Парциальная программа "Цветик-семицветик" для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа)

Руппель Екатерина Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно-эстетическое развитие»

Воспитатель: Руппель Е. В.

МДОУ «Детский сад № 4 п. Новоорск»

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Страница

I

Целевой раздел

3

1.1

Актуальность парциальной программы

3

1.2

Цель и задачи парциальной программы

4

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программа

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

4

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

4

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

5

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

5

II

Содержательный раздел

7

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе

7

III

Организационный раздел

11

3.1

Кадровое обеспечение

11

3.2

Материально-технические Программы

11

3.3

Научно-методическое обеспечение Программы

11

3.4

Время и сроки реализации Программы

11

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

11

IV

Список использованной литературы

12

I.Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1Актуальность парциальной образовательной программы

      Парциальная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск»  (далее - Программа)  разработана  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

       Программа  определяет  содержание  и  организацию  образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

      В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

     Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов аппликации, их особенностями, многообразием материалов, используемых в аппликации, учатся на основе полученных знаний создавать свои подделки. Возникают новые идеи, связанные скомбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

      Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие»,  с интеграцией   областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

1.2 Цель и задачи парциальной программы

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник аппликации.

Задачи:

  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов;
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание творить;
  3. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Систематические занятия, игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, по 20 минут. Всего 36 занятий. Занятия проводятся со всей группой детей в количестве 14 человек.

В работе используются различные методы и приемы:

Показ образца выполнения последовательности работы, обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Форма работы: тематическая совместная деятельность.

 Во время аппликации развивается мелкая моторика, ориентировка на листе.

          Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:  

-     мозаичная аппликация;

- мятая бумага;

-             обрывная аппликация

- бумажная пластика;

- торцевание салфетками;

- аппликация из ваты;

- Оригами;

- бумажная пластика + шерстяные нитки;

- мятая бумага + вата;

- аппликация из салфеток;

1.4 Возрастные характеристики развития детей

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

  Старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

Развитие творческих способностей ребенка зависит от его представлений о предмете. Подделки приобретают сюжетный характер, достаточно часто встречаются многократно повторяющие сюжеты с небольшими изменениями.

 

1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;

- знакомы с разновидностью материалов для художественно-эстетического материалом;
-создают самостоятельно подделки.

1.6  Обоснование выбора содержания парциальной программы

Парциальная программа разработана на основе образовательной программы МДОУ «Детский сад№4 п. Новоорск». Данная программа расширяет задачи образовательной области «продуктивная деятельность» и способствует повышению эффективности реализации образовательной программы.

В программе уделено внимание рисованию, лепке, аппликации. Данных техник на наш взгляд является недостаточным. Это обусловило созданию данной парциальной программы, которая расширяет задачи образовательной области «продуктивная деятельность» и способствует повышению эффективности реализации образовательной программы.

1.7  Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы

По итогам учебного года дети должны:

Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукциям картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

Достаточно хорошо владеть такими нетрадиционными техниками аппликации, как мятая бумага, оригами, торцевание салфетками.

 При разработке программы учитывались  принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.

 Основные принципы, заложенные в основу программы:

       1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие

взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

 Способы определения результативности:

Для определения результативности проводятся выставки детских работ, рисунков, конкурсы для родителей.

II Содержательный раздел

2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации в специально организованной взрослым  деятельности

Способы реализации в нерегламентированной (свободной самостоятельной)  деятельности

Модуль1  Сентябрь

1.1

«Яблочко»

Цель: учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую.

20 мин

Изображение яблока, обрывная цветная  бумага на квадратики, клей, ножницы, салфетки

Пальчиковая гимнастика «Яблочко».

Рассматривание изображения яблоки на дереве

1.2

«Грибочки для белочки».

Цель: познакомить с приемом смятия бумаги для получения нужной формы

 20 мин

Картинка с изображением грибов, белочка;

Салфетки коричневого цвета, клей ножницы, салфетки

 Рассматривание иллюстраций с изображением грибов;

 Беседа «что любят белочки»    

Модуль 2 Октябрь

2.1

«Осенний лес» (коллективная работа)

Цель: продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки

20 мин

Изображение деревьев, обрывная цветная бумага красного, оранжевого цвета, клей, ножницы, салфетки

Рассматривание листьев с деревьев;

 Разучивание стихотворение «Листопад»;

Пальчиковая гимнастика «Листик».

2.2

«Веточка рябины»

Цель: продолжать знакомить детей с приемом мятая бумага

20 мин

Альбомный лист с изображением ветки рябины, клей, ножницы, салфетки

П/и: «Птички и кот»;

Чтение стихотворения «Рябинка»

2.3

«Осенний листочек»

Цель: учить оттягивать детали от целого куска, формируя шарики, прижимая и примазывая их к бумаге

20 мин

Набор пластилина, дощечки, шаблон осенние листья

Рассматривание листьев на участке;

Физминутка «Листики осенние»

2.4

«Золотая осень». Цель: продолжать учить оттягивать детали от целого куска, формируя шарики, прижимая и примазывая их к бумаге

20 мин

Картон, гербарий, пластилин, доска для лепки, образец

Прослушивание осенней музыки;

Физминутка «Листопад»

3 модуль Ноябрь

3.1

«Грибок»

Цель: продолжать учить оттягивать детали от целого куска, формируя шарики, прижимая и примазывая их к бумаге

20 мин

Набор пластилина, дощечка, трафарет гриба

Загадывание загадок о грибах;

п/и: «Мы грибочки»

3.2

«Бусы для мамы». Цель: формировать умение скатывать небольшие шарики из мятой салфетки

20 мин

Салфетки разных цветов, клей, ниточки

 Беседа: праздник «День матери»;

3.3

«Цветы для бабушки». Цель: учить склеивать лепестки из полосок бумаги

20 мин

картины с изображением цветов, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка

Отгадывание загадок о цветах;

Рассматривание разных цветов, из чего состоит цветок.

3.4

«Полоски на чашке»

Цель: учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полос.

20 мин

Трафарет чашки, цветная бумага, ножницы, клей

Модуль 4 Декабрь

4.1

«Здравствуй зимушка-зима» (обрывная аппликация)

Цель: закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера

20 мин

Альбомный лист с изображением зимних деревьев, клей, салфетка, цветная бумага

Чтение стихотворений о зиме;

Беседа о зиме.;

 Рассматривание изображений «Зимний лес».

4.2

«Наш веселый снеговик». Цель: формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины

20 мин

Трафарет снеговика, салфетки для скатывания белого цвета, салфетка, клей

П/и: «скатаем снеговик из снега»

4.3

«Новогодние шары так прекрасны и важны». Цель: создать лепную картину с выпуклым изображением

20 мин

Трафарет шаров, пластилин разных цветов, дощечка

Беседа: новогодние игрушки;

П/и: хоровод

4.4

«Елочка-красавица». Цель: познакомить с новой техникой работы-торцевание

20 мин

Трафарет елочки, гофрированная бумага, карандаш, кисть для клея, клей

Загадывание загадок о празднике Новый год;

П/и: «Звери водят хоровод»

Модуль 5 Январь

5.1

«Зимняя сказка» (коллективная работа). Цель: учить создавать картину заснеженных деревьев используя вату, соль.

20 мин

Трафарет деревьев, вата, соль, клей, кисточки, салфетки

5.2

«Зайчик». Цель: продолжать учить создавать картину используя вату

 20 мин

Трафарет с изображением зайца, вата, клей, кисточка

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

подвижная игра «Зайцы и волк»

Модуль 6 Февраль

6.1

«снегири на ветках». Цель: продолжать закреплять умение оттягивать детали от целого куска

20 мин

.Трафарет снегиря, пластилин красного и черного цвета, дощечка

Рассматривание изображений «Снегирь»

Физминутка «Снегири»

6.2

«Лисичка и волк». цель: познакомить с новым видом художественно труда - оригами

20 мин

Бумага оранжевого и серого цвета

П/и: «Лисички и волк»;\просмотр мультфильма: Лиса и волк

6.3

«Валентинки». Цель: учить выполнять объемную аппликацию приемом торцевания

20 мин

Показ валентинок на праздник, клей, бумага, карандаш

Пал.гимн: мои друзья

Беседа о празднике «День святого Валентина»

Модуль 7.  Март

7.1

«Мимоза для мамы»    Цель:  формировать умение выполнять объемную аппликацию приемом торцевания.

20 мин

Иллюстрация с изображением весны и веточки мимозы, сухая веточка мимозы, , салфетки для скатывания, клей. Кисточки, салфетки для рук

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций с изображением весенних полевых и садовых цветов

7.2

«Вот какой у нас букет». Цель: учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединить их к кругу.  

20 мин

Пластилин, изображение цветов, листы белого картона, кукла «Фея цветов»

Беседа о цветах и их особенностях, коллективное изготовление картины с ростками цветов и фоном природы

7.3

«Красивый узор на блюдце». Цель: продолжать учить склеивать лепестки из полосок бумаги

20 мин

Блюдце из бумаги, цветная бумага, ножницы, клей

Модуль 8   Апрель

8.1

«Веточка вербы». Цель:

20 мин

Изображение веточки вербы, салфетка белого цвета для скатывания, вата, клей

Рассматривание картинок с изображением дерева вербы.

8.2

«Пасхальные яйца» (коллективная работа). Цель: продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек

20 мин

Изображение пасхальных куличей, кулич из картона, разноцветные салфетки для скручивания, клей

Беседа с детьми «что такое Пасха»

8.3

«Цыплята в траве». Цель: формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины

20 мин

Трафареты цыплят, салфетки желтого цвета для скатывания, клей, салфетка для рук

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

П/и: «Цыплята и собака»

8.4

«Золотая рыбка». Цель: учить детей складывать бумагу гармошкой.

20 мин

Силуэт рыбки из желтого картона, желтая бумага с расчерченными полосками, ножницы

П/и: «Рыбак и рыбки»

Рассматривание аквариума

Модуль 9 Май

9.1

«Вот что я умею». Цель: учить самостоятельно задумывать сюжет поделки, используя знакомые навыки и приемы при ее создании

20 мин

Пластилин разных цветов, белая бумага. дощечка

Рассматривание разных работ по пластилиногрфии

9.2

«Сирень». Цель: закреплять умение выполнять объемную аппликацию приемом торцевания

20 мин

Ветка сирени, бумага для торцевания, карандаш

Наблюдение за сиренью

9.3

«Мир похож на цветной луг». Цель: формировать умение примазывать пластилин к бумаге.

20 мин

Белая бумага, пластилин разных цветов, дощечка

Рассматривание цветного луга

П/и: «солнышко и дождик»

III Организационный раздел

3.1. Кадровое обеспечение 

  Воспитатели (практические занятия, в т.ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций. Выставки работ.)

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

 2.Подборка художественной литературы.

 3.Картотека нетрадиционных способов рисования.

 4. Конспекты  кружковых занятий.

 5.Подборка репродукций картин известных художников.

 6.Оформление альбомов, сбор иллюстративного материала.

 7. Аудио - видео записи.

3.3. Научно-методическое обеспечение Программы 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС  ДО),утв. Приказом Минобрнауки России от 17октября 2013 г. № 1155

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения    « МДОУ детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского  района Оренбургской области.

 3.4. Время и сроки реализации Программы

Реализация программы происходит со второй половины учебного  года, во второй половине дня, один раз в неделю, 20 минут.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной   среды

В средней группе (4-5 лет) выделено место под центр художественного
развития, где расположены:

- Столы, мобильный уголок художника, мольберт, магнитная доска,
фланелеграф, карандаши, краски, пластилин, клей, бумага цветная, бумага
А4 и др;

-Предметы разных народных промыслов;

- Детские книги-раскраски, трафареты, дидактические пособия.

Список литературы

  1.  Грибовская A.A. рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская - М.: Скрипторий, 2008
  2.  Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение,1985
  3.  Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной
    деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977
  4. Лыкова И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз,2007
  5. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми дошкольного
    возраста / Е.В. Полозова.-Воронеж: 2009
  6. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение,1982
  7.  Халезова Н.А., Курочкина Г.В. Лепка в детском саду / Н.А. Халезова, Г.В. Курочкина. - М.: Просвещение, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год

Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой  для разработки прогр...

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Праздничная познавательная программа "Рождество" для детей средней группы

познавательная программа "Рождество" (средняя группа)...

Рабочая программа воспитателя для детей средней группы (4-5 лет) на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя для детей средней группы (4-5 лет) на 2017-2018 учебный год....

Рабочая программа по развитию детей средней группы

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических ка...

Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.

МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...

Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...