Буклеты для родителей
материал

Родионова Елена Алексеевна

Серия буклетов для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_roditeley.doc141.5 КБ
Microsoft Office document icon kumir_semi.doc269 КБ
Microsoft Office document icon kto_pritoilsya_v_temnote.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МАМА И ПАПА ОПЯТЬ

 ПОССОРИЛИСЬ…»

Баталии взрослых очень

травмируют детей.

Худой мир лучше ссоры? Можно ли вообще уберечь малютку от конфликтов, возникающих между родителями? Хотим мы того или нет, но это почти неизбежный элемент в любых отношениях. Но одно дело, когда происходит небольшая размолвка, и совсем другое — когда одна из сторон упорно не желает «поступиться принципами» и сдерживать свою агрессию. В этих конфликтах страсти накаляются до предела. И волей-неволей малыш, оказывается, втянут в водоворот событий.

Психологи нередко слышат от маленьких детей высказывания типа: «Папа любит меня, но не любит маму” или «Мне нравится быть дома с мамой, потому что, когда приходит папа, он всегда ругается». В семье, где взрослые живут в состоянии скрытой агрессии, но сохраняют отношения «ради ребенка», дети, как правило, растут нервными, неуправляемыми и агрессивными, потому что они никогда не чувствуют себя по-настоящему защищенными, спокойными и довольными. Это только в поговорке «худой мир лучше доброй ссоры», хотя иногда двум людям удается прийти к компромиссу. Так, например, удачнее всего избегают ссор при ребенке супруги, строящие свои отношения спокойно, по-деловому и поэтому - ровно.

Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов и ссор, они происходят за закрытой дверью и маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые — это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Ложь во спасение?

К сожалению, не всегда удается сохранить семью. Что говорить малышу? Как готовить его к переменам в жизни? Как объяснить то, что происходит в семье? Эти и другие вопросы встают перед каждым родителем накануне развода. Прежде всего, не следует обманывать сына или дочь. Труднее всего дети прощают взрослым ложь, потому что они воспринимают ее как предательство. Конечно, не всегда и не все можно объяснять маленькому человечку, но вы должны сказать ему, что он ни в чем не виноват, что взрослые имеют право на собственные отношения, что реальная жизнь зачастую складывается непросто.

Не используйте ребенка как средство манипуляции, не настраивайте его против папы или мамы. Старайтесь после развода построить свои отношения таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и ему не нужно было бы скрывать свои чувства по отношению к одному из родителей. Если у вас в связи этой проблемой возникают вопросы, обратитесь к специалистам

Нередко дети как бы повторяют жизнь своих родителей. Известный американский психоаналитик Эрик Берн назвал это «сценарием жизни». По его определению, сценарий — это своего рода план жизни, который начинает складываться еще в детстве под значительным влиянием родителей. Поэтому если ребенок живет в атмосфере скандалов и ссор либо видит, что родители холодны и сдержанны по отношению друг к другу, то, скорее всего, ему сложно будет создать собственную гармоничную семью. Вспомните свое детство. Проанализируйте, не «пишете» ли вы сценарий по второму кругу? Если это так, то не разумнее ли что-то изменить в жизни?

Составила: Родионова Е. А.

Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы…



Предварительный просмотр:

КУМИР СЕМЬИ

Центр Вселенной

Психологам хорошо известно, насколько слепа порой бывает родительская любовь. Оказавшись в плену идеальных представлений о собственном ребенке родители с поразительным упорством не желают видеть очевидных фактов каким на самом деле растет их ребенок. Когда же та или иная негативная черта становится слишком явной, мамы и папы, спохватываясь, разводят руками, недоумевая: «Почему он так ведет себя?» и пытаются оправдать генетикой обыкновенные пробелы воспитания.

Чаще всего маленькие кумиры появляются в тех семьях, где растет единственный ребенок. Как правило, это долгожданный малыш. Родители восторгаются ям с пеленок. Над ним дрожат, и все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое его желание. Любая прихоть малыша — закон. Во всех его поступках, даже когда малыш шалит, папа и мама видят проявления незаурядной личности. Более того, они едва ли не ежеминутно открывают в нем все новые и новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя знакомым, родственникам и друзьям. Хотя на самом деле это обыкновенные детские способности. В то же время родители освобождают малыша от любых обязанностей.

Воспитываясь в такой атмосфере, ребенок растет капризным, своевольным эгоистом. Опережая своих сверстников в запросах, кумир семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития. Он порой не способен самостоятельно даже одеться и умыться. Как правило, такие дети плохо адаптируются в детском коллективе. Над ними будет постоянно висеть дамоклов меч психического дискомфорта.

Любовь, доводящая до стресса

Другая форма слепой родительской любви выражается в переоценке способностей ребенка. Вызвана она эгоистичным желанием взрослых доказать всем, насколько неординарен их ребенок. Только для малыша такая любовь оборачивается развитием комплекса неполноценности, парализует волю и снижает уровень стремлений.

6-летнюю Катюшу родители привели на прием к психологу с жалобой: девочка не хочет готовиться к школе. Пока родители рассказывали об успехах дочери на занятиях гимнастикой, девочка была весела и раскована, но, услышав простую просьбу нарисовать деревце, вся сжалась, начала нервно теребить в руках карандаш, не решаясь провести линию на бумаге и постоянно оглядываясь на сидящую сзади маму Мама заметно раздражалась, папа же недовольно произнес: «Я говорил, никакого толка не будет. Пустая трата времени!»”

Из-за того, что дочь не оправдала ожиданий родителей, вместо того, чтобы помочь ей, они усугубляли ситуацию резкими комментариями и вздохами разочарования. Ребенок же воспринимает недовольство родителей по-своему — он что-то сделал не так и по- этому родители его больше не любят. Он хочет оправдать надежды, угодить взрослым. В результате малыш теряет индивидуальность и уверенность в себе.

Составила: Родионова Е. А.

Конечно, неприятно слышать, когда учителя или, например, соседи по лестничной площадке говорят, что ваш ребенок грубый и невоспитанный. Но не стоит всегда и все воспринимать «в штыки». Недаром же говорят: «Нет дыма без огня». Относитесь к критике как к поводу посмотреть на собственного ребенка со стороны. Возможно, посторонние люди увидели в малыше то, на что вы не обращаете внимания, а может быть, и не хотите этого видеть.

Наверное, каждый родитель считает, что  именно его малыш самый замечательный и умный, но иногда взрослые просто ослеплены своей любовью…



Предварительный просмотр:

Кто притаился в темноте?

Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом  и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно  подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.

Самым распространенным страхом у дошкольников является страх темноты. Помочь ребенку преодолеть этот страх должны взрослые, в первую очередь родители.

 Итак, для начала попытайтесь разобраться в истинных причинах страха. Присмотритесь к своему поведению. Может оказаться, что за страхом прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. В других случаях это может оказаться скрытым протестом против излишнего, навязчивого внимания взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. И внешне он с этим смиряется. Такие дети вообще бывают покладистыми, неконфликтными. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство.

Если же в страхе перед темнотой нет никакой подоплеки, придумайте с ребенком игры, в которых обязательно должна быть «ночь».

Например, каждый вечер, укладывая ребенка спать, ложитесь с ним рядом, естественно, при включенном свете. Накрывайтесь одеялом с головой и тихонько приговаривайте: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим».

Многие дети даже с мамой побаиваются лежать в темноте – норовят проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но убедите малышка, что когда темно, играть интереснее.

Когда ребенок привыкнет, можно вместо люстры включать настольную лампу. А в игре пусть появится смелый медвежонок, которого зовут также, как вашего малыша.

Постепенно вы придете к тому, что лампочка будет гореть только в коридоре, а ребенок будет сам напоминать, что верхний свет нужно выключить.

Несколько рекомендаций родителям:

  • Не дожидайтесь, пока у ребенка разовьются страхи, оставляйте в его комнате зажженный ночник или торшер.
  • Не гасите свет в коридоре, чтобы ребенок не боялся выйти ночью в туалет.
  • Детская комната не должна находится далеко от комнаты родителей.
  • Если какие-либо предметы пугают ребенка в темноте своими очертаниями, уберите их в другое место. Уговоры, что они совсем не страшные, не действуют.
  • Днем обыграйте пугающие предметы.
  • Затевайте игры в затемненных уголках квартиры.
  • В выходные и праздничные дни ужинайте при свечах. Это выглядит торжественно и помогает ребенку привыкнуть к полумраку.  

Источники:

1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций, М., 2004.

 2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1997.э

3. Малюткина Н.В. Я хороший, или советы по коррекции поведения ребенка. СПб, 2003.

4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Р-н-Д, 2003.

Составила: Родионова Е. А.

Ночные страхи у детей

  1. не хочет просыпаться: в том мире значительно лучше
  2. не может отойти от кошмарного сна, рано просыпается, капризный, вялый, беспокойно спит, говорит во сне, стонет, кричит, вскакивает в страхе и бежит к родителям, ребенок просится спать вместе с родителями – все это свидетельствует о том, что у ребенка невротическая зависимость от родителей. Это  показатель того, что ребенок неуверен в себе и нуждается в дополнительной теплоте и ласке.
  3. постоянно снятся чудовища, скелеты, черти и тому подобные существа – заселение ночного пространства ребенка чудовищами указывает на нарушения душевной целостности ребенка, ослабление или недоразвитие психической защиты и на крайности в отношении взрослых.
  4. во сне происходят пугающие превращения в кого-то – страх несоответствия, не принятия себя, страх изменения своего «Я», чаще наблюдается у детей, чьи родители требовательные и принципиальные.
  5. разлука с матерью во сне – ранний опыт беспокойства в связи с затруднениями эмоционального контакта с матерью.
  6. беззащитность во сне  - физические наказания, частые угрозы родителей, жестокое обращение с ребенком.
  7. ребенок оказывается один на один с персонажами, угрожающими его жизни – нелюбовь к ребенку, эмоциональное неприятие.

Чувство страха заложено в человеке на генетическом уровне. Поэтому, если ваш ребенок боится чего-то такого, чего не боитесь вы, это не должно вас расстраивать. Ваш ребенок – не трус! Просто приглядитесь, насколько он мал, присядьте рядом, чтобы вы оказались одного роста и посмотрите на подходящую к вам собаку среднего размера… Ну как, впечатляет?..

Если есть в квартире свет, то меня храбрее нет.

Но как только мама мне книжку прочитала

И поправила на мне с львенком одеяло, -

Гаснет свет со звуком «щелк»,

И ко мне приходит волк!…

Ночью вся полна квартира троллей, гоблинов и фей…

Как они сюда влезают? Очень мало места в ней!

Я их видеть не хочу, и от страха я кричу!

Н. Малюткина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"

Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"

Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"

Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...

Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"

Несколько практических советов от воспитателя родителям....