Отчёт по самообразованию «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».
классный час
Так как одной из годовых задач стояло перед педагогами организовать нетрадиционную форму взаимодействия с родителями , то я решила взять за основу как раз именно эту тему. «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 493.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 10 «Росинка» города Южно-Сахалинска
План работы по самообразованию воспитателя
Тихоновой П.С.
«Нетрадиционные формы взаимодействия
с родителями воспитанников
в условиях реализации ФГОС».
Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».
2020 год
Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».
Так как одной из годовых задач стояло перед педагогами организовать нетрадиционную форму взаимодействия с родителями , то я решила взять за основу как раз именно эту тему. «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками».
При подборе новых форм взаимодействия с семьёй я учитывала следующие принципы:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.
Цель:
- Создание необходимых условий для неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; совместное участие в воспитании ребёнка, осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.
- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
Задачи:
- Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно - образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
Закон «Об образовании в Российской Федерации гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» рассматривается, как одно из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в современном стандарте дошкольного образования.
Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
К концу 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядно - информационные: родительские уголки, стенды, памятки, папки – передвижки и др.
Традиционные формы работы явно нацелены на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо и до сих пор. Но, как мы убедились, больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине разного социально–экономического положения. К примеру, стеснение из-за скромной обстановки квартиры.
- Наглядная информация предоставляется в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. А большинство и вовсе не замечают ее.
В процессе общения с родителями мы обратили внимание на то, что: одни требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат, т.е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. На предложение посетить выставку в группе или групповое собрание можно было услышать от родителей такие ответы: «Мне некогда…», «Что вы, я на работе отстояла, теперь домой на кухню бежать надо», «Сегодня не могу…» или обещают, что придут, но обещания не сдерживают.
Анализируя привлеченность родителей к образовательному процессу и к деятельности детского сада в целом, мы пришли к выводу, что одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в детском саду профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. Поэтому, для решения данной проблемы необходимо было пересмотреть формы работы с родителями, найти более эффективные методы и приемы по привлечению их к сотрудничеству.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
Перспектива:
Продолжить работу по взаимодействию с семьей, используя нетрадиционные формы.
План работы по самообразованию
педагога Тихоновой П.С. МБДОУ № 10 «Росинка»
Педагогический стаж: 9 лет
Категория: соответствие
Тема самообразования: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС»
№ | Содержание и форма работы | Сроки | Форма отчета (доклады, выступления на педсовете, открытый просмотр, выставка работ, методическая разработка, обобщение опыта и др.) |
1 | Изучение методической литературы Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г. "Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова. "Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева. Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с. Евдокимова, Н.В.Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с. Елисеева, Т.П.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4. Зверева О.Л., Кротова Т.В.// Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010 | Сентябрь 2020-май 2021 | Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации. |
2 | Игра викторина с родителями «Своя игра» по теме «Здоровьесбережение». | октябрь | Фотоотчёт |
3 | Экскурсия в Зоопарк. | ноябрь | Фотоотчёт |
4 | Семейная гостиная «Семейные традиции и обычаи», мастер класс оригами «Снежинка» | декабрь | Фотоотчёт |
5 | Родительское собрание «Здоровьесбережение как залог успешности ребенка в социуме» с использованием дыхательной, пальчикой гимнастики, физминутки | декабрь | Фотоотчёт |
6 | Совместная подготовка с родителями костюмов и атрибутов к СРИ «Дом моды» ГМО | январь | ГМО организация СРИ «Дом моды» |
7 |
| март | Фотоотчёт |
8 | Экскурсия в Краеведческий музей, мастер класс «Аппликация праздниго халата для мужчин» | март | Фотоотчёт |
9 | Совместное мероприятие с детьми и взрослыми: папка передвижка по ПДД, составление кроссворда. | апрель | выставка работ |
10 | Экскурсия в Зоопарк | апрель | Фотоотчёт |
11 | Мастер класс для родителей по теме «Коренные этносы Сахалина» «Оберег от злых духов» | апрель | Фотоотчёт |
12 | Мастер класс в Мемориальном комплексе «Победа», «Ракета» | апрель | Фотоотчёт |
13 | Мастер класс в музее им. А.П. Чехова «Друзья Природы» | апрель | Фотоотчёт |
14 | Мастер класс в музее им А.П. Чехова «Рыба Сахалина» | апрель | Фотоотчёт |
15 | Субботник. | апрель | Фотоотчёт |
16 | Консультация для педагогов | апрель | Выступление на семинаре для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями для вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс» |
Перспектива:
Продолжить работу по взаимодействию с семьей, используя нетрадиционные формы.
Используемая методическая литература.
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
- Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г
- Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г.
- "Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова.
- "Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.
- "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева.
- Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.
- Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
- Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70.
- Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5.
- Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6.
- Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5.
- Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6.
- Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
- Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
- Евдокимова, Н.В.Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
- Елисеева, Т.П.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
- Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В.// Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010
- Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
- Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
- Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
- Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
- Хабибуллина Р.Ш.«Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
- Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
Анкета
1.Состав семьи
Мать: а) Фамилия, имя, отчество______________________________________
б) Дата рождения___________________________________________________
в) Контактный телефон______________________________________________
г) Образование, специальность________________________________________
д) Место работы____________________________________________________
е) Рабочий телефон_________________________________________________
Отец: а) Фамилия, имя, отчество______________________________________
б) Дата рождения___________________________________________________
в) Контактный телефон______________________________________________
г) Образование, специальность________________________________________
д) Место работы____________________________________________________
е) Рабочий телефон_________________________________________________
2.Характеристика материального положения семьи
__________________________________________________________________
3.Уровень развития у ребенка умений и навыков
1.Как Ваш ребенок помогает по дому?_______________________________________________________________________________________________________________________________
2.Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?
3. Шаг к сотрудничеству.
Каким образом Вы проводили подготовку к новому учебному году за летний период?___________________________________________________________
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Взаимодействие СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....
«Система взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части предоставления накопленного опыта ра...
Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...
«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...
Организация и формы взаимодействия с родителями воспитанников как условие реализации АОП
Сводная таблица взаимодействия специалистов ДОУ и родителей воспитанников...
«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»
В презентации раскрываются современные методы работы с семьями воспитанников...
Формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является осно...