Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
методическая разработка (старшая группа)
-Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие таланты».
-Проекты.
-План по самообразованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Росинка» | Нютагай засагай бюджедэй һургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан Хурамхаанай "Росинка" гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг | ||
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова, д. 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru тел. 8(30149) 41 765 | 671640, Буряад Улас, Хурамхаан тосхон, Балдаковай гудамжа, 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru утас 8(30149) 41 765 |
Программа
по выявлению и развитию способностей у
детей дошкольного возраста
«Маленькие таланты»
Воспитатель: Мохоева М.И.
Курумкан
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевая часть ...........................................................................................3
- Пояснительная записка. ...............................................................................3
- Актуальность темы.......................................................................................3
- Цель и задачи программы.............................................................................3
- Виды способностей.......................................................................................4
- Содержательная часть.............................................................................6
- Содержание программы...............................................................................6
- Метода для определения способностей детей...........................................6
- Направления и формы работы.....................................................................6
- Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада ......................................................................9
- Формы работы с родителями.....................................................................10
- Организационная часть.........................................................................11
- Планируемые результаты...........................................................................11
- Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы................11
- Список литературы.....................................................................................13
I. Целевая часть
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для выявления и развития способностей воспитанников.
Задачи:
- Разработать систему мониторинга для выявления
и развития способностей у детей дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками творческих способностей.
- . Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
- Виды способностей:
- Академические способности. Составляющие: мотивационно – личностные характеристики, способности к обучению.
- Творческие способности. Составляющие: художественная одарённость, вокальная одарённость, литературная одарённость, артистическая одарённость, конструкторская одарённость.
- Психомоторные способности. Составляющие: спортивная одарённость, хореографическая одарённость.
- Коммуникативные способности. Составляющие: социально – личностная одарённость, лидерская одарённость.
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды способностей
- Академические способности
- мотивационно – личностные характеристики. Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
- способности к обучению. Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
- Творческие способности
- Художественные способности. Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
- Вокальные способности. Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
- Литературные способности. Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
- Артистические способности. Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
- Конструкторские способности. Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
- Психомоторные способности
- Спортивные способности. Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
- Хореографические способности. Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
- Коммуникативные способности
- Социально-личностные способности. Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
- Лидерские способности. Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
II. Содержательная часть
Метода для определения способностей детей
Существует четыре метода для определения способностей детей:
Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников.
Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей.
Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.
Направления и формы работы
Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.
Направления и формы работы.
Направления деятельности с одаренными детьми:
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
- спортивное (соревнования, турниры, встречи)
Формы работы с одарёнными детьми
- Индивидуальная работа.
- Творческие мастерские.
- Участие в конкурсах.
- Проектная деятельность.
- Групповые занятия
- Работа с родителями.
Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
- Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие всех видов способностей у детей.
- Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:
- использование ИКТ;
- учет гендерных особенностей;
- проблемно – поисковые методы и приемы;
- «Неделя интеллектуальных игр» и др.
- Организацию бесплатного дополнительного образования. В дошкольном образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.
- Проектную деятельность. В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира.
- Досуговые мероприятия, которые позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности дошкольников. Важное значение для развития творческих способностей детей имеют праздники и развлечения для дошкольников, которые проводятся в детском саду. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребѐнка, основа формирования его общей культуры. В ДОУ отмечаются государственные праздники (День России, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и многие другие), праздники народного календаря, праздники к знаменитым датам страны, города, детского сада, экологические праздники, семейные праздники.
- Сопровождение участия воспитанников в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, региональный, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие с семьями детей строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:
- родительские собрания,
- дни открытых дверей,
- совместные развлечения,
- индивидуальные консультации и беседы,
- оформление стендового материала,
- совместные проекты,
- анкетирование,
- встречи за круглым столом,
- сайт школы.
4. Организация социального партнерства. Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.
Формы работы с учреждениями района:
1. Сотрудничество в рамках организации мероприятий (встречи, выставки, спектакли и пр.);
2. Дополнительные образовательные услуги.
Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
В ниже приведенной таблице показаны основные методы и методики для
исследования способностей воспитанников детского сада.
Виды способностей | Составляющие | Методы и методики для исследования способностей |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика Цветовой тест Люшера- Эткинга |
способности к обучению | ||
Творческие способности | Художественные способности | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс). |
Вокальные способности | Наблюдение Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | |
Литературные способности | ||
Артистические способности | ||
Конструкторские способности | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Наблюдение |
Хореографические способности | Наблюдение | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» |
Лидерские способности |
По результатам диагностики по исследованию способностей воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
Формы работы:
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.
- совместные проекты исследовательской деятельности детей.
III.Организационная часть
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Под термином «одарённый ребёнок» мы рассматриваем ребёнка, уровень способностей которого значительно отличается от среднего. На сегодняшний день существует много подходов к классификации детской одарённости, её видов, критериев.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы:
1. Диагностика склонностей воспитанников методика А.И Савенкова «Интеллектуальный портрет».
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.
2.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости.
Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов;
2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
3.Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:
Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.
Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
Список литературы.
1. Диагностика в детском саду : Содерж. и орг. диагност. работы в дошк. образоват. учреждении : [Метод. пособие] / [Авт.: Баландина Л. А. и др.]; Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д : Феникс, 2003 (ЗАО Книга). - 286с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская ; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Психол.ин-т РАО, Моск. гос. психолого-пед. ун-т. - Москва : МИОО, 2005 (Воскресенск (Моск. обл.) : ГУП МО "Воскресенская тип."). - 175 с.3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В. В. Психологические тесты таланта / В. В. Клименко. - Харьков : Фолио, 1996. - 414 с.
5. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. образования", "Педагогика и методика нач. образования / А. И. Савенков. - Москва : Academia, 2000. - 231, [1] с.6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
7. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать : [Учеб.-метод.] пособие для воспитателей и родителей / Е. С. Белова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - Москва : МПСИ : Флинта, 2004. - 140 с.
8.Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997
9. Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
10. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность : Кн. для учителей и родителей / В. С. Юркевич. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 128,[3] с.
Интернет-ресурсы:
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php
http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
http://www.twirpx.com/file/137257/
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Росинка» | Нютагай засагай бюджедэй һургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан Хурамхаанай "Росинка" гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг | ||
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова, д. 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru тел. 8(30149) 41 765 | 671640, Буряад Улас, Хурамхаан тосхон, Балдаковай гудамжа, 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru. тел. 8(30149) 41 765 |
План работы по самообразованию на тему:
«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края».
На 2020-2021гг
Для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Мохоева Марина Ивановна.
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме:
«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края».
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Актуальность
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.
Дошкольный возраст-благоприятный период для потенциональных возможностей развития нравственно-патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины - с того места, где ты родился и живешь.
Национально-региональный компонент(родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной край… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их республика, район, село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Задачи самообразования:
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирование у детей чувства люДата начало работы над темой: сентябрь 2020 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г.
Цель самообразования:
- Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
- Заинтересовать детей историей и национальными традициями и обычаями бурятского, русского народов, обобщить знания детей о родном крае (районе, селе).
- Формировать у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему краю и селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.
бви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому своей родной Бурятии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
-воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики Республики Бурятия, села;
-развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;
-развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
-знакомить детей не только с самими праздниками, но параллельно с самобытностью русского и бурятского народов; их жизнелюбивым и открытым характером; воспитательным значением праздников; развивающем характере, который проявляется в творчестве при его проведении. А о связи праздников с природой говорит то, что они разделены по времени проведения на зимние, весенние, летние и осенние. Это деление связано с проведением весенних и осенних полевых работах, средой обитания животных, сменой времен года и т.д.
Предполагаемый результат:
Устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношение к достопримечательностям Бурятии, села; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры. Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае, его природных богатствах.
Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам. Проявлять активный интерес к культуре и быту своих предков. Знакомство детей с бурятской народной культурой, с русской народной культурой через участие в народных календарных праздниках.
Формы и методы работы:
- Беседы.
- Рассматривание репродукций картин, альбомов, фотографий бурятских авторов.
- Наблюдения.
- Народные игры.
- Бурятские загадки, пословицы,сказки.
- Чтение художественных произведений бурятских писателей и поэтов.
- Виртуальные прогулки и экскурсии .
- Национальные праздники.
- Изобразительная деятельность.
- Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
- Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.
- Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.
- Встреча детей с защитниками Отечества.
- Досуги.
- Работа в книжном уголке.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Перспективный план работы над темой по самообразованию
Тема: «Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родной Бурятии».
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1 .Диагностический | Постановка проблемы. Изучение ситуации по выбранной проблеме. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме, имеющегося опыта. | Сентябрь |
2. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Октябрь |
3. Практический | Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных, результатов. Корректировка работы. Определение и апробирование наиболее эффективных путей и средств развития | Ноябрь - Апрель |
4. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. Проведение самоанализа педагогической деятельности. Проведение мониторинга с целью отслеживания результатов работы. | Май |
5. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. |
Индивидуальный план самообразовательной деятельности
Диагностический | ||||
Содержание деятельности | Взаимодействие | Сроки | ||
Дети | Воспитатели | Родители | ||
Изучение и подбор литературы. Мониторинг способностей детей. Разработка перспективного плана. | Просмотр слайд фильма «Как жили наши предки». Оформление уголка «Мой край родной». Беседа: «Ознакомление с символикой Республики Бурятия, Курумканского района». Экскурсия к памятнику боевой славы, к аллее героев соцтруда. Сбор природного материала (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами ( изготовление и выставка поделок ).
| Оформление стендовой информации «Краеведение» | Анкетирование родителей «Народные традиции в семье». Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем». | Сентябрь |
Прогностический | ||||
Сбор материала и изучение обрядов, обычаев, праздников, народное творчество и искусство бурятского народа. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой по данной теме. Подобрать материал для альбома по теме: «Устное народное творчество», «Картотека народных игр». Подготовка анкет, | Просмотр слайд фильма: «Ознакомление с традициями бурятского народа». Ознакомление с художественной литературой. Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен. Заучивание потешек к играм. О.О. «Социально-коммуникативное развитие» «Жизнь, традиции и обычаи бурятского народа. Беседа с детьми «Семейные традиции». Цель: Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная. Поделка бурятской национальной куклы. | Папки передвижки по теме. Консультации для родителей. Привлечь родителей к сбору материала: «Устное народное творчество», «Народные праздники в кругу семьи». | Октябрь | |
Практический | ||||
Создание мини-уголка, воспроизводящего атмосферу и национальный бурятский быт. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для организованной образовательной деятельности с детьми. | ОО «Познавательное развитие» «В краю родном». Целевая экскурсия: «Знакомство детей с трудом жителей села».Создание выставки: «Умелые руки». Развлечение ко дню матери: «Нашим мамам». Дидактическая игра «Расскажи о Бурятии». | Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, ее традициям и культуре» | Привлечь родителей к оборудованию в группе мини-музея (предметы бурятского быта, фотографии, слайды). Оформить фотовыставку «Достопримечательности Бурятии и с.Курумкан» | Ноябрь |
Изготовление дидактических игр, пособий, театра для фланелеграфа. Чтение детям бурятских народных пословиц, потешек, загадок, сказок. Создание альбомов «Быт бурят», «Природа Бурятии», «Достопримечательности Курумкана», «Ремесла бурят». | ОО «Познавательное развитие» «Историческое прошлое Бурятии, история заселения, жизнь, быт бурят» ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Украсим сундук». | Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам народной культуры». Привлечь родителей к организации выставки: «Ремесло». Выставки народно-прикладного творчества | Декабрь | |
Создание альбома «Рождество», «Крещение». | Познакомить детей с традициями проведения праздника Сагаалган. Разучивание бурятских благопожеланий, песен, пословиц, загадок. Познакомить с юртой – жилищем бурятской семьи, с предметами старинного быта (печь, одежда,прялка, утварь (посуда), сундук и др.); Просмотр слайд фильма: «Встреча гостей- Золгохо». | Информационный стенд «Сагаалган наш светлый праздник». | Консультация для родителей «Организация народных игр в семье». | Январь |
Подбор литературы и слайдов к празднику Масленица. Изготовление куклы «Масленицы». | Спортивный праздник «Мы – будущие солдаты». Чтение стихов и рассказов о защитниках Отечества. Беседа «Готовимся к Масленице»
. | Папка передвижка «Россия – наша Родина» Изготовление папки-передвижки “День защитников Отечества». | Привлечь мам к помощи в изготовлении подарков «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап. Фоторепортаж «Я и мой папа». Готовимся к народному празднику «Масленица» | Февраль |
Презентация “Наши знаменитые люди”(артисты, поэты, писатели). | Мастерим подарки для мам. Фоторепортаж «Я и моя мама». | Предоставление фотоматериалов о знаменитых людях Бурятии, района, села. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки: 1.«В своём болоте и лягушка поёт». | Март | |
Подбор литературы, слайдов к праздникам Пасха. Создание макета «Памяти павшим за Родину». | Беседа: «Пасха- Светлое воскресенье» презентация и раскрашивание пасхальных яиц. | Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном крае», Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет» Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи» Изготовление пасхальной корзиночки. Экскурсии по достопримечательностям села. | Апрель | |
Оформление стенда «Бессмертный полк». Конкурс творческих работ «День Победы». Конкурс чтецов, посвященный к Победе. | Беседа: «Про отцов и дедов помним». Рассказ воспитателя о земляках нашего края, защищавших нашу Родину. Прослушивание песен военных лет. Экскурсия к памятнику погибшим героям – защитникам. | Выпуск буклетов для родителей «Как рассказать детям о войне», «Георгиевская лента -символ Победы”. | Привлечь родителей к оформлению стенда «Бессмертный полк»: предоставление фотоматериалов «Герои нашей семьи »(об участниках ВОВ) Конкурс творческих работ ко «Дню Победы». Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы. | Май |
Обобщающий | ||||
Теоретическая часть: Изготовление пособий, атрибутов, подборка оборудования для проведения деятельности. Проведение открытых мероприятий. Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей. Ожидаемые результаты: Создание развивающего пространства. Систематизирование знания детей об истории Бурятии, родного села, традиций и обычаев. Сформирование устойчивого интереса к изучению истории Бурятии, природы, достопримечательностям. Разработка методических и дидактических материалов по данному разделу. Привлечение внимания взрослых и детей к интересным общественным явлениям. |
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Календарно-обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.
laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...