Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в ДОУ.
учебно-методический материал

Мохоева Марина Ивановна

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в ДОУ.

     Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.

     В своей образовательной деятельности использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Методы организации обучения в ДОУ.

     Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

     В своей работе использую различные методы:  

 1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация картин, слайдов,   мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, схемы, способа действия и др.  

      2. Практические: упражнения; игровой метод(дидактические,воображаемая ситуация в развернутом виде,роль); ситуативные методы, элементарные опыты; экспериментирование, моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.                                          

      3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми.

 Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.

      Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от спе­цифики поставленных целей и задач.

Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуж­дают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою пози­цию, осуществить поступок, проявить характер.

Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.

Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.


 

Форма организации обучения

     Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.

     Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая, интегрированная.

     Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.

     Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личные симпатии детей , общность интересов детей, но не уровень развития.

     Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.

     При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.

 

Средства организации деятельности детей.

     Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

     Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

     Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

 печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

 электронные образовательные ресурсы, ИКТ-технологии  (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

 аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);

 наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

 демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

 учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

 тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

 объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);  

 печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

 проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)

     Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

     Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

     Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной

группе “Невидимка-воздух”.

Цель:

Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость,

легкость, отсутствие запаха, сила.

Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.

“воздух”, его свойствами и ролью в жизни человека.

Программные задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное,

речевое, физическое.

Методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение.

Оборудование: стаканчики с водой, банка с водой, соломинки, веер, бумага и бумажные

салфетки, полиэтиленовые мешочки на каждого ребёнка;

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими

исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете

отгадав загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

он не видимый,и все же

Без него мы жить не можем!

Что это?

Дети: Воздух

 -Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (ответы детей: дома, деревья, птицы, животные и

т.д.)

Воспитатель:

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища,

вода, воздух).

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.

Воспитатель: Вы знаете сколько человек может прожить без еды, а без воды? (несколько

дней) , а без воздуха? (несколько минут).

Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и

какими свойствами он обладает.

-Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?

Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

-Чтобы у нас получились опыты я предлагаю слушать меня внимательно, следовать

инструкциям и без разрешения ничего не брать. В лаборатории надо соблюдать

определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу,

работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую

лабораторию в группе. Подходим к столу.

-Ребята, а вы видите воздух? А я не вижу.

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: Невидимый.

-Да. Воздух-невидимка.

-Хотите почувствовать, как движется воздух?

(Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в

движение, салфетка слетает на пол.)

-Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в

движение. А также предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

Итак проведем:

Опыт 1. “Поймай воздух”. ( пакет на каждого ребенка).

-Давайте вместе возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его какой он пустой, а теперь

раскрываем его, берём двумя руками и набираем воздух и закручиваем его, пакет

полон воздуха, на что он похож. воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Давайте

посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух?

Невидимый,прозрачный.

-Ачто еще в нашей группе прозрачное? (Окно, лампочка, стекло, аквариум, очки и т.д.)

-Теперь выпустим, каким станет пакет? (ответ детей).

-Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей: надувать матрасы,

спасательные круги и жилеты, велосипедные. автомобильные камеры колес, батут, шарики

воздушные и т.д.)

-Молодцы, ребята!

-Вывод: Воздух приобретает форму того предмета. в какой он попадает.

Опыт 2. “Воздух занимает место”.

-Дети, что в стакане? (ничего).

-А теперь положим в стакан бумажную салфетку. (Воспитатель переворачивает стакан вверх

дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Вытаскиваем

стакан из банки, а салфетка оказываеся сухой). (Опыт предлагается повторить всем детям).

Вывод:

-Воздух не пускает воду в стакан.

-Атеперь наклоните стаканчик. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха).

-Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана. а его место занимает вода. Интересно

наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь

легче воды.

Опыт 3. (Детям предлагаются стаканчики с водой и трубочкой.) Подуйте в трубочку. Почему

появляются пузыри? (Воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Чем больше

воздуха, тем больше пузырей.

Воздух есть везде:в группе, на улице, и у нас дома. Какого цвета? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Опыт 4. “Слышим воздух”.

-Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть

шарик.

-Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух).

- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим

шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку

спускать воздух, что мы слышим?( Писк, воздух.)

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет

воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

-Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из

кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

-Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко).

Игра «Узнай по запаху».

Вы замечательно справились. Молодцы!

Опыт 4. «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

-На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

-Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду

резиновую игрушку(мячик). Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?

Что внутри игрушки? (воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

-Молодцы, ребята.

-Итак воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух

помогает человеку. (Мельница, вентилятор, свисток, музыкальные инструменты, надувная

лодка, воздушный шарик, автомобильная шина).

-А теперь поиграем в интересную веселую игру “Раздувайся, пузырь”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...