доклад Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах
материал

Мазитова Светлана Айратовна

   Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах»

В теории и практике музыкального воспитания существует несколько подходов к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах. Известны несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

   Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

   Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

   Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

   Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков.

   Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает

в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

Методика обучения игре на детских инструментах зависит от:

    - принадлежности инструмента к определенной классификационной

группе и подгруппе;

- принципа звукоизвлечения;

- возраста исполнителя и постановленных перед ним задач;

- уровня физического, музыкального, эмоционального развития

исполнителя;

- наличия условий (материальных, временных, организационных) для

обучения игре на инструменте.

Методика обучения игре на любом музыкальном инструменте должна

включать следующие этапы:

1 Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными

особенностями, исполнительскими возможностями;

2 Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, и т.д.;

3 Освоение основных приемов звукоизвлечения;

4 Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-

выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически

совершенным исполнением музыкального произведения;

5 Работа над музыкальным произведением.

Методика обучения игре на ударных инструментах

Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов.

Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры, а также музыкальные инструменты другой группы оркестра.

Практическое музицирование в детском оркестре

Виды оркестров, их отличительные особенности

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует

несколько разновидностей детского оркестра:

шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не

имеющих звукоряда),

ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов),

смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить,

какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей (средняя и

старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных

инструментов (бубен, треугольник).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли

инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у

каждого ребенка был свой инструмент.

   Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей (средняя и

старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник).

   Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается

ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

   Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2--3 человека).

   Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения

индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

   Таким образом, систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Основы музыкальной грамоты.

В доступной, игровой форме обучить детей игре на детских музыкальных инструментах....

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...