Картотека игр с камнями
картотека (средняя группа)

Сиковская Екатерина Алексеевна

Картотека игр с камнями. Для игр используются поля и самодельные камни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_kamnyami.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками - самоцветами.

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает  перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой, качеством и  цветом. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков – самоцветов. (Например: небольшой строительный материал, киндер - игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки – самоцветы, игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные среди разных игрушек, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск самоцветов закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка" 

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки – самоцветы.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение: «Веселая змейка». 

Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы,  дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.

Упражнение: «Помоги-ка»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки – самоцветы, карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение: «Найди и назови». 

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

 У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает камешки по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет камешков есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови,  каких овощей больше всего?

Упражнение: «Расскажи про свой узор?».

 Цель: развивать воображение, связную речь.

Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик - это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек  и т. д.»

Упражнение: «Зоркий глаз»

Цель: развивать память

Выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

Упражнение: «Ходилка»

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику

Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

Упражнение: «Мозаика». 

Цель: развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, творчество

Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

Упражнение: «Крестики - нолики». 

Цель: развитие звукового анализа.

 Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости - мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.

Упражнение: «Лабиринты».

Берем два - три цвета камешков, красный – произнес не правильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

Упражнение: «Художник».

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки  с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

 

Упражнение: «Укрась».

Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

 

Упражнение: «Исправлялки».

В рамочке есть  изображение цифры(счет до 5, усложнение до 10). Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

Упражнение: «Магия». Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

Упражнение: «Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец- шарик самоцвет. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают камешек, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.

Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

Упражнение: «Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками - самоцветами, среди которых- мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится камешки - самоцветы. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Лежит наш клад на дне морском,

Засыпан золотым песком.

Свернувшись в небольшой клубок,

На камне дремлет осьминог.

Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешки - самоцветы, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.

Упражнение: «Золушка»

Задача: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

Вариант 1. Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Вариант 2. Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

Вариант 3. Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

Упражнение: Развивающая игра «Цветовая гамма». 

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память.

Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать камешки - самоцветы разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка камешек и класть в ячейку такого же цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.

Соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску».

1 вариант. Для этой игры шьется полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были камешки - самоцветы, перед каждым ребенком ставится емкость с камешками и дается задание: «Кто быстрее начинит «колбаску» камешками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые самоцветы  и укладывают их друг за другом в ряд.

2 вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок наполняет ее справа красными камешками, другой - слева синими камешками.

Игра «А ну-ка, повтори».

Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым полем, где нужно выложить камешки – самоцветы  по образцу. Начинать можно с простого варианта, переходя на более сложный.

 

Упражнение:  «Гирлянда»

Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

1. У ребенка - лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

2.Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу,  обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

Игра «Кто быстрее»

Предложить педагогам взять в руки мешочек в виде длинного прямоугольника из прозрачной ткани. С помощью камешек – самоцветов  наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее».

Игра «Крестики-Нолики»

воспитателем выдаётся картонное поле на двух игроков и …вперёд!

Упражнение «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки – самоцветы, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

«Массаж пальчиков».

В прозрачный мешочек помещаются камешки – самоцветы и дети перекатывают их руками. Во время перекатывания задействованы не только пальцы, но и кисти рук.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Как используют камни"

"Как используют камни"...

Картотека "Рисунки на камнях"

Картотека "Рисунки на камнях"...

Картотека опытов с камнями

Для старшего дошкольного возраста...

Картотека "Опыты с камнями"

Знакомство со свойствами камней...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С КАМНЯМИ

1. Какими бывают камни?  Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.Материалы: разнообразные камни, лупыХод опы...

Картотека «Опыты с камнями»

Опыт 1Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.Материал: разнообразные камни, мисочки с водой.Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый ...