презентация "Деятельностный подход в дошкольном образовании"
методическая разработка
Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании, в соответствии с ФОГС, связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Деятельностный подход в дошкольном образовании" | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущность деятельностного подхода Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Становление деятельностного подхода в дошкольной педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в детской психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Львом Семёновичем Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев . Он рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации - перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход - от внутренней А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) деятельности ко внешней - обозначается термином «экстериоризация».
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектной ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Именно ведущая деятельность отвечает за психическое развитие ребенка.
Поэтому в периодизации Даниила Борисовича Эльконина каждый возрастной этап однозначно характеризуется свойственной ему ведущей деятельностью. Переход от одной ведущей деятельности к другой - это и есть переход с одной ступени возрастного развития на другую. В то же время следует заметить, что деятельностный подход к проблемам психического развития оставляет нерешенными вопросы механизмов этого перехода. деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, Д.Б. Эльконин (1904 – 1984) понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
«Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» А.Н. Леонтьев Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Принципы деятельностного подхода: принцип деятельности - заключается в том, чтобы ребенок, получал знания не в готовом виде, а добывал их сам; принцип непрерывности - означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа ; принцип целостности - предполагает формирование у ребенка обобщенного, целостного и системного представления о мире (природе- обществе - самом себе) ; принцип минимакса – заключается в том, что д/сад должен предложить ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС ДО); принцип психологической комфортности - предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения; принцип вариативности направлен на развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта; принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принципы организации совместной деятельности: принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управления различными формами деятельности.
РЕФЛЕКСИЯ Чем была полезна сегодняшняя информация? Что Вы сейчас чувствуете? За что Вы могли бы похвалить себя? Я поняла, что…… У меня возникло желание … Мое внимание привлекла мысль…
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностный подход в дошкольном образовании.
Концепция личностного подхода в дошкольном образовании....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".
Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....
Интегрированный подход в дошкольном образовании. РАЗРАБОТКА НОД
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз&ra...
Сущность и содержание интегративного подхода в дошкольном образовании
Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...
личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании
Трансформации, происходящих в общественной жизни страны, вызвали острую необходимость изменений в образовании: разработаны федеральный базисный учебный план, государственные образовательные стандарты,...
Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании
Методологической основой Федерального Государственного Образовательного стандарта является системно-деятельностный подход.Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения,...
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании
В работе отражена история развития личностно-ориентированного обучения. Особеннности личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании....