Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста.
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Росточек"
города Рубцовска Алтайского края
658201, улица Мира, 4
__________________тел.: 8(38557) 2 22 01, email: rostochekl981@mail.ru_______
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Подготовил (а): воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50» «Росточек» Ю.Е.Шепеткова
Рубцовск 2022г
Ученые установили, что уровень развития речи у детей очень сильно зависит от того, насколько развиты и сформированы движения его руки, кисти и пальцев или как принято называть, мелкая моторика рук. Известно, что в последнее время уровень речевого развития заметно снизился. Причиной этому может служить тот факт, что родители меньше разговаривают с детьми, меньше уделяют им времени из-за сильной занятости на работе и сильной усталости и многие из них сами в этом признаются. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле, аудио, видео «гаджеты») Держа в руках планшет, телефон, поильник и т. д. мелкую моторику не развить. Дети очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики рук (обувь и одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц и т. д.) В дошкольном возрасте основной вид деятельности-это игра. Большую часть опыта знаний и умений ребенок приобретает в игре. Развивать речь у детей раннего возраста помогают пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения, это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей, для развития пространственного мышления, внимания, воображения, они воспитывают быстроту реакций и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм, неизменный порядок слов и рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребенку понравится игра во многом зависит от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное, ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей постарше большое значение имеет выразительность мимики и речь взрослого, поэтому следует выучить стихи наизусть.
После того, как ребенок освоит движения одной рукой, научите выполнять те-же движения другой рукой, затем сразу двумя руками.
Малышам будет особенно интересно играть, если вы изготовите бумажные колпачки-куколки, нарисуйте глазки, ротик, рубашку с пуговками, или приклейте из бумаги клювик, гребешок, крылышки и др.
Пальчиковые игры-это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Поэтому необходимо проводить консультации и беседы с родителями о необходимости развития мелкой моторики у детей и роли пальчиковых игр. Или устроить мастер класс, где вы сможете показать методику проведения пальчиковой игры родителям. Ведь развитие ребенка должно иметь комплексный характер, и педагог и родитель должны иметь партнерские отношения.
Памятка
Этапы разучивания игр:
1 Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2 Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
3 Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4 Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5 Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации при проведении пальчиковых игр:
1 Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
2 Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3 Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
4 Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
5 Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
6 Используйте максимально выразительную мимику.
7 Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где можно движения без текста.
8 Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.
9 Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Введение:Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.Из...
Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста...
памятка для родителей "Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста"
laquo;Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центр...
Консультация для родителей: "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста".
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ре...
Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин
Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР – д/с №14. ...
Консультация для родителей Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Одним из показателей хорошего физического и нервно- психологического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой моторикой.Из...