Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в ДОУ.
учебно-методический материал
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в ДОУ.
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
В своей образовательной деятельности использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
В своей работе использую различные методы:
1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация картин, слайдов, мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, схемы, способа действия и др.
2. Практические: упражнения; игровой метод(дидактические,воображаемая ситуация в развернутом виде,роль); ситуативные методы, элементарные опыты; экспериментирование, моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми.
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.
Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Форма организации обучения
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая, интегрированная.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личные симпатии детей , общность интересов детей, но не уровень развития.
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.
При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы, ИКТ-технологии (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной
группе “Невидимка-воздух”.
Цель:
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость,
легкость, отсутствие запаха, сила.
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
“воздух”, его свойствами и ролью в жизни человека.
Программные задачи:
Обучающие:
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное,
речевое, физическое.
Методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение.
Оборудование: стаканчики с водой, банка с водой, соломинки, веер, бумага и бумажные
салфетки, полиэтиленовые мешочки на каждого ребёнка;
Ход НОД:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими
исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете
отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
-Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (ответы детей: дома, деревья, птицы, животные и
т.д.)
Воспитатель:
Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища,
вода, воздух).
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
Воспитатель: Вы знаете сколько человек может прожить без еды, а без воды? (несколько
дней) , а без воздуха? (несколько минут).
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и
какими свойствами он обладает.
-Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
-Чтобы у нас получились опыты я предлагаю слушать меня внимательно, следовать
инструкциям и без разрешения ничего не брать. В лаборатории надо соблюдать
определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую
лабораторию в группе. Подходим к столу.
-Ребята, а вы видите воздух? А я не вижу.
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый.
-Да. Воздух-невидимка.
-Хотите почувствовать, как движется воздух?
(Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в
движение, салфетка слетает на пол.)
-Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в
движение. А также предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)
Итак проведем:
Опыт 1. “Поймай воздух”. ( пакет на каждого ребенка).
-Давайте вместе возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его какой он пустой, а теперь
раскрываем его, берём двумя руками и набираем воздух и закручиваем его, пакет
полон воздуха, на что он похож. воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Давайте
посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух?
Невидимый,прозрачный.
-Ачто еще в нашей группе прозрачное? (Окно, лампочка, стекло, аквариум, очки и т.д.)
-Теперь выпустим, каким станет пакет? (ответ детей).
-Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей: надувать матрасы,
спасательные круги и жилеты, велосипедные. автомобильные камеры колес, батут, шарики
воздушные и т.д.)
-Молодцы, ребята!
-Вывод: Воздух приобретает форму того предмета. в какой он попадает.
Опыт 2. “Воздух занимает место”.
-Дети, что в стакане? (ничего).
-А теперь положим в стакан бумажную салфетку. (Воспитатель переворачивает стакан вверх
дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Вытаскиваем
стакан из банки, а салфетка оказываеся сухой). (Опыт предлагается повторить всем детям).
Вывод:
-Воздух не пускает воду в стакан.
-Атеперь наклоните стаканчик. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха).
-Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана. а его место занимает вода. Интересно
наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь
легче воды.
Опыт 3. (Детям предлагаются стаканчики с водой и трубочкой.) Подуйте в трубочку. Почему
появляются пузыри? (Воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Чем больше
воздуха, тем больше пузырей.
Воздух есть везде:в группе, на улице, и у нас дома. Какого цвета? (бесцветный).
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Опыт 4. “Слышим воздух”.
-Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть
шарик.
-Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух).
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим
шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку
спускать воздух, что мы слышим?( Писк, воздух.)
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет
воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
-Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из
кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
-Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко).
Игра «Узнай по запаху».
Вы замечательно справились. Молодцы!
Опыт 4. «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
-На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
-Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду
резиновую игрушку(мячик). Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?
Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
-Молодцы, ребята.
-Итак воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух
помогает человеку. (Мельница, вентилятор, свисток, музыкальные инструменты, надувная
лодка, воздушный шарик, автомобильная шина).
-А теперь поиграем в интересную веселую игру “Раздувайся, пузырь”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.
Реализация программы по ФГОС....
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в группе «Колокольчик»
методы и формы и средства...