«Образовательная среда в ДОУ» 2023г
материал
Предварительный просмотр:
Школа №27, Дошкольное отделение №3
г. Балашиха
Доклад на тему
«Образовательная среда в ДОУ»
2023г
Подготовила : воспитатель Мокан А.В.
Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Получается, что образовательная среда в общем смысле — это совокупность условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека. А задача педагогов и педагогических дизайнеров — создание «правильной» образовательной среды, такой, какая наилучшим образом способствует воспитанию, обучению и развитию.
2. Развивающая предметно-пространственная среда - это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, играми, игрушками.
Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды:
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
Полифункциональность материалов предполагает - Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации , от меняющихся интересов детей , от возможностей детей
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.) Периодическую сменяемость игрового материала. Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми . Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность , Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности , Исправность и сохранность материалов и оборудования Безопасность среды: , Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Насыщенность ППР среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:
Младший возраст-Накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Средний возраст - Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Старший и подготовительный возраст - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы - Участие в преобразовании предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое.
цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Задачи тематических уголков в детском саду
1. Образовательные задачи:
- формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира
(уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
ознакомление с искусством и его видами
(уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
- формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических
(уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
- подготовка к обучению чтению и письму
(книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
- знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями
(уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).
развитие и совершенствование мелкой моторики
(игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
- совершенствование координации движений
(физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
- формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами
(зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
- развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования
(уголки исследовательской и творческой направленности);
- воспитание нравственных качеств
(семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
- воспитание любви к родине
(национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
- воспитание ответственности, в т. ч. социальной
(уголок безопасности, правил дорожного движения);
- воспитание аккуратности, обучение правилам поведения
(уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...
Рабочая образовательная программа на 2022-2023г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это м...
Протокол родительского собрания во 2-младшей группе «Подведение итогов образовательного процесса за 2022-2023г.г.» «Вот и стали мы на год старше»
Цель: подведение итогов группы за год. Задачи:Рассказать родителям о знаниях и умениях детей, приобретённые в течение года.Заинтересовать родителей в развитии умственных и творческих способностей...