консультация для родителей " Развитие речи детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Чернова Елена Дмитриевна

Консультация для родителей " Развитие речи детей 3-4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

                                 Развитие речи ребенка 3-4 лет

 

   В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

   Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Эти показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений.

Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

   В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

Дети:

 начинают говорить сложными предложениями;

 используют предложения, состоящие из 4-5 слов;

 задают большое количество вопросов;

 употребляют некоторые предлоги и союзы;

 рассказывают, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.

 начинают группировать предметы (одежда, животные)

 стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;

 пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;

 внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;

 правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

 с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.

 обладают способностью разговаривать тихо или громко.

Понимание речи:

 слушают длинные сказки и рассказы;

 понимают сложноподчиненные предложения;

 способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

 В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят предложения, переставляют слова.

Повышенного внимания требуют следующие случаи, когда:

 речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;

 скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;

 скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;

 плохо развито звукопроизношение;

 выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

 ребенок говорит очень быстро или наоборот замедленно;

 не может построить даже простое предложение;

 у малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

   Все эти признаки могут указывать на речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Так как же развивать речь ребенка в этом возрасте?

   Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, можно развивать речь малыша на прогулке, в повседневном общении.

С детьми необходимо больше общаться.  

Спрашивайте малыша о том, как он провел выходной день, куда ходил с мамой, что интересного он увидел.

Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.

Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.

Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.

Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений: что это? или кто это? какого цвета?

Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.

Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.

Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Вовлекайте его в игру.

Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.

Предлагайте крохе поиграть с конструктором, мозаикой, пластилином.

Какие упражнения и игры способствуют развитию речи малыша?

Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

   Очень полезны для формирования правильного звукопроизношения артикуляционные упражнения:

«Сказка про язычок»

   Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо).

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Оближите губки. Покажите, как лакает собачка. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

 

«Лошадка»

Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

Всем известно, что для организации речи огромное значение имеет сформированность плавного, длительного речевого выдоха.

Существуют игры и упражнения, способствующие развитию силы и плавности выдоха:

"Листопад"  

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки, напоминает про осень.

- Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомился.

- Все листики на земле... Давай соберем листочки в ведерко. Вместе собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

"Перышко, лети!"

Цель:развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

"Летят снежинки"

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры:Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

"Сдуй шарик"

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышу поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Очень полезна игра на дудочке, губной гармошке.

"Звуки вокруг нас"

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Взрослый обращает внимание на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

 

Необходимо учить детей изменять силу голоса.

"Громко-тихо"

   «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Большая кошка как мяукает? А маленький котенок? И аналогично имитируются голоса других животных. "Паровозик далеко-близко".

Не секрет, что сейчас очень много детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерно недоразвитие грамматического строя речи, у них слабо развита связная речь, очень бедный словарный запас. Для профилактики данного недоразвития рекомендуются следующие игры.

 

Игры на формирование грамматического строя речи:

"Чего не стало"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежаединственного числа

Взрослый расставляет игрушки. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну игрушку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало машинки» и так далее.

«Один – много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

1. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.

2. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.

«Назови ласково»

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок!

Возьми, Леночка, флажок.

Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.

Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

«Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

«Кто что делает?»

Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

Оборудование: картинки с изображением различных действий.

Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.

1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).

2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?

"Скажи какой"

Цель:активизация словаря признаков. Мяч (какой?) синий, резиновый, круглый; девочка на картинке (какая?) веселая.

«Помоги найти маму»

Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов

Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

Употребление предлогов:

«Предлоги»

Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

«Прятки»

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).

— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок.  

— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....