Традиционные духовно-нравственные ценности Российской Федерации
статья (подготовительная группа)
Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_o_nravstve.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся:
- жизнь, достоинство, права и свободы человека;
- патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
- высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд;
- приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
- коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
- историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Образование и воспитание это первым пунктом в числе областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Очевидно, что множество стоящих перед педагогами воспитательных проблем можно решить через формирование духовных и нравственных ценностей нового поколения людей.
Для того чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать - наследовать те духовные ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Целью нашей работы является:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.
Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:
- Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
- Размытые нравственные ориентиры в обществе,
- Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
- Агрессивное влияние средств массовой информации,
- Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.
Воспитателей и родителей должно объединять стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие. И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям
В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...
Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям.
Духовно-нравственным воспитанием занимаются не только воспитатели, но и мы - музыкальные руководители. Наше задача: привить детям духовно-нравственные традиции через проведение праздников, развлечений...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...
Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»...
«Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно - нравственных ценностей»
Сегодня как никогда необходима консолидация всего общества в деле воспитания юного поколения на традиционных нравственных ценностях и следовании нашему культурному коду. Важно проводить эту работу с д...
16. Традиционные духовно-нравственные ценности России в образовании Московской области
Воспитание духовно-нравственных ценностей...
Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»
Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста. Пособие ...