Материалы для городского конкурса "Образ_ЕКБ: Воспитать человека 2023/2024
материал (старшая, подготовительная группа)
Данные материалы представлены в рамках участия в городском конкурсе "Образ_ЕКБ: Воспитать человека2023/2024"
Видео-визитка воспитательной практики https://youtu.be/WyAVA8afWzQ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пехтелева Анна Михайловна
«Сегодня дети – потом народ»
С. Михалков.
На протяжении многих столетий ученые пытаются найти единое определение процесса воспитания. С одними можно согласиться, а с другими наоборот спорить.
Что же значит - воспитать человека?
На этот вопрос можно ответить высказыванием Л.Н. Толстого « И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитанию». Воспитать человека – это самое трудное, нужное, а также ответственное дело для семьи и для страны.
А что значит для меня слово «воспитание»? Что в сегодняшней реальности является «воспитанием»?
По моему мнению воспитание человека закладывается в раннем детстве. «Когда душу и сердце еще легко обрабатывать»
Чувство сострадания, любовь к ближнему, своей Родине, доброта, приобщение ребенка к прекрасному, красоте души – все это является неотъемлемой частью «Воспитанию человека».
А что я могу сделать, чтобы воспитать в ребенке настоящего «человека»? Для этого необходимо правильно выставить ориентиры на формирование личности ребенка. Но для этого очень важно учитывать мотивы, потребности, движущие силы, ценностные ориентации детей. Прежде всего, воспитатель должен быть сам истинным «человеком», патриотом, гражданином, любить людей.
Важно видеть интересы детей. Вести себя так, чтобы было удобно и комфортно детям рядом с вами. Быть терпеливым и сдержанным, иметь чуткое сердце и пытливый ум.
Еще одним важным аспектом в воспитании является тесные взаимодействия педагога и родителей, как говорил Л.Н. Толстой что «50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет. Родители, как первые воспитатели в жизни ребенка учат его таким добродетелям, как: доброта, скромность, послушание, терпение, милосердие, дружелюбие и конечно же любовь». Именно эти добродетели образуют нравственность человека и в наши дни.
Так в своей работе педагога я стараюсь придерживаться следующих правил:
- Приоритетной целью воспитания – является счастливый человек.
- Воспитание без уважения – подавление.
- Любить тех, кого воспитываешь.
- В каждом ребенке есть талант, его важно открыть.
- Предоставление самостоятельности ребенку.
- Учить отвечать за свои поступки.
- Учить личным примером.
- Не навредить.
В своей практике я использую игровые, личностно – ориентированные и другие технологии. Более подробно хочу остановиться на проектной деятельности. Проектная деятельность подразумевает совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Для реализации поставленной цели «Воспитать человека» приоритетными проектами я выбрала направления: привить любовь к малой родине Уралу, быть патриотами своей страны, уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе, интерес и уважение к разного рода профессиям.
Осуществили проекты:
- фотопроект «Красивые места Урала осенью»
- «Огни города» (фото вид из окна)
- «Веселое лето» (путешествие по России)
- красная книга России
- «Зима» (зимние явления, животные и птицы Урала, работа фермера зимой)
- «Виды войск»
Работа над проектами подкреплялась участием детей в конкурсах: «Неизвестный Екатеринбург», «День победы».
Походы в театр «ТЮЗ», «Щелкунчик»
«Путешествие на трамвае» (по главным улицам города, с привлечением «Хозяйки медной горы» и последующем изготовлением стенгазеты.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Возраст: старший дошкольный.
Основополагающий вопрос: «С чего начинается Родина»
Проблема: история человечества неразрывна связана с природой. В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Цель: формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой и бытом Урала.
В процессе реализации проектов дети научились:
- видеть проблемы.
- задавать вопросы.
- выдвигать гипотезы.
- давать определения понятиям.
- классифицировать.
- наблюдать.
- делать выводы и умозаключения.
- доказывать и защищать свои идеи.
Актуальность проектов: любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем спрашивает.
Моя позиция как воспитателя очень важна – сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России.
Каждый человек должен помнить свою малую Родину. Проблема состоит в том, что, живя в таком удивительном мире, наши дети, к сожалению, мало знают о природе и быте Урала. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, способен стать патриотом и гражданином своей Родины.
В ходе реализации проектов пришла к выводу – продуктивная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включались в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между детьми и родителями установились прочные партнерские отношения.
В перспективе разрабатывается проект «Русская изба», где более подробно будем говорить о русском быте.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Считаю, что метод проектов дает положительные результаты и его можно использовать в работе по нравственно – патриотическому воспитанию.
Список литературы
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах) детского сада г. Москвы. - М.: ЦГЛ. - 2004.
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
4. Бойчук И.А., Т.Н. Попушина. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством Детство-Пресс, 2013
5. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. – 2009г.
6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
7. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
8. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
9. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
#1050;нязева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/О.Л.Князева, М.Д. Маханёва. - Спб: «Детство-Пресс», 2004.
11. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
12. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Категория I. Номинация «Воспитание в образовательном пространстве»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Автор воспитательной практики:
воспитатель
МАДОУ-детский сад №509
Пехтелева Анна Михайловна
г. Екатеринбург
2023 г.
Полное название воспитательной практики | «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников» |
ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Пехтелева А.М., воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ-детский сад №509, г. Екатеринбург |
Аннотация воспитательной практики | Данная практика направлена на особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу своего Отечества, воспитания патриотов Родины, развития познавательных интересов и способностей |
Ключевые слова воспитательной практики | Патриотизм, патриотическое воспитание, историческая память, семья, Родина, малая Родина, культура страны, традиции, природа |
Актуальность внедрения воспитательной практики | Проблема нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек-паук, бетмэн и др. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю |
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Задачи: #1042;оспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; #1060;ормирование бережного отношения к природе и всему живому; #1042;оспитание уважения к труду; #1056;азвитие интереса к русским традициям и промыслам; #1047;накомство детей с символами государства; #1060;ормирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям |
Целевая аудитория воспитательной практики | #1044;ети старшего дошкольного возраста #1047;аконные представители детей #1057;оциум |
Краткий анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики |
Технологии и методы реализации воспитательной практики | Технологии: здоровье сберегающие, проектная деятельность, информационно-коммуникационные, игровые Методы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, стимулирования, методы воздействия на мотивационную и эмоциональную сферу (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, диспут) |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Кадровые (человеческие): педагоги, родители (законные представители); специалисты учреждений культуры Психолого-педагогические: поддержка инициативы детей, возможность выбора видов активности, участников совместной деятельности и общения Материально-технические: ноутбук, оргтехника, материалы для творческих работ; аудиозаписи, методическая/художественная литература Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательного Учреждения |
Период реализации воспитательной практики | Период: сентябрь-май 2021-2022 у.г., сентябрь-май 2023у.г. В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | 1. Повышение нравственного уровня воспитанников; 2. Расширение кругозора детей, их интереса к истории родных города и страны; 3. Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности |
Описание воспитательной практики: Работа по данной воспитательной практике была разделена на блоки:
В работе с детьми использую разные формы работы. Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками по данному направлении я считаю чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит, и лечит, и воспитывает. Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы, в ходе которых мы обсуждаем с детьми поступки. Эти беседы побуждают их думать, принимать верные решения. Темы я подбираю в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны для понимания детьми. Экскурсии в природу, по городу и в краеведческий музей очень нравятся детям. Это возможность увидеть красоту природы, познать историю родного края и возможность расширения кругозора. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники. В старшем дошкольном возрасте традиционно организуется праздник «Масленица». В преддверии Пасхи дети с удовольствием принимают участие в раскрашивании и украшении бумажных силуэтов яиц. Знакомя детей с русскими традициями, я организовываю познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формирую знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Ежегодно в детском саду отмечаются День матери, День пожилого человека, празднуются День защитника отечества, День победы, День дружбы, День России, календарные праздники Осенины и Веснянка. За данный период работы вместе с детьми и родителями разработала и реализовала проекты духовно-нравственной направленности, в ходе которых дети старшего дошкольного возраста глубоко погрузились в особенности декоративно-прикладного искусства, узнали об исчезающих видах животных Урала и способов их охраны и сохранения, об истории возникновения и развития родного города. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей — вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. Подробнее календарно-тематическое планирование отражено в приложении № 3, 4. |
Приложение № 1
(к Паспорту воспитательной практики)
Анализ воспитательной практики
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
Целесообразность использования практики для изучения нравственных понятий Качественные используемые материалы (медиаресурсы) Высококвалифицированный педагогический коллектив | Внедрение информационных технологий в педагогический процесс Привлечение экспертов в сфере воспитания Трансляция опыта педагогической практики на муниципальном уровне |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
Отсутствие последовательности действий в практике воспитания Организация информационного сопровождения реализуемой воспитательной практики | Занятость родителей на работе. Нежелание некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей. |
Приложение № 2
(к Паспорту воспитательной практики)
План- график реализации воспитательной практики
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
(2021-2022 учебный год, старшая группа)
(Диаграмма Ганта)
Наименование этапа | Длительность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Подготовительный этап | 2 недели | |||||||||
1. Диагностика детей | 1 неделя | |||||||||
#1057;оставление примерного календарно- тематического плана реализации воспитательной практики. Подготовка материала . | 2 неделя | |||||||||
Основной этап | 31 неделя | |||||||||
Проект «Веселое лето в России» | 3-4 недели | |||||||||
«Я и моё имя». Составление | 1 неделя | |||||||||
«Мой детский сад» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» | 3 неделя | |||||||||
Осенняя ярмарка | 4неделя | |||||||||
«Золотая осень». Игры, беседы, рассматривание картин. Аппликация «Соберём урожай» | 1неделя | |||||||||
Проект «Красивые места Урала осенью» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Красная книга» | 3 неделя | |||||||||
«Лес в жизни человека» Экскурсия в лес. | 4 неделя | |||||||||
«История возникновения родного города» | 1 неделя | |||||||||
«Зачем нужна деревня?» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Огни города» | 3 неделя | |||||||||
«Новый год у ворот». Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) | 4 неделя | |||||||||
Развлечение «Рождественские посиделки» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Как велика моя земля, как широки ее просторы» | 3 неделя | |||||||||
«Наша Родина-Россия!» | 4 неделя | |||||||||
«Государственные символы России: | 1 неделя | |||||||||
«Герб города Екатеринбург» | 2 неделя | |||||||||
«Защитники отечества». Спортивные состязания. | 3 неделя | |||||||||
«Выдающие защитники Родины» | 4 неделя | |||||||||
«Широкая Масленица». Развлечение «Приди, Весна, с милостью…» | 1 неделя | |||||||||
«Мама- первое слово» Развлечение с мамами. | 2 неделя | |||||||||
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» Беседы. | 3 неделя | |||||||||
«Хозяйкины помощники» | 4 неделя | |||||||||
«Шутку шутить – людей насмешить» | 1 неделя | |||||||||
«Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | 2 неделя | |||||||||
«Ордена и медали» | 3 неделя | |||||||||
«Этот День Победы» Проект «Рода войск» | 4 неделя | |||||||||
Итоговая викторина «Мы –Россияне» | 1-2 неделя | |||||||||
Заключительный этап | 2 недели | |||||||||
#1044;иагностика.Определение результативности проведенных мероприятий | 3-4 недели |
План- график реализации воспитательной практики
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
(2022-2023 учебный год, подготовительная к школе группа)
(Диаграмма Ганта)
Наименование этапа | Длительность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Подготовительный этап | 2 недели | |||||||||
1. Диагностика детей | 1 неделя | |||||||||
#1057;оставление примерного календарно- тематического плана реализации воспитательной практики. Подготовка материала . | 2 неделя | |||||||||
Основной этап | 30 недель | |||||||||
«Я и мое имя». «Мужчины и женщины в семье» | 3-4 недели | |||||||||
«Моя семья, моя родословная». Беседы, игры. | 1 неделя | |||||||||
Итоговое занятие «Мой родной дом». Выставка семейных фотографий. | 2 неделя | |||||||||
«Город наш родной». Игра-путешествие | 3 неделя | |||||||||
«России малый уголок» | 4неделя | |||||||||
«Отдых в родном городе» | 1неделя | |||||||||
Проект «Путешествие на трамвае по городу» | 2 неделя | |||||||||
Проект «Вид из окна» | 3 неделя | |||||||||
Игра-путешествие «Берёза - символ России» | 4 неделя | |||||||||
«Хлеб - всему голова». Беседы | 1 неделя | |||||||||
«Как в старину к зиме готовились». Показ педагогом технологии засолки капусты. | 2 неделя | |||||||||
Проект «Зимние явления. Животные и птицы Урала, работа фермера зимой» | 3 неделя | |||||||||
«Новогодние традиции». Беседы, рисование. | 4 неделя | |||||||||
«Пришла коляда накануне Рождества» | 3 неделя | |||||||||
Литературная викторина по русским народным сказкам | 4 неделя | |||||||||
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» | 1 неделя | |||||||||
«Защитникам Родины славу поем». | 2 неделя | |||||||||
Спортивный праздник | 3 неделя | |||||||||
«Мы -Россияне» | 4 неделя | |||||||||
«Памятники Москвы» | 1 неделя | |||||||||
«Моя мама лучше всех» | 2 неделя | |||||||||
«Города старинные, мастерами славные» | 3 неделя | |||||||||
«Коса – девичья краса» | 4 неделя | |||||||||
«История русского костюма» | 1 неделя | |||||||||
«Наши космонавты» | 2 неделя | |||||||||
«Дело мастера боится» | 3 неделя | |||||||||
«Путешествие в деревню Дымково» | 4 неделя | |||||||||
«Мы этой памяти верны». Встреча с ветеранами и детьми войны | 1-2 неделя | |||||||||
Заключительный этап | 2 недели | |||||||||
#1044;иагностика.Определение результативности проведенных мероприятий | 3-4 недели |
Приложение № 3
(к Паспорту воспитательной практики)
Форма работы педагога по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Содержание | Возраст | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие педагогов с родителями |
-Я и моя семья, - Мой детский сад, - Мой город, -Моя страна, -Родная природа, - Культура и традиции | От 5 до 7 лет | - Занятия по ООД: Познание, Музыка, Изодеятельность, Чтение художественной литературы -Праздники, развлечения -Театрализованная деятельность -Слушание сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов художественных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Празднование дней рождения - создание мини- музеев -проведение акций - беседы о Родине, и делах народа, о природе, о хороших людях; - чтение детских книг на патриотические темы, о знаменитых Красных командирах, героях Великой Отечественной, о детях – героях войны, -разучивание песен и стихов, - выставки картин, стендов и материалов по защитникам Родины, -рассматриванием фотографий о строительстве нашего города, - инсценирование песен военных лет, - встречи с ветеранами войны, - Физкультура и здоровье: Дни здоровья; экологические походы; спортивные эстафеты. Праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». - Акции: 1. «Покормите птиц зимой»; 2. «Зеленый патруль»; 3. «Памятник»; 4. «Озеленение территории детского сада». - Оформление «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения» - Создание условий для самостоятельной деятельности в группе: подбор альбомов с иллюстрациями, художественной литературы, видеоматериалов, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. - ТСО - Инсценирование содержания песен, хороводов - Дидактические игры - Игры-драматизации - Творческие игры, изготовление атрибутов для творческих игр: «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели», «Инопланетяне», «Пешеходы и пассажиры» и т.д. - самостоятельное художественное творчество - изготовление атрибутики государственных символов России, города, области; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Любимое место отдыха», «В гостях в экологическом центре» | - Консультации для родителей - Родительские собрания - Индивидуальные беседы - Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) - Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) - Посещения музеев, выставок, библиотек, -Привлечение к участию в конкурсах, выставках, экскурсиях, - Создание проектов: «Семейный альбом», «Родной город», «Древо моей семьи», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Жить - Родине служить», «Наши деды надевают ордена», «Сказки из бабушкиного сундука», «Кто на Урале живет?», «С них берем пример» (почетные люди города), «Область, в которой я живу», «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живем», Ознакомление детей с семейными реликвиями; Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»; Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи; Помощь в снятии видеофильмов; «Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора на участках и т.д.); Создание фонотеки с записями гимна России, патриотических песен - Создание семейных газет: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет». |
Приложение № 4
(к Паспорту воспитательной практики)
Календарно-тематическое планирование по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников
на 2021-2022 учебный год.
Старшая группа
Месяц | Название раздела Тема | Цель | Связь с другими видами деятельности | Используемая литература |
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя Проект «Веселое лето в России» | Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. | Ознакомление с художественной литературой и | Зеленова Н.Г. |
4-я неделя Беседа «На кого я похож» | Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках. | Рассматривание фотоальбомов. Беседа о профессиях своих родных. Игра «Найди свою семью» | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя «Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников. | Игра «Давайте познакомимся»
Составление | Кондрыкинская Л.А. |
2-я неделя «Мой детский сад» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
| Масалова Л.Л. «Я и мир» | |
3-я неделя Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» | Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.
| Чтение произведения С. Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны». Встреча с интересными людьми. Рисование «Кем я хочу стать» Лото «Профессии» Сюжетные игры. | Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом» | |
4-я неделя Осенняя ярмарка | Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе города. | Использование пословиц и поговорок об октябре. Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень». | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | |
НОЯБРЬ | 1- я неделя «Золотая осень» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте; | Занятие-беседа об осенних приметах, И.Соколов-Микитов «С какого дерева лист», | «Планирование занятий по экологии» |
2-я неделя Проект «Красивые места Урала осенью» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы. | Коллективные наблюдения за признаками осени. Сбор природного материала. | Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»; Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» | |
3-я неделя Проект «Красная книга» | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения | Беседы о животных родного края. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых. Загадывание загадок. Дидактические игры. Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные» | ||
4-я неделя «Лес в жизни человека» | Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека». | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «История возникновения родного города» | Познакомить с историей возникновения города. Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе. | Экскурсия по городу, Екатеринбург | |
2-я неделя «Зачем нужна деревня?» | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревнях, характером их занятий. | Беседы о жизни людей в деревнях. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры. | ||
3-я неделя Проект «Огни города» | Закрепить представление о городе в котором мы живем, дать понятие «екатеринбуржцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город, в котором он родился и живет. | Показ слайд шоу Чтение стихотворений Волчихина Рисование «Мой любимый уголок» Оформление альбома «Природа моего края». | ||
4-я неделя «Новый год у ворот» | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран. | Рассказ о разных национальностей живущих в нашем городе. Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года.
Чтение стихотворений про Новый год, о зиме. Рисование «Новый год» Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) | ||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя Развлечение «Рождест - | . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника-Рождества. Воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Пение русских народных песен, частушек, колядок. Изготовление открытки | Гаврилова И.Г. |
3-я неделя Проект «Как велика моя земля, как широки ее просторы» | Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе. | Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор. | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Наша Родина-Россия!» | Расширять знания детей | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. | Смирнова Т.В. | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Государственные | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России | Использование макетов герба и флага России. | Зеленова Н.Г., |
2-я неделя «Герб города Екатеринбург» | Продолжить знакомить детей с историей родного города. Познакомить с гербом города Екатеринбург | Использование фотографий города. Рассматривание герба г. Екатеринбург | ||
3-я неделя «Защитники отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества. Развивать патриотические чувства | Беседа «Что такое героизм?» | Зеленова Н.Г., | |
4-я неделя «Выдающие защитники Родины» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. | Рассказ воспитателя. | Антонов Ю.Е. | |
МАРТ | 1-я неделя
«Широкая Масленица» | Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами. | Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов Разучивание малых фольклорных форм: | Гаврилова И.Г. |
2-я неделя «Мама- первое слово» | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. | Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование портретов мамы, чтение произведений о маме. Дидактические игры. | ||
3-я неделя «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» | Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны). | Просмотр видеофильма «Москва-столица России». | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Хозяйкины помощники» | Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. | Рассматривание иллюстраций. Исполнение русских народных песен | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «Шутку шутить – людей насмешить» | Познакомить детей с потешным фольклором. | Составление детьми потешного рассказа. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | Повторение песен, закличек, пословиц о весне. | Использование пословиц и поговорок, загадок. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Чтение сказки. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
3-я неделя «Ордена и медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. | Использование фотографий орденов и медалей. | ||
4-я неделя «Этот День Победы» Проект «Рода войск» | Формировать чувство уважения к защитникам | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. | Антонов Ю.Е. | |
Итоговое ООД Викторина «Мы –Россияне» | Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. | Атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок | #1047;еленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. #1047;апесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!) Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ ;Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014 |
Календарно-тематическое планирование по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников
на 2022-2023 учебный год.
Подготовительная к школе группа | Название занятия | Задачи | Связь с другими видами деятельности | Используемая литература |
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя « Я и мое имя» | Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка. Научить оценивать и ценить себя. Дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть. | Чтение А. Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»). | |
4-я неделя «Мужчины и женщины в семье» | Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины. | Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины. | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя « Моя семья, моя родословная» | Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи. | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Беседа «Как мы весело проводим время дома с семьей». Чтение: Л. Успенский «Ты и твое имя». Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество». Сюжетно-ролевые игры «Семья». Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные». | |
2-я неделя Итоговое занятие «Мой родной дом» | Прививать духовно-нравственные ценности. | Выставка семейных фотографий. | Н.А. Арапова-Пискарева | |
3-я неделя «Город наш родной» | Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами, | Игра-путешествие | ||
4-я неделя «России малый уголок» | Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада. | Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов. | Кондракинская Л.А. | |
НОЯБРЬ | 1-я неделя «Отдых в родном городе» | Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. | Использование фотографий с изображением зданий культуры и досуга. | Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. |
2-я неделя Проект «Путешествие на трамвае по городу» | Закреплять знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности; продолжать развивать интерес к родному городу. | Прогулка на трамвае с Хозяйкой медной горы. Беседа «Золотая осень к нам пришла». Чтение стихотворений: С. Есенин «Береза», А. Пушкин «Унылая пора…». Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес...». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». | Экскурсии, наблюдения в выходной день в парках, беседы с детьми. Конкурс фото «Как наша семья проводит выходной день». | |
3-я неделя Проект «Вид из окна» | Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, своей малой родине. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города, страны. | Рассматривание иллюстраций с видами родного города. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране». | |
4-я неделя Игра- путешествие | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Создать в воображении детей образ Родины. Продолжать учить бережному отношению к природе. | Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» | Пугачёва Н. В., Есаулова Н.А. | |
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «Хлеб - всему голова» | Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба. | Использование пословиц о хлебе, загадок. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. |
2-неделя «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе. | Загадывание загадок об овощах. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. | |
3-я неделя Проект «Зимние явления . Животные и птицы Урала, работа фермера зимой» | Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы. | Беседа о характерных особенностях зимы. Вырезание детьми снежинок из бумаги. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
4-я неделя «Новогодние традиции» | Познакомить с новогодними традициями России. | Рисование на тему «Подарки на Новый год». | Зеленова Н.Г. | |
ЯНВАРЬ | 3-я неделя «Пришла коляда накануне Рождества» | Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа. | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
4-я неделя Литературная викторина по русским народным сказкам | Закрепить знания детей о русских народных сказках. | Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок. | Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Сильны и могучи богатыри славной Руси» | Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй | Рассказ о русских богатырях. | Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников». |
2-я неделя «Защитникам Родины славу поем». | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. | Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать». Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества». Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель». Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики». Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)». | ||
3-я неделя Спортивный праздник | Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, | Рассматривание иллюстраций о родах войск. Чтение: | Зацепина М.В. | |
4-я неделя «Мы -Россияне» | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. | Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России». Рисование на тему «Моя Родина» | Зеленова Н.Г. | |
МАРТ | 1-я неделя «Памятники Москвы» | Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества. | Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране» |
2-я неделя «Моя мама лучше всех» | Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. | Рассматривание репродукции | Кондрыкинская Л.А. | |
3-я неделя
старинные, мастерами славные» | Продолжать знакомить детей с народными промыслами разных городов. | Рассказ воспитателя о народных промыслах. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране» | |
4-я неделя «Коса – девичья краса» | Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом. | Оформление картинной галереи с репродукциями с картин русских художников. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «История русского костюма» | Познакомить детей с историей русского национального костюма. | Беседа «Праздничная русская народная одежда». | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Наши космонавты» | Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле. | Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). Пословицы и поговорки о космонавтах. Конструирование космического корабля. | Интернет ресурсы | |
3-я неделя «Дело мастер а боится» | Познакомить детей с основными занятиями русских людей. | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
4-я неделя «Путешествие в деревню Дымково» | Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи. | Использование иллюстраций дымковских игрушек. | ||
МАЙ | «Мы этой памяти верны» | Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. | Исполнение детьми танцев, песен. | Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитать человека 2019 г." Информационная карта участника регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитать человека 2019»
Информационная карта участника регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитать человека 2019»...
аналитические материалы к конкурсу "Воспитать человека"
В настоящее время проблема здоровья и организация качественного физического воспитания детей дош...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год для детей подготовительной группы (6-7 лет). от 1 сентября 2023 год
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...
Программа по фитбол-гимнастике на 2022-2023, 2023-2024 г.
Программа по фитбол-гимнастике на 2022-2023, 2023-2024 г.Диагностика по программе за 2023-24г....
Примерное календарно-тематическое планирование событий /Событийное планирование РПВ/ средняя группа на 2023 – 2024 гг на период (01.09.2023-31.08.2024 гг.)
Событийное планирование РПВ...
Режим организации жизни детей в ОП "Детский сад "Светлячок" комбинированного вида" на холодный период 2023-2024 учебный год. (09.2023)
Режим организации жизни детей....
План работы городского методического объединения инструкторов по физической культуре на 2023 - 2024 учебный год
План работы методического объединения инструкторов по физической культуре - документ регламентирующий деятельность методической службы на текущий учебный год....