«Образовательная среда в ДОУ» 2023г
материал

Мокан Алёна Витальевна

«Образовательная среда в ДОУ»

2023г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sreda_v_dou.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №27, Дошкольное отделение №3

г. Балашиха

Доклад на тему

«Образовательная среда в ДОУ»

2023г

Подготовила : воспитатель Мокан А.В.

Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Получается, что образовательная среда в общем смысле — это совокупность условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека. А задача педагогов и педагогических дизайнеров — создание «правильной» образовательной среды, такой, какая наилучшим образом способствует воспитанию, обучению и развитию.

2. Развивающая предметно-пространственная среда - это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, играми, игрушками.

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды:

 • Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной

• Трансформируемой

• Доступной

• Безопасной

• Вариативной

Полифункциональность материалов предполагает - Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

 Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:  от образовательной ситуации , от меняющихся интересов детей , от возможностей детей

Вариативность среды предполагает:  наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.)  Периодическую сменяемость игрового материала. Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми . Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:  доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность , Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности , Исправность и сохранность материалов и оборудования Безопасность среды: , Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

 Насыщенность ППР среды предполагает:

 Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:

 Младший возраст-Накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

 Средний возраст - Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.

Старший и подготовительный возраст - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы - Участие в преобразовании предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое.

цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира

 (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);

ознакомление с искусством и его видами

(уголок искусства, театральный и музыкальный центры);

  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических

 (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);

  • подготовка к обучению чтению и письму

 (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);

  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями

(уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

развитие и совершенствование мелкой моторики

 (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);

  • совершенствование координации движений

 (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);

  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами

(зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);

  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования

(уголки исследовательской и творческой направленности);

  • воспитание нравственных качеств

(семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);

  • воспитание любви к родине

 (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);

  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной

 (уголок безопасности, правил дорожного движения);

  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения

(уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Рабочая образовательная программа на 2022-2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это м...

Протокол родительского собрания во 2-младшей группе «Подведение итогов образовательного процесса за 2022-2023г.г.» «Вот и стали мы на год старше»

Цель: подведение итогов группы за год. Задачи:Рассказать родителям о знаниях и умениях детей, приобретённые в течение года.Заинтересовать родителей в развитии умственных и творческих способностей...