Экологическое образование в истории отечественной и зарубежной педагогоки
материал
Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики ...............................................................................................................4
Заключение ............................................................................................................10
Список используемой литературы ......................................................................11
Введение
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики
В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования.
Большое значение в литературе придается формированию экологических представлений дошкольников, так как дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях Я.А. Коменского, А.Н. Леонтьева, Ж-Ж. Руссо и других, является той генетической ступенью, на которой закладываются основы умственного и нравственного развития человека. В старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов.
По мнению А.А. Вербицкого экологическое образование должно затрагивать все периоды в жизни человека, а не только те, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги - Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, Ф.А. Дистервог, Ян Амос Коменский, развивая идеи народной школы, призывал учить детей «у дубов и буков».
Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.
Руссо по своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту.
Под влиянием Руссо Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) отстаивал идеи воспитания в согласии с природой и стремился освободить человеческую природу, или благородную природу, присущую людям. Он утверждал, что, когда люди опираются на нечто простое и чистое, они приходят к необходимости поступать хорошо, интуитивно оценивая фундаментальные принципы.
На роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка указывали великие педагоги прошлого Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег. А. Гумбольдт и Ж.-Ж. Руссо говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения ее облагораживающего влияния на человека.
Русские просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Лисарев, Н.Г. Чернышевский призывали к введению в школу обширных знаний о природе. Особое внимание уделялось их влиянию на формирование моральных качеств личности, которые определяли поведение человека в природе.
К.Д. Ушинский горячо призывал увеличить общение ребенка с природой и указывал на то, «что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике». « ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление «, - так считал К.Д. Ушинский.
Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали и обогащали А.Я. Герд, А.П. Павлов, Б.Е.Райков и др.
Методологические принципы экологического образования рассматриваются в трудах С.Н. Хлазачева, А.Н. ахлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Т.В. Кучер, Г.Н. Каропы, И.М. Мамедова, В.Л. Нечаева, В.М. Сенкевич, И.Т. Суравегиной, А.Д. Урсула, С.В.Фролова.
В 80-е годы широкое распространение получили такие термины, как «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическое образование и воспитание». Некоторыми учеными предлагаются и используются другие термины, например, «ноосферное воспитание».
Особое внимание в научных трудах 80-х годов уделяется использованию учеными в качестве частной научной методологии идей системного подхода.
С позиций системного подхода процесс развития личности во взаимодействии с окружающей средой рассматривают в своих работах Б.З. Вульфов, Ю.С. Манулов, С.В. Мягченков, Л.И. Новикова.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка «Истоки», публиковались методические разработки, как специалистов, так и самих педагогов. Были организованы всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Данной проблеме посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию дошкольников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования. Как уже подчеркивалось, все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны стало заниматься вопросами экологического образования.
Анализ современного экологического образования как особого направления дошкольной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах:
·традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;
·народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
·мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции;
·отечественное экологическое образование школьников.
В рассматриваемый период становление экологического образования дошкольников в нашей стране происходило различными путями. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй - системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно, в рамках своего понимания работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. Во втором случае вначале разрабатывается концепция непрерывного образования всего региона, в которой определенное место отводится дошкольной ступени. Такие региональные системы в настоящее время создаются во многих областях и краях России. Особенно следует отметить достигнутые в этом направлении результаты гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пермской, Нижегородской, Московской областей, Дальнего Востока, Ханты-Мансийского автономного округа. При таком подходе цели и задачи дошкольного образования определяются исходя из положений общей региональной концепции. Реализовывался и третий вариант, когда дошкольные учреждения, самостоятельно выбравшие экологическую тематику в качестве приоритетного направления, со временем включались в общую региональную систему экологического образования.
На сегодняшний день степень охвата и уровень работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях страны сильно варьируются от региона к региону. Однако практически в каждой области, республике или крае есть несколько базовых (экспериментальных) дошкольных учреждений с экологической специализацией. Опыт работы таких учреждений способствует постепенному внедрению экологического образования и в других дошкольных учреждениях региона.
В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ.
Заключение
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно- воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого поколения.
Список используемой литературы
1. Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми 2-3 лет / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2017. - 128 c.
2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет (Средняяя группа) / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 991 c.
3. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2020. - 245 c.
4. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2017. - 408 c.
5. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 578 c.
6. Николаева, С.Н. Кому нужны деревья в лесу. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 241 c.
7. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. - М.: Учитель, 2020. - 188 c.
8. Ремезова, Г. Л. Войди в зеленый мир / Г.Л. Ремезова, М.Е. Эратова. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2019. - 192 c.
9. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 602 c.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_v_istorii_otechestvennoy_i_zarubezhnoy_pedagogoki.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики ...............................................................................................................4
Заключение ............................................................................................................10
Список используемой литературы ......................................................................11
Введение
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики
В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования.
Большое значение в литературе придается формированию экологических представлений дошкольников, так как дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях Я.А. Коменского, А.Н. Леонтьева, Ж-Ж. Руссо и других, является той генетической ступенью, на которой закладываются основы умственного и нравственного развития человека. В старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов.
По мнению А.А. Вербицкого экологическое образование должно затрагивать все периоды в жизни человека, а не только те, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги - Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, Ф.А. Дистервог, Ян Амос Коменский, развивая идеи народной школы, призывал учить детей «у дубов и буков».
Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.
Руссо по своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту.
Под влиянием Руссо Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) отстаивал идеи воспитания в согласии с природой и стремился освободить человеческую природу, или благородную природу, присущую людям. Он утверждал, что, когда люди опираются на нечто простое и чистое, они приходят к необходимости поступать хорошо, интуитивно оценивая фундаментальные принципы.
На роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка указывали великие педагоги прошлого Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег. А. Гумбольдт и Ж.-Ж. Руссо говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения ее облагораживающего влияния на человека.
Русские просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Лисарев, Н.Г. Чернышевский призывали к введению в школу обширных знаний о природе. Особое внимание уделялось их влиянию на формирование моральных качеств личности, которые определяли поведение человека в природе.
К.Д. Ушинский горячо призывал увеличить общение ребенка с природой и указывал на то, «что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике». « ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление «, - так считал К.Д. Ушинский.
Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали и обогащали А.Я. Герд, А.П. Павлов, Б.Е.Райков и др.
Методологические принципы экологического образования рассматриваются в трудах С.Н. Хлазачева, А.Н. ахлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Т.В. Кучер, Г.Н. Каропы, И.М. Мамедова, В.Л. Нечаева, В.М. Сенкевич, И.Т. Суравегиной, А.Д. Урсула, С.В.Фролова.
В 80-е годы широкое распространение получили такие термины, как «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическое образование и воспитание». Некоторыми учеными предлагаются и используются другие термины, например, «ноосферное воспитание».
Особое внимание в научных трудах 80-х годов уделяется использованию учеными в качестве частной научной методологии идей системного подхода.
С позиций системного подхода процесс развития личности во взаимодействии с окружающей средой рассматривают в своих работах Б.З. Вульфов, Ю.С. Манулов, С.В. Мягченков, Л.И. Новикова.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 90-е годы. Появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка «Истоки», публиковались методические разработки, как специалистов, так и самих педагогов. Были организованы всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Данной проблеме посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию дошкольников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования. Как уже подчеркивалось, все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны стало заниматься вопросами экологического образования.
Анализ современного экологического образования как особого направления дошкольной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах:
традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;
народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции;
отечественное экологическое образование школьников.
В рассматриваемый период становление экологического образования дошкольников в нашей стране происходило различными путями. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй - системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно, в рамках своего понимания работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. Во втором случае вначале разрабатывается концепция непрерывного образования всего региона, в которой определенное место отводится дошкольной ступени. Такие региональные системы в настоящее время создаются во многих областях и краях России. Особенно следует отметить достигнутые в этом направлении результаты гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пермской, Нижегородской, Московской областей, Дальнего Востока, Ханты-Мансийского автономного округа. При таком подходе цели и задачи дошкольного образования определяются исходя из положений общей региональной концепции. Реализовывался и третий вариант, когда дошкольные учреждения, самостоятельно выбравшие экологическую тематику в качестве приоритетного направления, со временем включались в общую региональную систему экологического образования.
На сегодняшний день степень охвата и уровень работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях страны сильно варьируются от региона к региону. Однако практически в каждой области, республике или крае есть несколько базовых (экспериментальных) дошкольных учреждений с экологической специализацией. Опыт работы таких учреждений способствует постепенному внедрению экологического образования и в других дошкольных учреждениях региона.
В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ.
Заключение
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно- воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого поколения.
Список используемой литературы
1. Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми 2-3 лет / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2017. - 128 c.
2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет (Средняяя группа) / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 991 c.
3. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2020. - 245 c.
4. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2017. - 408 c.
5. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 578 c.
6. Николаева, С.Н. Кому нужны деревья в лесу. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 241 c.
7. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. - М.: Учитель, 2020. - 188 c.
8. Ремезова, Г. Л. Войди в зеленый мир / Г.Л. Ремезова, М.Е. Эратова. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2019. - 192 c.
9. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 602 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....
Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»
САМООБРАЗОВАНИе по теме «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТРОВ-КЛАССИКОВ»...
Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка
В данной статье рассмотрены проблемы восприятия музыки детьми, их отношения к хоровому пению. Выявлена и обоснована необходимость обучения дошкольников музыкеальному воспитанию....
Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образователь...
Рассказы и сказки отечественных и зарубежных авторов для самых маленьких
Подобрала из разных источников короткие и простые для восприятия детей от 1 года до 3 лет рассказы и сказки отечественных и иностранных писателей. В сборник вошли тексты Я.Тайца, книги которого издава...
История развития отечественных и зарубежных концепций управления
История развития отечественных и зарубежных концепций управления...