Проект "Кто такие насекомые?"
проект (старшая группа)
Проект "Кто такие насекомые?" с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28»
Детский творческий, познавательно-исследовательский проект
«Кто такие насекомые?»
Выполнили: воспитанники
старшей группы №9 «Чудо остров»
Руководители: Мерзлякова А.Г.,
Маркина О.С.
Усолье-Сибирское, 2022г.
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………….2
- Ход исследования………………………………………………………..3-4
- Реализация проекта………………………………………………………5-6
- Заключение…………………………………………………………………7
- Список используемых источников……………………………………….8
Введение
Актуальность: во время прогулки мы нашли на своем участке муравейник и наблюдали за ним. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний у нас о насекомых недостаточно. Отсюда у нас возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» «Как человек должен относиться к насекомым?». Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Кто такие насекомые?»
Гипотеза исследования ( выдвигалась в процессе совместного обсуждения): если больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
Цель: расширить представления о мире насекомых.
Задачи: узнать какие бывают насекомые, чем они питаются, где они живут, как защищаются от врагов; выяснить нужны ли насекомые, пользу или вред они приносят.
Формы и методы работы: чтение художественной и познавательной литературы; беседы; наблюдения за природой, просмотр познавательных мультфильмов, телепередач, презентаций; поиск информации в интернете, разгадывание загадок по теме проекта; разучивание стихов о насекомых; рассматривание иллюстраций с обсуждением; продуктивная деятельность.
Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Ожидаемые результаты:
- Приобрести новые знания о насекомых
- Овладеть новыми видами творческой деятельности
- Создать альбом «Насекомые»
- Оформить выставку «Удивительный мир насекомых»
Этапы реализации проекта:
1 этап-подготовительный:
- Постановка цели и определение задач.
- Разработка основного этапа работы по реализации проекта.
- Знакомство родителей с темой и актуальностью проекта.
2 этап познавательно- исследовательский, творческий:
- Взять как можно больше информации о насекомых из книг, познавательных передач, разговоров с взрослыми и сверстниками.
- С помощью родителей дома подготовить сообщение, о каком либо насекомом, выступить с сообщением в группе.
- Подготовить стишки и загадки про насекомых.
- Выяснить, нужны ли насекомые, пользу или вред они приносят.
- Совместно с родителями изготовить поделки насекомых для организации выставки в группе.
- Научиться, по схемам правильно рисовать насекомых.
- Из получившихся рисунков коллективно создать альбом «Мир насекомых».
3 этап-заключительный:
- Подвести итог исследования, сделать выводы по проделанной работе.
- Конечный продукт исследования: альбом «Мир насекомых», выставка поделок насекомых из бросового материала.
Ход исследования:
Объект исследования: насекомые.
Предмет исследования: жизнь насекомых.
Возникновение проблемы.
Однажды во время прогулки мы нашли на своем участке муравейник и наблюдали за ним. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний у нас о насекомых недостаточно. Отсюда у нас возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Далее мы обратились к модели трех вопросов
Что мы знаем о насекомых? | Что мы хотим узнать о насекомых? | Как нам побольше узнать о насекомых? |
|
|
взрослых
|
Реализация проекта
Выяснив, как мы можем по больше узнать о насекомых, мы распредилили между собой, кто о каком насекомом дома с помощью родителей подготовит сообщение.
Алиса принесла большую интересную энциклопедию в группу. В этой энциклопедии было много нужной информации по нашей теме. В свободное время мы читали ее вместе с Ольгой Сергеевной и Алёной Геннадьевной. Из этой энциклопедии мы узнали, что насекомые одни из первых появились на нашей планете, и было это за несколько тысяч лет до динозавров! Насекомых на земле — бесчисленное множество. Это самый многочисленный и разнообразный класс животных. К ним относятся и трудяги пчелки, и шмели, и осы, кузнечики, всевозможные жуки, мухи, стрекозы… У насекомых есть ряд отличительных особенностей, наличие которых причисляет их к своему виду. Условно их можно поделить так:
• Само слово «насекомые» происходит от слова «насекать» и буквально означает «животное с насечками». Все насекомые имеют насечки. Это выглядит так, словно тело насекомого поделено на отдельные сочленения.
• Тело насекомого состоит из трех частей - головы, груди и брюшка.
• У всех насекомых имеется 6 лапок и крылья. Внимание: многоножки и пауки НЕ относятся к классу насекомые. В природе около трех миллионов видов насекомых, но ученые изучили лишь примерно миллион. Численность насекомых превышает численностью всех животных и рыб на земле и даже людей.
Ваня и Вероника приготовили сообщение про бабочку. Из их выступления мы узнали, что бабочки питаются нектаром цветов, тем самым опыляют растения. Бабочка известна своими удивительными метаморфозами. В летний сезон они откладывают яйца в земле или же на растениях, из них вылупляется гусеница, спустя время, гусеница переходит в стадию куколки (это маленький кокон в котором развивается будущая бабочка). Кокон практически без движения висит, пока не созреет плод, и после вылупляется прекрасная бабочка. Так же Ваня принёс в группу поделку бабочки, сделанную из проволоки.
Миша с мамой сделали полелку стрекозы из пластиковой бутылки и подготовили о ней сообщение. Из рассказа Миши мы узнали, что стрекоза, не менее красивое насекомое в природе. Встретить стрекозу можно летом, на берегу водоема. Они бывают разного цвета: черные, белые, синие и зеленые.
Стрекоза имеет 4 крыла, два из которых немного длиннее, они служат ей управлением, буквально, как руль в автомобиле. Глаза стрекозы — фасетки, переливаются всеми цветами радуги и занимают почти все пространство головы, состоят они из маленьких глазок. Их примерно 28 тысяч!
Кирилл сделал поделку муравья и рассказал, что это одно из общественных насекомых. Голова, грудь и брюшко муравья соединены тонким стеблем, у него шесть лапок и пара челюстей, которые используют для измельчения пищи и защиты от врагов. Живут муравьи стаями, каждая из них делится на касты, которые выполняют свои функции: строят гнездо, добывают пищу, выводят потомство, а также некоторые виды муравьев имеют свои касты солдат, они отличаются особенно большими челюстями.
Поделку пчелы принесла Ульяна и рассказала, что это одно из тех насекомых, которые приносят неоценимую пользу человеку. Они любимы многими... И всемирно признаны самыми трудолюбивыми насекомыми.
Туловище у пчелки окрашено в черно-желтую полоску, есть крылья и хоботок, которым они набирают нектар (и с помощью особой слюны, превращают в мед). У любой пчелы есть жало, которое находится в задней части туловища, служит оно для защиты. Когда пчела вонзает свое жало во врага, то жало остается в жертве, а пчела погибает.
Про осу нам подготовила сообщение Ксюша. Оса — это близкий родственник пчел. Осы стройнее, чем пчелы, и окрас у них светлее. В отличие от пчелы, оса может жалить много раз и при этом не жертвовать своей жизнью. Также осы живут поодиночке, в основном в норках на земле, в стволах деревьев, или под карнизами зданий. Для размножения, оса заталкивает в гнездо муху или же паучка, парализует своим жалом и оставляет на жертве личинку, которая с развитием съедает эту жертву.
Дарина рассказала нам про муху. Это то насекомое, которое чаще всего прилетает к нам в гости. Муха имеет черный или коричневый окрас с синим или зеленным оттенком. У нее два больших глаза, которые делятся на 4 тысячи фасеток, маленькие пушистые усики которые служат ей для обнаружения еды. Еду мухи пробуют с помощью лапки, именно лапкой они ощущают вкус и понимают, съедобна или нет пища. На самом деле мухи для людей очень опасны, они разносят кучу инфекций (тиф, сибирская язва, туберкулез и многое другое). Могут перенести инфекцию за 20-25 километров.
Саша Немаш подготовил сообщение про кузнечика. Из его рассказа мы узнали, что это зеленые насекомые, которые прячутся в густой траве. У них есть большие лапки, которые позволяют им высоко прыгать. Примечательно, что на лапках кузнечика находится орган слуха. Питаются кузнечики травой и фруктами. Но есть виды кузнечиков, которые поедают мелких насекомых.
А ещё Саша рассказал нам про Богомола. Он похож на кузнечика, только имеет зеленый окрас, больше по размеру и является хищником.
В детском саду с воспитателями мы посмотрели несколько интересных видеороликов, которые нашли в интернете. Там мы нашли интересные факты о жизни насекомых.
Интересные факты о бабочках:
- Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках.
- Чтобы взлететь бабочка сначала машет крыльями на месте для того, чтобы разогреть тело до 30-35 градусов.
- Бабочки не спят, но отдыхают и во время отдыха могут совершенно не двигаться.
Интересные факты о стрекозах:
- Стрекоза имеет очень хороший аппетит за час она может съесть около сорока мух.
- Стрекозы откладывают яйца в воде. Вылупившиеся личинки могут прожить под водой два года.
- Крылья и тело стрекозы устроены так, что она не только способна выдержать длительные миграции, но и может зависать в воздухе, лететь в бок, назад, вперед, под любым углом и в любом направлении.
Интересные факты о божьих коровках:
- Раньше считалось, что божья коровка сулит удачу.
- За свою жизнь это насекомое откладывает до 2000 яиц, причем среди них есть как оплодотворенные так и нет. Неоплодотворенные (пустые) яйца служат питанием для молодняка.
- Зимуют божьи коровки, собираясь большими колониями под пнями, камнями, в щелях деревьев…
Интересные факты о муравьях
- Муравьи могут переносить вес превышающий в 5000 раз свой.
- У муравьев внешний хитиновый скилет, благодаря которому их практически невозможно раздавить.
- Муравьи умеют строить живые мосты, сцепляясь лапками и челюстями.
- Чтобы не уставать муравьи спят по минутке, до 250 раз в день.
- У муравья зрение как у стрекозы и еще три дополнительных глаза.
Интересные факты про пчел:
- Пчела может почувствовать цветок с нектаром в пределах одного километра.
- У пчелы пять глаз.
- У пчел много врагов и «нахлебников», поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей.
Интересные факты об осах:
- Осы могут строить свои гнезда из бумаги, которую сами и вырабатывают.
- У осы имеется пять глаз.
- Наиболее агрессивными и кусачими они становятся в жааркое время года.
- Укусы могут представлять большую опасность для человека. Помимо болезненности, яд осы является сильным аллергеном.
Интересные факты про мух:
- Самый опасный вид мухи живет в Африке, называется она муха «Цеце». Они переносят вирус сонной болезни, от которой ежегодно умирают десятки тысяч человек и животных. Мухи Цеце нападают на любой движущийся теплый предмет даже на автомобиль.
- Жизнь мухи коротка от 8 до 20 дней
- Мухи живут во всех уголках планеты
Интересные факты о кузнечиках:
- Есть вид кузнечиков которые называются бородавочники. Они лечат бородавки, кусая бородавку на теле человека они оставляют слюну, которая исцеляет.
- В Северной Африке обитает вид кузнечиков – эфгастер. Увидев противника, они выстреливают в него своей кровью, чтобы сбить противника и успеть убежать.
Так же мы узнали, что насекомые приносят не только вред, но и пользу. Так например муравьев называют лесными санитарами. Они уничтожают вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Поэтому нельзя разорять муравейники!
Божья коровка полезна тем, что уничтожает такое насекомое как тля. Ведь тлю боятся все растения, она истощает их, высасывает соки, листья от этого скручиваются и засыхают.
Пчела дает мед, который славится своими полезными свойствами. Так же опыляет растения. Но от ее укусов погибают многие птицы и звери.
Комар. Кто из вас не проклинал надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от них порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.
Мы узнали, что в природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. Не нужно уничтожать насекомых, при встрече с ними нужно просто соблюдать правила безопасности.
В ходе нашего проекта мы не только делали поделки и рассказывали сообщения. Еще мы научились рисовать некоторых насекомых по схемам. Раскрашивали раскраски. Наблюдали за насекомыми в детском саду и на прогулке с родителями. Выучили стишки. Играли в игры. И своими руками создали альбом «Насекомые».
Заключение
Мы совершили небольшое путешествие в удивительный мир насекомых. Узнали много нового и интересного, необычного о них. Провели много занимательных наблюдений, получили ответы на интересующие нас вопросы, узнали то, что было для нас загадкой.
Проводя исследования убедились в том, что жизнь насекомых очень разнообразна. Узнали, что есть полезные и вредные насекомые. Поняли, что все в природе взаимосвязано и уничтожать насекомых не нужно. Природу нужно беречь!
Продуктами нашего исследования являются:
- Выставка поделок «Удивительный мир насекомых»
- Альбом «Насекомые»
- Презентация на сайте группы.
Презентация проекта: фотоотчет на сайте группы.
Список используемых источников
- https://yandex.ru/ - картинки, загадки, подвижные игры, физкультминутки, звуки насекомых, видеоролики о жизни насекомых, интересных фактах о насекомых.
- «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.
- Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2008.–№ 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...