план по самообразованию
материал (подготовительная группа)
Актуальность темы самообразования
Процессы певческого звукообразования, звукоизвлечения и звуковедения – три составляющие процесса голосообразования. Звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра. Звукообразование связано с работой дыхательного и голосового аппаратов, находящихся во взаимодействии и управляемых центральной нервной системой. Звукоизвлечение – процесс извлечение певческого звука (продукта звукообразования), порождение звуков.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара это путь к овладению техническими основами вокального искусства, в том числе и певческим звукоизвлечением.
Работа по распеванию строится на специальных вокально-хоровых упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu1kopiya_1.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 97
Тема самообразования:
Формирование навыков певческого звукоизвлечения у дошкольников на музыкальных занятиях на основе вокально-хоровых упражнений
Подготовила музыкальный руководитель:
Кучеренко Елена Юрьевна
Электронная почта:
kucherenkoey0 HYPERLINK HYPERLINK "mailto:kucherenkoey0505@gmail.com""mailto:kucherenkoey0505@gmail.com HYPERLINK "mailto:kucherenkoey0505@gmail.com"" HYPERLINK "mailto:kucherenkoey0505@gmail.com"505@gmail.com
Телефон:
+79500590063
Иркутск 2023г.
Личные данные
Я, Кучеренко Елена Юрьевна, работаю музыкальным руководителем;
Образование - среднее-специальное;
Педагогический стаж – 2года 7мес;
Стаж работы в МБДОУ – 2года 7мес.;
Стаж работы в занимательной должности – 2года 7 мес.;
Квалификационная категория – молодой специалист;
Предполагаемый срок темы – 3 года.
Актуальность темы самообразования
Процессы певческого звукообразования, звукоизвлечения и звуковедения – три составляющие процесса голосообразования. Звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра. Звукообразование связано с работой дыхательного и голосового аппаратов, находящихся во взаимодействии и управляемых центральной нервной системой. Звукоизвлечение – процесс извлечение певческого звука (продукта звукообразования), порождение звуков.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара это путь к овладению техническими основами вокального искусства, в том числе и певческим звукоизвлечением.
Работа по распеванию строится на специальных вокально-хоровых упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению.
Нормативно-правовые документы:
В документе 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” от 21.12.2012 (статья 64. Дошкольное образование 1п.) направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; (статья 64. Дошкольное образование 2п.)
образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Цель: формирование навыков певческого звукоизвлечения с помощью вокально-хоровых упражнений
Задачи:
- подобрать и проанализировать литературу по данной теме;
- повысить собственные вакальные навыки благодаря посещением семинаров, вебинаров, открытых занятии;
- подобрать упражнения для развития звукоизвлечения, музыкальный материал;
- определить уровень звукоизвлечения у детей в возрасте 5-7 лет;
- для педагогов и родителей детей 5-7 лет дошкольного возраста разработать план о проведении консультации;
- разработать консультацию, буклеты.
План работы по самообразованию
Сроки | План работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. Изучить опыт работы других педагогов по данной теме Проведение диагностики уровня развития пения детей. | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию звукоивлечения | Составление плана работы с целью повышения собственной педагогической грамотности в вопросах развития и обучения детей |
Октябрь | Составить план работы над правильной дикцией и артикуляцией. | «Покусаем свои губы – сначала нижнюю, затем верхнюю» «Погладим язычком губы изнутри, не открывая рта, сначала – в одну сторону (нарисовать языком круг) – раз, затем в другую такое же количество раз» «Погладим язычком изнутри правую, а затем левую щечку» «Вытянем губы вперед трубочкой,поцелуем маму затем улыбнемся ей, не раскрывая рта» | Проконсультировать и дать домашнее задание родителям по упражнению над правильной дикцией и артикуляцией |
Ноябрь | Составить план работы по певческому дыханию | Упражнения на постановку певческого дыхания, определяющее правильное голосообразование (допевческие: «Весна» – вдыхание аромата цветка на правильный певческий вдох, представить на ладони сидящую бабочку и попытаться осторожно сдуть ее – выдох; | Разработать буклеты по работе над певческим дыханием для родителей, продиагнозировать детей в конце месяца |
Декабрь | Разработать план по формированию звонкого и полётного звукоизвлечения | Упражнение на формирование звонкого и полётного звукоизвлечения, которое зависит от использования головного резонатора (пение сонорных согласных звуков «М», «Н», «Л», «Р», чтобы почувствовать вибрацию в области носозубного резонатора, щекотания на губах; метод «микрофончика» в голове). | Проконсультировать и дать домашнее задание родителям по формированию звонкого и полётного звукоизвлечения |
Январь | Составить план работы над развитием силы голоса | Для развития силы голоса применяются упражнения на контрастах: спеть тихо и громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д. | Продиагностировать детей в конце месяца |
Февраль | Разработать план по воспитанию навыка использования ощущения звука с позиции резонаторов | Применение сонорные согласные звуки «М», «Н», «Л», «Р».Они являются сигналом правильного использования звука с позиции резонаторов. | Дать домашнее задание детям упражняться и следить за правильностью исполнения упражнении |
Март | Составить план работы для тренировки мышц глотки | Высунув язык, произнесите звуки ко, гу, гка, кгэ. Язык во время произношения не уходит в полость рта и не расслабляется. | Разработать буклеты для родителей с комплексом упражнений |
Апрель | Составить план работы для выработки координационного взаимодействия выдоха со звуком | Упражнения для формирования скоординированного взаимодействия процесса выдоха и звукоизвлечения авторами технологии рекомендуется выполнять в определенном порядке: ⦁cмешaннoе oтзвучивaние гoлoвнoгo и груднoгo резoнaтoрoв нa зaкрытoм звукe «М» и «Н»; ⦁звучaние отдельных глacных в пoрядке o, у, a, э, ы, и; ⦁звучaние глacных co звукaми «М» и «Н» на длитeльнoм выдoхe; ⦁ прoпeваниe гaмм: дo, рe, ми, фa, сoль, ля… | Дать домашнее задание детям и родителям упражняться и следить за правильностью исполнения упражнении |
Май | Итоговое проведение диагностики уровня развития пения детей. | Демонстрация проведенной работы с детьми,родителям и старшим воспитателям. Составить отчет о проделанной работе за учебный год | проведение открытого занятия,мероприятия. |
Свой педагогический опыт предлагаю представить:
- провести открытое занятие;
- подготовить (участвовать, провести) семинар;
- провести мастер-класс для педагогов;
- участие в МО;
- составить отчет о проделанной работе за учебный год.
Список литературы:
- Адулов, Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса [Текст] / Н.А. Адулов. – Липецк, 1996. – 376 с
- Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей [Текст] / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «Модэк», 1998. – 352 с
- Аникеева З.И. Как развить певческий голос [Текст] / З.И. Аникеева, Ф.М. Аникеев. – Кишинев, 1981. – 129 с.
- Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с
- Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса [Текст] / О.А. Апрак-сина. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. – 180 с
- Багадуров, В.А. Вокальное воспитание детей [Текст] / В.А. Багадуров. – М.: AПH РСФСР, 1953. – 28 с.
- Вербов А.М. Техника постановки голоса [Текст] / А.М. Вербов. – 2-е изд., испр. – М.: Лань, Планета музыки, 2016. – 64с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]: под ред. М.Г. Ярошевского. / Л.С. Выготский. – М.: 1987. – 341с
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. – М., 1993. – С.38 -77.
- Детский голос. Экспериментальные исследования [Текст]: под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 246 с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2004. – 89 с.
- Жинкин, Н.И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи [Текст] / Н.И. Жинкин // Вопросы психологии. – № 4 (1978). – С.73-83.
- Затямина, Т.А. Современный урок музыки [Текст] / Т.А. Затямина. – М.: Изд-во Глобус, 2007. – 170 с
- Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей [Текст] / Е.М. Малинина. – Л.: Музыка, 1967. – 92 с
- Орлова, Н.Д. О детском голосе [Текст] / Н.Д. Орлова. – М.: Просвещение, 1996. – 89 с.
- Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки [Текст] / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 12-14
- Плужников, К.И. Механика пения [Текст] / К.И. Плужников. – СПб.: Ком-позитор, 2004. – 88 с.
- Ржевский, С.Н. Некоторые результаты анализа певческого голоса [Текст]: Акустический журнал / С.Н. Ржевкин. – 1956. – Т. I-II. – Вып. 2.
- Романовский, Н.В. Хоровой словарь [Текст] / Н.В. Романовский; изд. вто-рое, дополненное. – Л.: Музыка. – 2010. – 229 с
- Соколов, В.Г. Работа с детским хором/ В.Г. Соколов. – М.: Просвещение, 1981.
- Стулова, Г.П. Развитие голоса детей в процессе обучения пению [Текст] / Г.П. Стулова. – М., 1992. – 73 с.
- Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К. В. Тара-сова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М., 1947, 2-е изд.– М., 1961. – 98 с.
- Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов // Вопросы художественного воспитания. – М.; Л.: Учпедгиз, 1947. – С. 16-17.
- Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: учеб. посо-бие / П. Халабузарь, В.С. Попов, Н.Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – 243 с.
- Шацкая В.Н. Детский голос [Текст]: под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педаго-гика, 1970. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...