Доклад "Метод синектики в работе с детьми дошкольного возраста"
статья

Шихшабекова Залина Магомедкамиловна

Автором  метода Синектики является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом  работ ученого и стал синектический подход к решению задач.

Это слово означает «соединение разных элементов», что и отражает особенность данного способа. Метод синектики относится к методам активизации творческих навыков.

Метод «синектики» предлагает поставить себя на месте кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metod_sinektiki.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«МЕТОД СИНЕКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Каждый ребенок изначально талантлив

и даже  гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь

максимального эффекта».

(Г.С. Альтшуллер)

Общие сведения о синектике

Автором  метода Синектики является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом  работ ученого и стал синектический подход к решению задач.

Это слово означает «соединение разных элементов», что и отражает особенность данного способа. Метод синектики относится к методам активизации творческих навыков.

Метод «синектики» предлагает поставить себя на месте кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа.

Автор предложил  использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Личностная аналогия (эмпатия):

Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

  • изобрази будильник, который забыли выключить;
  • покажи походку человека, которому жмут ботинки;
  • изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
  • представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.
  • Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

Прямая аналогия.

Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

Фантастическая аналогия.

Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Символическая аналогия.

Символическая аналогия заключается в обнаружении  парадоксов  и  конфликтов в привычных  и  понятных  фразах. Это неожиданное определение предмета,  показывающее его интересные и противоречивые  стороны. Например: дерево - качающаяся твердыня.

Дети от 2 до 5:

Еще одним видом символической аналогии  являются  загадки. Как показывает практика, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), поняв методику придумывания загадок, вполне успешно могут придумывать эти загадки самостоятельно. Причем дети, в отличие от взрослых, не скованы рамками логики и готовы выдавать самые неожиданные версии.

Например: загадка - зеленое, но не лист на дереве, ответ - арбуз. Придумывая эту загадку, ребенок 4х лет провел аналогию между арбузом – листом на дереве – зеленым цветом, выделив неожиданное определение арбуза и ничуть не смутившись довольно странной аналогии.

Итак, чтобы  творчество было во взрослой жизни, его необходимо развивать в детстве. Метод синектики является одним из действенных методов развития творческих способностей, как у детей, так и взрослых. Однако стоит отметить, что данный метод довольно сложен в применении. Выдвижение идей и последующая их разработка во многом зависят от руководителя, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен  овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию, воображение. То есть применения метода синектики требует высокого мастерства руководителя.

Также необходимо создание такой атмосферы, где как взрослый, так и ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боялся рисковать.

 Ведь как говорил А.С. Макаренко «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

Детям предлагаются такие ситуации:

  • Что думают воробьи:
  •  Когда они нашли зерно или крошки?
  • Когда за ними охотится кошка?
  • Когда на улице сильный мороз?
  • Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок?
  • Почему он не спит?
  • Как его успокоить? и т.д.

Также широко используются  приемы ТРИЗ (например, прием, наоборот) для проведения творческих игр со словами:

  • «Скажи наоборот» - подбор антонимов
  • «Скажи по – другому» - подбор синонимов
  •  «Что еще значит это слово» - подбор омонимов  (предлагается для дальнейшей

        работы картотека таких игр).

Проводится с детьми такие изобретательские  игры как Грамматическая арифметика»:

  • Ребусы и кроссворды
  • Составление логарифмов (новое слово путем отбрасывания буквы – ГРОЗА – РОЗА).
  •  Анаграмм (новое слово путем перестановки букв – ШАРФ – ФАРШ).
  • Метаграмм (новое слово путем замены букв – ВРАЧ – ГРАЧ).

Также  знакомить детей с приставками, придающими словам новый смысл (мини - микро-супер - полу -  анти - и др.), с моделями, схемами, условными обозначениями. Вводиться  для использования символы, обозначающие подлежащее, сказуемое, определение и учим ребят составлять предложения по определенной схеме, таким образом,  распространяя фразы и делая речь дошкольников более образной.

В процессе работы  можно  увидеть, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научаться  размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей становиться  более образной, интересной.

Одним из неординарных способов генерации идей выступает метод синектики. Он означает «соединение разного», сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

 

Плюсы и минусы синектики.

К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика -  один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность.

ИГРЫ

Игра «Да -Нетки» или «Угадай, что я загадала».

Воспитатель  загадывает слово «Слон»,  дети задают вопросы  (Это живое?  Это растение?  Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только

« да” или «нет», пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза, «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др.

Игра «Черное -  белое».

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга «Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т.д.

Игра «Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...).

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.

Пример «Помоги Золушке».

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – ни будь тяжелым прижимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» .

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...