Картотека игр с камнями
картотека (средняя группа)
Картотека игр с камнями. Для игр используются поля и самодельные камни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_kamnyami.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками - самоцветами.
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой, качеством и цветом. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков – самоцветов. (Например: небольшой строительный материал, киндер - игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки – самоцветы, игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные среди разных игрушек, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск самоцветов закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки – самоцветы.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Упражнение: «Веселая змейка».
Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы, дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.
Упражнение: «Помоги-ка»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки – самоцветы, карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Упражнение: «Найди и назови».
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает камешки по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет камешков есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?
Упражнение: «Расскажи про свой узор?».
Цель: развивать воображение, связную речь.
Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик - это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»
Упражнение: «Зоркий глаз»
Цель: развивать память
Выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.
Упражнение: «Ходилка»
Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику
Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.
Упражнение: «Мозаика».
Цель: развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, творчество
Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.
Упражнение: «Крестики - нолики».
Цель: развитие звукового анализа.
Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости - мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.
Упражнение: «Лабиринты».
Берем два - три цвета камешков, красный – произнес не правильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.
Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.
Упражнение: «Художник».
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.
Упражнение: «Укрась».
Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.
Упражнение: «Исправлялки».
В рамочке есть изображение цифры(счет до 5, усложнение до 10). Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.
Упражнение: «Магия». Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.
Упражнение: «Чудесный мешочек»
Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец- шарик самоцвет. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают камешек, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.
Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.
Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.
Упражнение: «Сухой бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками - самоцветами, среди которых- мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится камешки - самоцветы. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог.
Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешки - самоцветы, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.
Упражнение: «Золушка»
Задача: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
Вариант 2. Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
Вариант 3. Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Упражнение: Развивающая игра «Цветовая гамма».
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память.
Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать камешки - самоцветы разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка камешек и класть в ячейку такого же цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.
Соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску».
1 вариант. Для этой игры шьется полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были камешки - самоцветы, перед каждым ребенком ставится емкость с камешками и дается задание: «Кто быстрее начинит «колбаску» камешками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые самоцветы и укладывают их друг за другом в ряд.
2 вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок наполняет ее справа красными камешками, другой - слева синими камешками.
Игра «А ну-ка, повтори».
Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым полем, где нужно выложить камешки – самоцветы по образцу. Начинать можно с простого варианта, переходя на более сложный.
Упражнение: «Гирлянда»
Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
1. У ребенка - лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
2.Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу, обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.
Игра «Кто быстрее»
Предложить педагогам взять в руки мешочек в виде длинного прямоугольника из прозрачной ткани. С помощью камешек – самоцветов наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее».
Игра «Крестики-Нолики»
воспитателем выдаётся картонное поле на двух игроков и …вперёд!
Упражнение «Выложи по заданию»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки – самоцветы, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.
«Массаж пальчиков».
В прозрачный мешочек помещаются камешки – самоцветы и дети перекатывают их руками. Во время перекатывания задействованы не только пальцы, но и кисти рук.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Как используют камни"
"Как используют камни"...
Картотека "Рисунки на камнях"
Картотека "Рисунки на камнях"...
Картотека опытов с камнями
Для старшего дошкольного возраста...
Картотека «Эксперименты с камнями»
Эксперементы...
Картотека "Опыты с камнями"
Знакомство со свойствами камней...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С КАМНЯМИ
1. Какими бывают камни? Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.Материалы: разнообразные камни, лупыХод опы...
Картотека «Опыты с камнями»
Опыт 1Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.Материал: разнообразные камни, мисочки с водой.Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый ...
- Мне нравится (1)