Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми
материал

Усова Марина Васильевна

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми.

Тренинговая игра «Приветствие» Ее участниками могут стать все члены семьи. Участники передают мяч по кругу, приветствуют друг друга и передают добрые пожелания, свои чувства и настраиваются на приятное общение. Также при организации начала занятия с детьми следует использовать вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

Упражнение на координацию речи с движением: Чтобы мамочка была молодой и красивой и не так уставала на работе, ей надо помогать. «Дружно маме помогаем». Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)

Игры и упражнения для развития слухового внимания Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова. Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения. Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно. Для того, чтобы развить слуховое внимание, я предлагаю использовать упражнения разного рода и сложности, игры с изображениями. В процессе таких занятий ребенок: • учится сопоставлять слово, которое произносит, с изображением или предметом; • верно произносит слова сначала с 1 или 2 слогами, затем 3-х или четырехсложные слова; • отвечает на вопросы; воспроизводит звуки с разным уровнем громкости. Разучивание с дошкольником стихов, потешек, поговорок и т. п. развивает внимание, речь и слуховую память. Во время чтения взрослым необходимо обращать внимание на то, как они произносят слова, ведь это – образец речи. Родители должны показать правильное произношение, а ребенок должен понять свои ошибки, поняв разницу в звучании слов. Полезное влияние на развитие слухового внимания оказывает прослушивание музыкальных композиций, детских радиопередач. Ребенку важно научиться различать звуки. Для того, чтобы занятия не утомляли и не надоедали малышу, их рекомендуется проводить в игровой форме. Заниматься можно в любое время: во время прогулки, при выполнении домашних обязанностей и т. д. Когда у ребенка возникнет привыкание к 17 занятиям, и поймет, что это интересно, занятия проводятся систематически. Их длительность при этом не должна превышать 15-20 минут. Для начала, повторяются известные малышу слова и фразы, а только потом вводятся новые. Когда он научится хорошо произносить отдельные слова и кроткие предложения, можно перейти к рассказу того, что изображено на картинке, читать детские книги.

Предлагаю следующие упражнения для развития слухового внимания и памяти:

1. В банку положить мячик, в коробку из-под спичек – скрепки. Потрясите коробку и банку, разорвите бумагу, стучите карандашом о стакан, и т. п. Затем завяжите ребенку глаза, повторите действия. Он на слух должен определить, что вы делаете.

2. Показать малышу музыкальные инструменты на ваш выбор. Назовите их, ребенок должен повторить их название. Когда он уже запомнил их название, продемонстрируйте звучание предметов. Затем завяжите ребенку глаза, снова продемонстрируйте звучание музыкальных инструментов. Спросите: «Что звучит?». После ответа измените порядок звучания.

3. Подобрать и воспроизводить слова, которые имеют близкое звучание. Ребенок должен научиться их различать и объяснять, что они означают.

4. Произнести слова, а малыш определяет, какой звук есть во всех произнесенных словах. 5. Ребенок называет свое имя. После этого он должен сказать, на какую букву оно начинается. Затем таким же образом он перечисляет всех родственников и друзей. Можно работать с картинками: ребенок называет, что изображено, потом говорит, с какого звука начинается слово. Усложнить задание можно, если попросить малыша назвать последний звук в слове.

6. Вспомните игры нашего детства, например "Испорченный телефон" - эта замечательная игра развивает слуховое внимание.

Пальчиковая гимнастика Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно. Игра «Помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли: Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали.

Дыхательная гимнастика Дыхание - это жизнь. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Делаем вдох, потом задерживаем дыхание, а потом на выдохе проговариваем пословицу. Делайте это вместе с детьми, с большим удовольствием. «ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО». Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе. Существует много игр для развития дыхания. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Наполнить таз водой и научить ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Детям очень нравится пускать мыльные пузыри. Очень эффективно развивает дыхание игра на музыкальных инструментах: годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент. Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д. Можно взять в руки длинную верёвочку и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой. Очень хороший эффект дает дыхательная гимнастика в сочетании с элементарными физическими упражнениями: подъем и опускание рук, наклоны туловища, вставание на цыпочки, пяточки и пр.

Артикуляционная гимнастика Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе. Очень важно самим родителям научиться правильно выполнять все упражнения, а также обязательно демонстрировать детям правильное положение органов артикуляции и выполнение упражнений: - Упражнение «окошко» - упражнение «месим тесто» - упражнение «Улыбка» - упражнение «Часики» - упражнение «вкусное варенье» - упражнение «отдых для языка».

Фитбол-гимнастика в логоритмике. Фитболы приобрели большую популярность не только в медицине, в фитнесс-индустрии, но его можно применять и в логопедии. Уникальное сочетание физических упражнений, ярких разноцветных фитболов, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии, самомассаж, пальчиковые игры, оказывает коррекционное воздействие при недостаточности психомоторного развития ребенка, развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, правильное дыхание, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия, повышает мотивацию и удовлетворенность занятиями на фитболах. Фитбол оказывает также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. Особенно эффективны вибрационные свойства упражнений на мячах в сочетании дыхательной и звукоречевой гимнастики. Использование фитболов на логоритмических занятиях укрепляет мышечный корсет у детей, формирует правильную осанку, улучшается гибкость, координация движений. Новая форма занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу коррекционного обучения.

Мелодекламация в логоритмике Реализация мелодекламационных приемов осуществляется по пяти направлениям: 1) формирование общих представлений об интонационной выразительности речи; 2) знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения; 3) знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения; 4) знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения; 5) дифференциация различных видов интонации. Можно читать стихи А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова А. Л. Барто и других поэтов под сопровождение самых разнообразных стилей музыки.

Игры и упражнения по логоритмике для занятий воспитателей групп компенсирующей направленности с детьми с ТНР Приемы массажа и самомассажа В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки). Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассаж, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 3 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Самомассаж органов дыхания так же как и артикуляционная гимнастика полезны перед началом занятий. Он доступен детям дошкольного возраста, особенно гигиенический, активизирующий нервные окончания, находящихся близко к коже и вибрационный - более глубокий. Начинать самомассаж полезно с гигиенического, а заканчивать вибрационным и упражнениями на дыхание. Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный самомассаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий - дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения. Вибрационно-вокальные упражнения относятся к здоровосберегающим технологиям, так как повышают обменные процессы в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Вибрационный массаж — это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса. Вибрационный (постукивающий массаж) «Пчелиный улей»

Упражнение 1. Лёгкие постукивающие движения по голове со звуком м-мм Повторить 4-6раз. (Мёду надо)

Упражнение 2. Постукивающие движения по носу и гайморовым пазухам со звуком н-н-н

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее над губное пространство и одновременно вслух «тянуть» звук в-в-в-в.

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки нижнее над губное пространство и одновременно «тянуть» звук з-з-з-з (голодные пчёлки).

Упражнение 5. Постукивать кулачками одной или обоими руками по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» звук ж-ж-ж.

Упражнение 6. Наклон вперёд стучим по спине со звуком р-р-р-р. Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые. Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма.

Самомассаж лица (гигиенический).

Упражнение 1. «Рисуем дорожки» Движения пальцев от середины лба к вискам. Упражнение 2. «Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. Упражнение 3. «Пальцевой душ» Лёгкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

Упражнение 4. «Нарисуем усы» Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

Упражнение 5. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

Упражнение 6. «Испечём блинчики» Похлопать ладошками по щекам.

Игра на музыкальных инструментах Развитие чувства ритма – это развитие способности активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно качественное исполнение никакой музыкальной деятельности, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Развитие ритмической способности у детей занимает особое место в их жизни и способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей, развивает речевую и двигательную активность. Выбор музыкальных инструментов достаточно широк: ложки, колокольчики, металлофоны, бубны, маракасы, трещотки, треугольники, барабаны, там-тамы, тарелки и мн. др.

Логораспевки в логоритмике Проведенный анализ современных технологий выявил, что логоитмические игры-распевки, разработанные Т. С. Овчинниковой, Н. В. Нищевой, музыкальные логоритмические игры Е. Железновой - самые эффективные. Логоритмические игры-распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания и проигрывания. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивающие артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности детей с нарушениями речи. При разучивании логоритмических игр-распевок рекомендовано соблюдать следующие этапы работы: 1. Первичное восприятие рифмовки, музыкально- игрового упражнения. 2. Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание, выполнение движения по показу педагога. 3. Самостоятельное (совместно со взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме. Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач. Примеры логоритмических игр- распевок: Осень Осень, осень к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Кап – кап – кап. Пожелтел зеленый сад Листья кружатся, шуршат Шу – шу – шу. Мухоморчики Мы грибочки не простые Мухоморчики лесные. Наши ножки топ – топ, Наши ручки хлоп – хлоп. Звери Зайка скачет по кусточкам, По болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, Груб несет бельчатам-деткам. Ходит мишка косолапый, У него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек Катится колючий ежик. Крашу карниз Краской крашу я карниз: вверх-вниз,вверх-вниз, Вот и выкрашен карниз: вверх-вниз,вверх-вниз. Качаем малыша Кукла Катя спать пошла.Я спою ей: "А-а-ааааа". Кукла Катя,засыпай: "Баю-ба-ай, баю-бай Самолет Самолет летит, самолет гудит У-У-У-У Я лечу в Москву.

Релаксационные упражнения Выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после физической и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои чувства и эмоции, свои действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Для начала необходимо удобно лечь: давайте немного отдохнём, послушаем музыку. Представьте, что ваше тело лёгкое, как крылья мотылька, закройте глаза, представьте свою маму, представьте что она смотрит на вас, а вы смотрите на неё. Ложимся на коврики (вкл. музыка): - Маме в ладони лицом я уткнусь, Горем и радостью с ней поделюсь. Звездочек – глаз нет в мире добрей, Нету красивее мамы моей! Глаза голубые у мамы моей, А небо над ними ещё голубей. Оно голубое, как тысячи глаз, Мы смотрим на маму, а мама – на нас. - Открывайте глаза. Потянитесь лёжа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь. Уроните руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...

Игры и упражнения для занятий родителей с детьми в летний период

У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в летний период дома. ...

Игры и упражнения по логоритмике для детей дошкольного возраста

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей снаруш...

Игры и упражнения по логоритмике

Игры и упражнения по логоритмике...

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми...