Проектно-исследовательская деятельность. Семейный проект.
проект (подготовительная группа)

Никитина Ольга Владимировна

Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx10.35 КБ
PDF icon prezentacija-proektnoi_51eo4_compressed.pdf2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность. Семейный проект

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, когда педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения исследования, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Наша группа в течении трех лет работает над проектной деятельностью совместно с родителями. Разрабатываются семейные проекты. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают свои знания, умения и навыки, применяя их в практической и творческой деятельности. И итогом этой деятельности становится праздник.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Ребенок может высказать оригинальную идею. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Например, ребенок задал вопрос «Разве у пчелы есть хобот?» или «Почему печенье и пирожное это хлеб?», «Кто такие богатыри?»

Исходя из интереса ребенка к познанию окружающей действительности, педагог ставит перед собой цель вовлечь дошкольников в решение этой проблемы. Первостепенная задача воспитателя обсудить план движения к цели на родительском собрании. Главная цель заинтересовать самих родителей в участии в проектно- исследовательской деятельности, в оказании помощи в сборе информации, материала совместно с детьми. Привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству является неотъемлемой частью технологии проектирования, так как роль родителей в проектной деятельности очень значима. Но данный вид деятельности не совсем понятен родителям, поэтому мы стараемся тесно сотрудничать. Совместно определять темы, собирать материал для работы, составлять выступление, готовить презентацию.

Родители должны быть заинтересованы в совместной деятельности с детьми, так как дети при родителях чувствуют себя творцами, участниками экспериментов, дискуссий. Они эмоционально свободны, активны, любознательны, удовлетворяется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. И чтобы заинтересовать родителей проектной деятельностью, на родительском собрании в доступной форме рассказывалось о создании и этапах реализации детско- родительских проектов. Родители активно принимают участие в обсуждении предложенных тем проектов; проявляют заинтересованность и несмотря на свою занятость, безотказно подключаются к работе.

Не менее важен этап реализации проекта. На заседании мы рассматриваем какой вид деятельности выбрать- творческий или экспериментальный. Как правильно применить домашнее задание родителей, подобрать игры, конкурсы, продемонстрировать изготовленные поделки.

Во время презентации проекта мы стараемся создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Результаты исследований рассматриваются в кружке «Мамочки- папочки, дочки- сыночки». Форма презентации семейных проектов была выбрана свободной. Это могли быть разные виды работ: схема- стенгазета, слайды, рассказы и эксперименты, творческая продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.

Уже реализовано несколько родительских проектов.

Познавательные: «Русская игрушка» - актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Наш проект позволит : зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками и элементы росписи; привить уважение к истории России; пополнить предметно развивающую среду; вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой.

«Богатыри земли русской» - Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, поэтому актуальность проекта очевидна. С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины.

Данный проект пробудил не только интерес к защитникам земли русской, но не менее интересна была и одежда богатыря- шлем, кольчуга, создание образа богатыря. Целью проекта было, привлечь родителей к созданию костюма богатыря, применение которому нашлось и в представлении не только в ролевой деятельности, но и на конкурсе.

Исследовательские: «Чем полезно дерево» - Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Дерево - благодатный объект для наблюдений. Детям было интересно познакомиться со свойством дерева, пользе дерева как в природе, так и в жизни человека. Познавательна организация выставки «Все из дерева», экспериментальная деятельность «Свойства дерева». Увлекателен процесс создания стенгазеты «Чем полезно дерево» и творческих работ детей.

«Витамины» - Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.

Реализуя проект, мы познакомили детей с понятием «витамины», их роли в жизни человека; формировалось представление о содержании витаминов в овощах, фруктах, ягодах и в других продуктах питания, как выращивать «витамины» на подоконнике. Развивали желание экспериментировать, т. е как получить витаминизированный сок в домашних условиях и приготовить витаминный салат, умение аргументировать свой выбор. Формировали навыки коллективного труда, организаторские способности; воспитывали желание оказать помощь, чувство ответственности за свое здоровье.

«Посуда из глины» - Дети, узнав о разных предметах посуды, проявили интерес к ее созданию. Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах росписи посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и создания, мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта стимулировали потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизили их с родителями и сверстниками. Дети приняли активное участие в создании и росписи коллекции посуды.

«Как хлеб пришел на стол» - Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему. Формированию у детей представления о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей, знаний о злаковых растениях (рожь, пшеница, овес) и продуктах, которые из них получают, о свойствах муки и теста, знакомство с старинными русскими обычаями, связанными с хлебом, орудиями землепашцев, а также воспитанию уважительного отношения к хлебу и людям, занятым его приготовлением, способствовал реализуемый проект «Как хлеб пришел на стол». А также посредством продуктивной деятельности «Мы- пекари», сформировали систему представлений детей о приготовлении хлеба.

«Как появилось мыло» - Актуальность проекта состоит в том, что каждый день, дети, находясь дома, в гостях, в детском саду, слышат фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни дети никогда и не задумывались.

В ходе проекта дети познакомились с историей появлении мыла на Руси, узнали о разновидностях мыла и о производстве мыла в домашних условиях.

Отличительной чертой проекта стала практическая деятельность. Эксперименты по мыловарению в нашем ДОУ проводились впервые. Оказывается, изготовить мыло в домашних условиях может каждый. Это увлекательное занятие открывает необъятные горизонты для творчества. Процесс изготовления мыла в домашних условиях был многогранен, но результат порадовал детей, потому что оно сделано с любовью и своими руками.

Проект «Когда фантики слаще конфет» является не только познавательным, но и сочетает один из приемов- коллекционирование.

Как быстро все кончается, что вкусно начинается! Тянулась бы конфета от двери до буфета! Р. Алдонина. В этом стихотворении выражена мечта большинства людей. Все: и взрослые, и дети - очень любят конфеты! Я наблюдала как зачастую малыши, полакомившись конфеткой, аккуратно разглаживают помятый фантик и как ценную реликвию убирают в свой шкафчик. Мне захотелось поглубже заглянуть в историю фантика, открыть для детей все его тайны: когда появился, как и почему менялся с течением времени, как рождались названия конфет и почему люди, даже очень серьезные, взрослые, увлекаются коллекционированием фантиков. В ходе проекта расширили представления детей об использовании фанта в игре, прививали интерес к коллекционированию, развивали воображение детей, мелкую моторику рук, привлекали родителей к совместной деятельности.

«Моя семья». Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

«Деньги и дети». Чтобы купить одежду, игрушку или продукты – людям нужны деньги. Что такое эти деньги? Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи. Наличие денег делает человека уверенным в дне сегодняшнем. У наших детей большие потребности, но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Узнать историю появления денег. Как правильно говорить о них с ребенком? Как научить вместе планировать бюджет? Как правильно копить деньги на игрушки и другие нужные вещи?

Исходя из опыта работы, мы смело можем сказать, что, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Разработка групповых проектов на основе проектно- исследовательской деятельности».

Основной целью этого семинара - практикума являетя повышение профессиональной компетенции педагогов....

Проектно- исследовательская деятельность. Проекты моих воспитанников ( 2015 год).

Проектно- исследовательская деятельность развивает позавательный интерес, находчивость, речь дошкольников, а так же обогащает навык нахождения новой необходимой информации....

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Высокое качество дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного

О необходимости включения в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности помогающей успешной реализации ФГОС ДО» Образовательный проект «Театр словно чародей»2019г.

Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности помогающей успешной реализации ФГОС ДО» Образовательный проект «Театр словно чародей»...