«Использование пиктограмм при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
учебно-методический материал
В данном материале раскрывается суть использования пиктограмм, как об одном из эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, которые в наглядной и доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта; повышают математическую грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piktogrammy.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пиктограммы, заместители, мнемотаблицы - приемы наглядного моделирования.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- соответствуя наглядно-образному характеру мышления дошкольника, оно является одним из эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта; повышают математическую грамотность.
В дидактике выделены три вида моделей:
- Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.
- Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Она показывает связи в изолированном и обобщенном виде.
- Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).
Одним из видов моделей являются перфокарты.
Перфокарты предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста и могут быть использованы:
-воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
-в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,
-воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование.
Перфокарта «Геометрические фигуры» (4 -5 лет)
Перфокарта представляет лист бумаги формата А4, по краям которого изображены картинки предметов, составленных из геометрических фигур и геометрические фигуры.
Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги. Чтобы лист не двигался, он закрепляется с помощью скрепки.
Задача: Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Задание: Соедини предмет с теми фигурами, из которых он составлен.
Перфокарта «Цифровой ряд» (5 – 7 лет)
Перфокарта - ламинированная таблица, на которой ребенок пишет маркером или фломастером.
Задача: Закрепить порядок расположения цифр
Задание: Запишите в пустые клетки нужные цифры.
В качестве моделей широко используются игровые наборы: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Колумбово яйцо, квадрат Воскобовича др.
Задания, связанные с моделированием:
«сложи фигурку по памяти, по схеме, словесному руководству»,
«разбери готовую фигуру и попробуй зарисовать схему ее моделирования»,
«Создай свою новую фигуру»
"Составь целое из частей",
"Сложи орнамент"
"Мозаика из пробок"
"Бусы для матрешки"
"выложи рисунок по своему замыслу",
"придумай узор для платья
Сущность их заключается в том, что дети по заданным педагогам моделям выполняют задания.
В среднем дошкольном возрасте на первом этапе практическое использование моделей способствует накоплению у детей опыта по определению свойств и отношений предметов и их замещению.
На втором этапе дети учатся сравнивать, сопоставлять реальные предметы с моделью, устанавливать измерительные отношения. Детям предлагаются игры: «Заколдованная фотография (картина)», «Волшебный экран», «Любознайки», «Размести гостей» и др. Для повышения детского интереса, самостоятельности и расширения спектра математических действий детей используются свойства моделей: наглядность, деление модели на составные части, наличие элементов-заместителей.
На третьем этапе дети учатся использовать модель совместно со взрослыми и затем самостоятельно. В ходе этой деятельность ребята учатся обобщать, выделять общее различное, упорядочивать, группировать предметы и схематизировать представления. Детям предлагаются игры «Найди общее», «Похожи не похожи», «Чья семейка» и т.п. Математические игры повышают интерес к математическим действиям, т.к. они носят занимательный характер и предполагают несколько участников игры.
В старшем дошкольном возрасте на первом этапе дети знакомятся со смыслом арифметических действий на основе оперирования множествами предметов.
На втором этапе используют математические знаки и символы (на основе оперирования множествами предметов выбирают действия и составляют математические выражения).
На третьем этапе обучаем детей простейшим приемам арифметических вычислений. На четвертом этапе происходит обучение способам решения задач (выбор действий, вычисление результата)
Таким образом, использование метода моделирования открывает перед педагогом занимательный и эффективный путь формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр
Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры....
Мастер-класс"Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"
Представление педагогического опыта на конкурсе " Воспитатель года "в форме мастер-класса"....
Статья на тему:Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР.
Статья для учителе-дефектологов,воспитателей работающих с дошкольниками с ЗПР...
Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...
Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений...
МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...