Например, в математике – программу «Радуга» Т. Н. Дороновой раздел «Числовой фриз».
«Числовой фриз» - это тематический коллаж из девяти страниц, расположенных в порядке возрастания, представленных на них чисел,
где нечетные числа представлены в мужском образе, а четные – в женском.
Это предоставляет мне возможность знакомить детей с числами в тесной взаимосвязи с окружающим миром,
обращать внимание детей на те явления, где количество точно определено природой.
Например, число лепестков у каждого цветка сирени – четыре, у любой лилии – шесть.
Метод театрализации помогает мне заинтересовать даже тех детей, которые не проявляют математических способностей,
ведь на занятиях ребенку не интересно просто подсчитывать, математика для него должна стать увлекательной сказкой.
При обучении детей счету использую методическое пособие «Стосчёт» Н. А. Зайцева;
с целью развития умения детей логично рассуждать и продуктивно мыслить – пособие Р. К. Шаеховой «Играя – размышляем»;
при формировании временных представлений применяю методику ТРИЗ - моделирование, пособие «Графическое изображение года».
С целью развития логического мышления у детей использую рабочие тетради по программе «Школа 2100».
При обучении детей рассказыванию по картине применяю методическое пособие «Паутинка», разработанное Р. К. Шаеховой; раздел «Образ и мысль» программы «Музейная педагогика».
Для развития логического мышления у детей на занятиях по обучению грамоте применяю развивающие игры
В. В. Воскобовича «Волшебный квадрат», «Игровизор», «Лабиринты букв», «1000 слов», «Читай-ка на шариках».
При развитии сенсорных способностей – идеи М. Монтессори, которые помогают качественно подготовить руку ребенка к письму.
На занятиях по рисованию использую пособие Г. С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду»,
которое позволяет более широко знакомить детей с видами народно-прикладного искусства, рисовать и составлять узоры, развивать у детей чувство цвета, фантазию, творческие способности.
Достижение хороших результатов в умственном развитии возможно при создании богатой развивающей среды, оснащении материально-технической базы детского сада.
Ребенок способен воспринимать только прекрасное, яркое.
Удобная мебель, гармоничное сочетание цвета, формы, предметы искусства, общий стиль оформления помещения – все это находит отражение в памяти, сознании малыша.
Мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь, ценить ее.
Моя цель в эстетическом воспитании – быть живым мостиком между миром Прекрасного и детьми, учить детей находить в жизни красоту, благородство, радость, вдохновение.
Видение красоты развивает нравственные качества. В первую очередь, воспитатель сам должен быть высоконравственным, морально устойчивым человеком.
С целью привития нравственных качеств, внедряю разработки, технологии В. С. Казиханова, основанные на использовании идей народной педагогики.
Тема нравственности широко отражается в трудах Казиханова. При организации работы с детьми и родителями, в первую очередь, опираюсь на его труды,
цель которых – воспитание нравственности через идеи народной педагогики.
Только нравственный человек способен видеть красоту окружающего мира, беречь природу, уважать старших, любить Родину, бережно относиться к результату труда взрослых.
С целью привития нравственных качеств совместно с родителями организую семейные праздники, вечера отдыха, круглые столы.
Мероприятия, направленные на ознакомление с культурой, обычаями своего народа и других национальностей.
Праздники «Дружная семья – счастье ребенка», «Тепло семейного очага» направлены на воспитание детей в духе народной педагогики,
с использованием элементов национально-регионального компонента.
Выставки работ, созданные руками родителей, направлены на развитие творчества, любви к ручному труду.
Воспитание настоящего человека невозможно представить вне трудового воспитания. В настоящее время эта тема актуальна как никогда.
Ведь многие не хотят трудиться, и это порождает много зла в обществе. Именно через трудолюбие воспитываются основные качества личности.
Моя тема углубленного изучения «Трудовое воспитание дошкольников с использованием идей народной педагогики».
Трудолюбивый человек не может быть безнравственным, бессердечным, бесцельным.
Начиная работу с привития навыков самообслуживания, изо дня в день усложняю задачи, и у детей вырабатываются простейшие трудовые навыки:
умение работать в коллективе, считаться с мнением товарищей, желание достичь конечного результата, стремление творить,
помогать сверстнику, видеть прекрасное, бережно относиться к результатам труда.
По теме трудового воспитания имею опыт работы, которым делюсь на методических объединениях.
Провела открытые занятия для воспитателей города и своего детского сада «Умелые и старательные», «Доброта и труд рядом живут», «Терпение и труд все перетрут»,
«Умей играть и размышлять», юмористический праздник «Весёлому всякая работа по плечу».
В течение многих лет веду кружок «Волшебная бумага», где учу малышей работе по стилю оригами и всем секретам конструирования из этого чудесного материала.
Воспитатель – профессия, вобравшая в себя все специальности на свете: ты учитель, врач, биолог, эколог, архитектор, юрист, спортсмен, актер, музыкант и так далее,
живущий миром детей, способный ответить на все вопросы, умеющий справедливо решить все проблемы, лечить царапины, помочь в трудных ситуациях.
Я горжусь своей профессией.
За двенадцать лет работы с детьми ни разу не пожалела что выбрала эту интереснейшую работу.
Как радостно, выпуская детей в школу, слышать от них и их родителей тёплые слова.
Становится грустно от расставания, и невольно скатываются слезинки от досады, будто отрывается частица твоей души.
Еще часто прибегают первоклассники в нарядной школьной форме в родную группу и спешат поделиться своей радостью, первыми успехами в школьной жизни.
Удивляешься, когда, проходя по улице, случайный прохожий тихим голосом произносит: «Здравствуйте! Вы не помните меня? Я ваш воспитанник».
Нет предела радости, когда узнаёшь, что ребёнок, взлелеянный твоими тёплыми заботливыми руками, стал победителем олимпиады или выиграл в каком-нибудь конкурсе.
Интереснее нет профессии, чем воспитатель, ведь в успехе твоих выпускников есть кусочек твоего сердца, заложенный в них в детстве.
Профессию воспитателя можно сравнить труженицей весной, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна!
Все знают, что время-это пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным.
Так и в воспитании: нельзя пропустить время посева, необходимо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного,
тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого?
Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.
Профессия воспитателя бессмертна в своём значении и смысле.
Надеюсь, что каждый мой воспитанник найдёт своё место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Я - воспитатель, а это значит.."
Данное эссе было написано мной на муниципальный конкурс эссе и заняло первое место....
Эссе "Я - воспитатель"
Жаафар Зайнаб Жаафаровна ГБОУ Центр развития ребенка – Детский сад №2312 «Оазис» Эссе «Я – воспитатель» Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому пре...
Эссе "Призвание - воспитатель детского сада" на конкурс "Воспитатель года"
Эссе "Призвание - воспитатель детского сада"...
Эссе "Я - воспитатель" Сочинение на районный конкурс "Воспитатель года - 2016"
В эссе раскрывается мотивация выбора профессии воспитателя, понимание миссии педагога, смысла собственного профессионального развития....
Конкурс "Воспитатель года" 2017. Эссе " Я Воспитатель, а это значит" .
Эссе " Я Воспитатель, а это значит" ....
Эссе «Я - ВОСПИТАТЕЛЬ!» Черникова Валентина Петровна. ст. Отрадная МБДОУ №7. «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых....."
Эссе «Я - ВОСПИТАТЕЛЬ!» Черникова Валентина Петровна. ст. Отрадная МБДОУ №7. «Во...
Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Воспитатель года-2023»
материал для педагогов дошкольных учреждений...